«Если ты не сдаешься, у тебя остается шанс». Джек Ма — о том, почему Alibaba растет, а конкуренты погибают |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-08-01 04:00 Ровно 20 лет назад на свет появилась компания, которой суждено было перевернуть мир интернет-коммерции. 4 апреля 1999 года бывший китайский преподаватель и переводчик Джек Ма вместе с друзьями основал маркетплейс Alibaba, который со временем разросся в целую бизнес-империю с рыночной капитализацией в $500 млрд. Сегодня в одноименную группу компаний входят интернет-магазины AliExpress и Taobao, платформа для электронных платежей Alipay и целая плеяда других онлайн-проектов. Сам Джек Ма с состоянием в $34,6 млрд стал богатейшим человеком Китая (а в мировом топе Forbes за 2018 год ему досталось 20-е место). Inc. собрал наиболее яркие высказывания легендарного китайского предпринимателя, отражающие его подход к ведению бизнеса (прямо скажем, не совсем обычный). Об опыте и ценностяхКогда знакомые бизнесмены спрашивают: «Джек, чем ты сейчас занят?» — я отвечаю, что строю систему ценностей. На это они говорят: «Ты глупец, 99% бизнесов плевать на это хотели. Что их заботит — так это прибыль. Зарабатывание денег — это сам бизнес и единственная его ценность». Но я не верю в это. Мы хотим быть среди того 1% компаний, которые считают, что зарабатывание денег — результат, но не цель. Цель же — повлиять на весь мир, изменить его, сделать лучше. Когда мы начинали электронную коммерцию, никто не верил, что она приживется в Китае. Люди верили только в «гуаньси» и сделки, заключенные «лицом к лицу», — в стране не было системы доверия. Сегодня мы совершаем более 30 млн транзакций в день (это фраза из интервью 2014 года; в настоящее время число транзакций, обрабатываемых Alibaba за сутки, может доходить до 1,5 млрд. — прим. Inc.). Мой герой – Форрест Гамп. Мне нравится этот парень. Я смотрел этот фильм с десяток раз и пересматриваю всегда, когда переживаю очередную фрустрацию.Amazon — империя, и контролирует все самостоятельно, а мы хотим быть экосистемой. Наша философия: предоставлять другим возможность продавать, обслуживать, быстро расти и становиться сильнее нас. С нашими инновациями и технологиями 10 млн малых компаний — наших партнеров — могут потягаться с Microsoft и IBM. В самом начале я просто хотел выжить. Первые 3 года у нас был нулевой доход. Помню, как-то я собирался расплатиться с владельцем одного ресторана, но тот сказал: «Ваш счет уже оплачен». Он передал мне записку с текстом: «Мистер Ма, я ваш клиент на платформе Alibaba — и сделал на ней много денег. Знаю, что вы не заработали ничего, и поэтому оплатил ваш счет». Помогайте молодым, поддерживайте маленьких — потому что они станут большими. Если посеять семена в ума молодых, то когда они вырастут, вы измените мир. В 1995 году я запустил свою первую интернет-компанию China Pages — мы создавали домашние страницы для китайского бизнеса. Но владельцам крупных компаний и предприятиям госсектора это было не нужно. Только малые и средние компании хотели новшеств. После запуска Alibaba мы поняли, что лишь они и хотят заниматься электронной коммерцией. Если ты не сдаешься, у тебя остается шанс. Такой урок я извлек из черной полосы в самом начале истории Alibaba. Ты должен сделать так, чтобы у твоей команды были ценность, инновация и видение. И еще, когда ты мал, тебе следует быть очень сосредоточенным и полагаться на свои мозги, а не на силу. О рецептах успехаНеудачи — это дорога, по которой вы будете следовать к успеху. Только убедитесь, что выбрали верное направление. Я терпел неудачи множество раз. Устраивался на работу в 30 разных мест — и везде получил отказ. Даже в KFC, когда они открылись в моем городе, из 24-х прошедших собеседование приняли 23-х, — я оказался единственным, кому отказали. До 30 лет я был неудачником, но никогда не сдавался. Чтобы победить в 21-м веке, нужно расширять возможности других людей. Они будут становиться лучше вас, а вы станете успешным. Если хотите расти — ищите подходящие возможности. Чтобы стать великой компанией, нужно понять, какую социальную проблему вы могли бы решить. Моя работа — делать деньги, помогая другим зарабатывать. И тратить их так, чтобы как можно больше людей разбогатело. Это настоящая головная боль.Все потребители одинаковы: они хотят нового, дешевого, хорошего и уникального. Если мы сможем создать все это — они придут. Успех и прибыльность — результат ориентирования на клиентов и сотрудников, а не на абстрактные цели. Ты должен учиться у своих конкурентов, но никогда не копировать их. Скопируй — и умрешь. Я стараюсь сделать себя счастливым. Потому что знаю: если я несчастлив — мои коллеги несчастливы, а значит, мои акционеры несчастливы и мои клиенты несчастливы. Каждые пять лет очередные наши конкуренты погибают, а Алибаба выживает и растет. Чему учит эта история успеха? Извлекайте уроки из ошибок других людей — вы столкнетесь точно с такими же (независимо от того, насколько умны). Вы учитесь, когда понимаете, как справляться с ошибками (а не когда получается их избегать). В наше время делать деньги очень легко. Но добиться стабильной прибыли, неся ответственность перед обществом и улучшая мир, действительно сложно. О команде и принципахУмным людям нужен дурак, чтобы вести их. Когда команда состоит из множества ученых, лучше всего, чтобы впереди шел крестьянин, — у него другой образ мышления. Проще победить, если люди видят вещи с разных точек зрения. В технологиях я разбираюсь так же, как и 80% людей на планете, — очень слабо. Поэтому главный принцип, который я поставил во главу угла, когда создавал Alibaba Group, — все должно работать максимально просто и понятно. Чтобы любой человек (даже случайно нажавший на кнопку) мог получить искомый результат. Я сам все тестировал, и если какой-то инструмент мне был непонятен — сразу выбрасывал его. Потому что если я ничего не понял, то и 80% жителей планеты в этом не разберутся. Если бы мы приходили на работу к 8 утра и уходили в 5 вечера, Alibaba никогда не стала бы успешной. Когда у вас вот такое «с-8-до-5»-мышление, нужно заниматься не высокотехнологичным бизнесом, а чем-то другим. Для нас клиент стоит на первом месте, сотрудник — на втором, акционер — на третьем. Те, кто инвестируют в нас, должны это учесть. Если не хотите покупать это — ничего страшного. Сожалеете о покупке? Можете нас продать. Я уважаю акционеров, но они третьи в нашем списке.Доверьтесь молодым людям и их инновациям. Они создают новое, меняя мир каждый день. Не злоупотребляйте новичками, только вышедшими из университетов, — у них проблемы с собственным «я». Они будут беспрекословно идти за вами, но вряд ли когда-либо предложат что-то свое и проявят необходимую инициативу. Кроме них, нужны люди, уже поработавшие в малом и среднем бизнесе, набившие шишек: разбавляйте ими новичков — и вы получите нужный сплав. Ориентироваться на лучших совсем не обязательно, а иногда даже вредно. Это большая ошибка начинающих миллионеров. У меня появилось $5 млн, и я нанял супермена (как мне казалось) — вице-президента одной из компаний, дорогостоящего профессионала. Он составил мне бизнес-план на $12 млн, от которого я был в шоке, — у меня ведь было всего $5 млн. На что профессионал заметил, что он никогда не составлял бизнес-планы меньше чем на $12 млн! Нужно быть реалистами и работать только с подходящими вам людьми. Прочие восточные мудростиГлобализация — это благо, и мы должны следовать этим путем. Ведь когда торговля прекращается, приходит война. Сегодняшний день жесток. Завтрашний — ужасен и безжалостен. А послезавтрашний — прекрасен. В чем разница между умом и мудростью? Умные люди видят то, чего не видят другие, а мудрые притворяются, что не видят этого. Умный человек знает, чего хочет. Мудрый же знает, чего не хочет. Мой дед работал 16 часов в день и говорил, что очень занят. Мы работаем по 8 часов в день и говорим, что очень заняты. Сейчас появляется искусственный интеллект, создаются роботы. Наши дети, наверное, будут работать лишь по 3 или 4 часа трижды в неделю. Готов поспорить, они тоже станут говорить, что очень заняты.Компьютеры всегда будут умнее нас. Они все запоминают, никогда не злятся и очень быстро вычисляют. Но, в отличие от человека, компьютер никогда не обзаведется мудростью. Об отношениях с властьюНикогда не ведите дела с властями. Мы не делаем проекты для правительства. Если они придут и скажут: «Джек, ты не мог бы нам помочь?» — я представлю им своих друзей, заинтересованных в этом. Если же они захотят, чтобы лично я сделал что-то, то сделаю это бесплатно и попрошу их не приходить снова. Пока что у нас здоровые и полюбовные отношения с властями. О неймингеОднажды я был в кофейне в Сан-Франциско и мне пришло в голову, что Alibaba — хорошее название. Я спросил официантку: «Вы знаете, кто такой Алибаба?» — и она ответила: «Да». Тогда я спросил: «Что вы о нем знаете?» — и она ответила: «Сезам, откройся!» Тогда я вышел на улицу и опросил около 30 прохожих. Мне попадались люди из Индии, Германии, Японии и Китая — все они знали Алибабу и «сезам, откройся». Его имя всемирно известно, оно легко произносится на всех языках. И сегодня Alibaba – тот самый «сезам, откройся» для средних и малых компаний. В материале использованы высказывания Джека Ма из выступлений на Всемирном экономическом форуме (2017, 2018 и 2019), во время визита в Астану, в Высшей школе бизнеса Стэнфордского университета, а также из интервью Asia Society, CNBC (2016, 2017), CBS и CNN. Комментарии: |
|