Что такое социальный конструкт? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-08-24 14:28 Некоторые философские термины хорошо приживаются в публичном пространстве, но при этом нередко их смысл искажается. И всё чаще они употребляются неправильно или не в том контексте. Ярким примером этого является социальный конструкт. Его часто упоминают в современных политических дискуссиях, но, как правило, в интуитивном значении, отдалённом от широкой философской базы, стоящей за ним. Специально для Insolarance Самсон Либерман подробно объяснил, что такое социальный конструкт, и написал о трёх контекстах формирования этого понятия – социальной феноменологии Бергера и Лукмана, постмодернистской критике социологии и акторно-сетевой теории Латура. С расцветом политических дискуссий и появления какого-никакого русскоязычного публичного пространства спрос на гуманитарное знание ощутимо вырос. С одной стороны, не устаешь радоваться востребованности философии (пусть иногда и в качестве софистики), с другой – приходится постоянно уточнять и пояснять значение того или иного термина, используемого неправильно или не в том контексте. Это произошло и с концептом социального конструкта, который стал популярным способом назвать что-то вымышленным, существующим только из-за того, что люди это придумали. Заявления вроде «гендер (семья, государство и т.д.) – это социальный конструкт» верны, но в совершенно непривычном смысле для тех, кто обычно так говорит. Ведь это означает не иллюзорность гендера и то, что он зависит только от желания субъекта (патриархата, государства и папы с мамой). Понятие социального конструкта возникло не за один день, поэтому мы рассмотрим три основных контекста его формирования. Изначально термины «социальный конструкт» или «социальная конструкция» отсылают к программной книжке по социальной феноменологии «Социальное конструирование реальности» Бергера и Лукмана. Вторым контекстом является постмодернистская критика социологии, получившая у Бодрийяра название «смерть социального». Наконец, третий контекст – восприятие акторно-сетевой теории (АСТ), которое немыслимо вне контекста полемики Бруно Латура с «сильной программой» социологии знания в лице Дэвида Блура. Социальное конструирование реальности Первый контекст связан с главным новшеством социальной фенологии – особым пониманием реальности как конвенции субъектов, закрепленной в языке. Это положение созвучно с принципом Витгенштейна «значение слова – это его употребление», который распространяется здесь на всю социальную реальность. Реальность – это то, как люди описывают реальность. Для Бергера и Лукмана, написавших «Социальное конструирование реальности», главным противоречием в предшествующей социологии является субъект-объектная дихотомия, которая всегда оборачивается разрывом между обществом как надындивидуальной реальностью и социальными субъектами с их целями и установками. Весь вопрос в том, кто кого конструирует: социальная ситуация определяет социальных субъектов или наоборот. Это противоречие оговаривается во введении к первой главе, оно же положено в основание структуры книги: первая глава называется «Основы знания повседневной жизни», вторая – «Общество как объективная реальность», третья – «Общество как субъективная реальность». По замыслу авторов, понятие повседневности должно снять противоречие между субъектом и средой. Реальность, понимаемая как повседневность – это то, что человек, живущий в данном конкретном обществе, считает таковым, тем, что для него привычно. Знание – это представления конкретного субъекта о мироустройстве. С одной стороны, индивидуальные представления субъектов конструируют повседневность, с другой – индивидуальные представления задаются объективной для всех реальностью. Повседневность конструируется не только индивидуально и феноменологически, как набор субъективных объективаций и типизаций, но задается еще интерсубъективностью и языком. Интерсубъективность понимается как ситуация «лицом-к-лицу». Эта ситуация отличается своей двунаправленностью, Бергер и Лукман говорят о двух источниках конструирования реальности – «моё и его «здесь и сейчас» постоянно сталкиваются друг с другом, пока длится ситуация «лицом-к-лицу»… Я вижу его улыбку, потом, реагируя на мой хмурый взгляд, он перестает улыбаться, потом улыбается снова, когда видит мою улыбку и т.д.». Ситуация «лицом-к-лицу» – эталон социального взаимодействия. Остальные случаи – лишь отклонения от нее. Но «даже в ситуации лицом-к-лицу, я постигаю другого посредством средств типизации». Чем дальше ситуация взаимодействия от «лицом-к-лицу», тем большую роль играет типизация. Чем дальше от меня второй субъект, тем более типически я его воспринимаю, так как у него меньше средств вмешаться и «сломать» мои типизации и шаблоны. Для человека, видевшего китайцев только по телевизору, они все одинаковы – представители типа «китайцы». Для человека, заказывающего товары с «алика», тип «китайцы» будет немного сложнее: он будет делится хотя бы на тех, кто говорит по-английски и тех, кто почти нет. В ситуации непосредственного контакта типизация практически исчезнет, поскольку станет бесполезной и ненужной. Именно этим механизмом объясняется феномен диванных экспертов. Чем дальше я от рассматриваемой ситуации, тем проще и яснее она мне представляется. Как у Булгакова: «Взять все и поделить». Язык в контексте социальной феноменологии понимается как система объективаций субъективных значений: «реальность повседневной жизни не просто полна объективаций, она и возможна лишь благодаря им». Язык воплощает в себе объективность повседневности, он существует до меня и оказывает на меня влияние. Язык подчиняет меня своим структурам. При этом он порожден объективацией субъективных значений. В языке и формируется единое пространство повседневности способное вместить частные интеракции акторов. Язык выполняет роль синтеза, если мы будем рассуждать в терминах гегелевской диалектики. Однако это синтез не тезиса и антитезиса (трансцендентного и имманентного), а двух антитезисов — двух имманентных субъективностей. Такое понимание социальной реальности, как объективизации субъективных значений в языке, ляжет в основу и понимания социальных конструктов у Латура. Мотив низвержения социального до повседневности будет ключевым в постмодерне. Например, у Жана Бодрийяра. Понимание реальности как конвенции акторов станет местом полемики Дэвида Блура и Бруно Латура. Дереализация общества и социального Важным контекстом распространения и популярности идеи социальных конструкций является критика метафизической и натуралистической трактовки общества. Ключевыми фигурами здесь являются мыслители Жан-Люк Нанси и Жан Бодрийяр. Нанси пытается отказаться от понятия «общество» вообще и вместо него вводит понятие «сообщества». Во французском языке слова «сообщество» (la communaut?), «коммуникация» (communication), «коммунизм» (le communisme) являются однокоренными, что важно. В предисловии и введении к книге «Непроизводимое сообщество» Нанси акцентирует на этом внимание. Французский оригинал названия работы Нанси можно перевести и как непроизводимое, и как непроизводящее (d?s?uvr?e). Сообщество ничего не производит и ничем не произведено. Основной проблемой для Нанси является возможность коммуникации и «коммунности» (в смысле сообщности) после провала коммунистических режимов. Главной характеристикой общества оказывается непроизводимость. В отличие от Батая, для Нанси сообщество и экстаз (растворение любовников друг в друге, их слияние) скорее соотносятся как две крайности: наступивший экстаз разрушает сообщество, а длящееся сообщество делает невозможным экстаз. Общность как экстаз (снятие, синтез, реализация) частного в абсолют всегда будет оборачиваться идеологией и смертью единичного. Нужно искать не единое-общее, не базовую структуру, стоящую «за» частными интеракциями (вроде производительных сил, абсолютного духа или крови-почвы), а моменты и события коммуникации. Сообщение частностей – сообщество, которое не реализуется через что-то и не реализует что-то, а случается и угасает. Речь идет об отказе от редукционизма, возможности свести наличные акты коммуникации к единому субстрату или основанию. Также и единичности не предшествуют факту коммуникации. Единичность обращена наружу, вовне и является обнаружением Другого, другой единичности. Сообщество – это единственно возможная форма существования единичностей, она существует только как момент сообщения с другими единичностями, но не общности с ними. Общность и общество как реализация абсолюта всегда отсылает к смерти. У Батая, на которого ссылается Нанси, жертвоприношение является точкой завязывания сообщества: жрец в пределе приносит в жертву себя. Человек приносит себя в жертву общности, сливаясь тем самым с абсолютом или порождая его. Поэтому полная реализация абсолюта (коммунизм Маркса, царство Духа у Гегеля) – это всегда смерть единичностей (о чем говорил, например, Кожев, сильно повлиявший на французов того времени). Похоже, но немного иначе разворачивает концепт смерти Жан Бодрийяр. Речь идет уже не о смерти единичностей в абсолюте, а смерти социального как такового. Смерть социального – довольно известный концепт Бодрийяра, вынесенный в название его работы. Бодрийяр имеет в виду размывание социальных структур, угасание классовых противоречий и рождение массы. Масса является ключевым концептом: он сравнивает массу с черной дырой, куда проваливается социальное. Главными её отличительными признаками является полное отсутствие каких-либо признаков. Масса ничем не отличается, не имеет интересов и целей. Главной её силой является молчание и нейтрализация. Поэтому ей невозможно манипулировать. Единственным ответ, который она может предложить манипулятору – молчание и симуляция. Ответом на выборы будет их игнорирование или симуляция голосования. Политическое как таковое не существует, а симулируется, ведь значимых изменений в работе общества не требуется. Примером такой ситуации для Бодрийяра является война в Персидском заливе, которой «не было». Про симулякры подробней можно узнать в недавней статье. Все социальные институты (семья, государство, образование искусство и прочее) являются не формой договоренности или результатом борьбы и угнетения, а симуляцией. Муж с женой симулируют семью, избиратели с кандидатами симулируют выборы, студенты с профессорами симулируют учебу. Это также в некоторым смысле восходит к Витгенштейну, к его концепту языковых игр. Примером действия массы можно считать реалити-шоу, где границы между зрителем и зрелищем стерты. Масса смотрит сама на себя, означающее и есть означаемое. Или означаемого, как референта, того на что мы смотрим и на что указываем, просто нет. Здесь нет нарратива (ни большого, ни маленького). Нет смысла, стоящего за происходящим, отличного от происходящего на экране. Собственно, сама граница между тем, что на экране, и тем, что не на экране, исчезла. Если шоу – это реальное, то и реальное – это шоу. Чистого реального, Реального с большой буквы просто не осталось. Масса Бодрийяра и сообщество Нанси – примеры не-редукционистских социальных концепций. В продолжение этой линии ирредукционизма, в качестве рефлексии и ответа на дереализацию начинают появляться новые онтологии, к которым можно причислить акторно-сетевую теорию Латура. Кроме этого с Нанси Латура сближает идея гетерологии, в смысле разнородности и множественности начал социального (сам Латур ссылается на монадологию). С Бодрийяром – семиотический инструментарий, хотя сам Латур будет здесь ссылаться скорее на Витгенштейна. Акторно-сетевая теория Последним контекстом, который мы обсудим, будет полемика Бруно Латура с Дэвидом Блуром, который представляет позицию «сильной программы» социологии знания. Поэтапно, в полном объеме и с многочисленными комментариями эта полемика воспроизведена в журнале «Логос». Главной точкой совпадения и различия позиций Латура и Блура являются принципы релятивизма и реализма заключенные в концепте симметрии. Блур настаивает на необходимости симметрии при социальном анализе как условно истинных, так и условно ложных научных теорий. До этого в «слабой программе» социологии знания влияние общества трактовалось как искажения рациональной истины, а поэтому обнаружить его можно только в ложных теориях. Например, заблуждения лысенковцев – это результат воздействия социальных условий (сталинизма, бюрократии и прочего), тогда как открытия менделевизма – это чистое рациональное знание, очищенное от социальных примесей. Против этой асимметрии и восстает Блур. Сильная программа настаивает на единой природе всех научных теорий: и заблуждений, и открытий. Социальное теперь не просто искажение реального или жизни, оно и есть жизнь. Такого рода релятивизм Блур дополняет требованием реализма или эмпиризма (он часто использует эти термины как синонимы): социальные факторы являются не искажением реальности или природы — они такая же часть природы, как и всё остальное. Тезис о единстве природы и общества позволил вывести все научные теории на одну доску социального исследования. Стремление соединить релятивизм с реализмом или даже эмпиризмом вполне радикально для конца XX, и какое-то время оно свойственно обоим исследователям. Точкой разрыва между их позициями является субъект-объектная дихотомия, ярым и последовательным приверженцем которой является Блур. Для него очевиден разрыв между природой и нашим знанием о природе. Так как любое знание равноудалено от своего объекта, все теории оказываются в равных правах. Социолог должен изучать не природу, а наше знание о природе. Главный упрек Блура Латуру в том, что последний не видит разницы между природой и представлениями о ней. Латур же усматривает в подобной натуралистической позиции кантовский трансцендентальный идеализм и делает следующий шаг в радикализации социологии знания – «даёт слово самим вещам». Согласно акторно-сетевой теории, именно сами объекты являются конструкциями, а не наши субъективные (пусть и конвенциональные) представления о них. Но объекты конструируются не только ученым-субъектом, но многими актантами, в том числе и актантами не-людьми (газета, микроб, теория, французский парламент и т.д.). Любой объект теперь понимается как временно устойчивая сеть или поток актантов. Актанта можно тоже представить в виде объекта, и он также будет толковаться как сеть других актантов, и так далее. Латур выводит блуровскую связку эмпиризма и релятивизма на новый уровень, еще более радикальный. Если Латур называет что-то конструктом – имеется в виду именно его реальность и наличность, но не наоборот. Но конструкт ограничен временем и местом своей конфигурации или сборки. Действительно, демократия, пол, гендер, данная статья – это все конструкты. Но российская демократия не была сконструирована Ельциным или госдепом, пол и гендер – патриархатом, статья – мной как автором. Вещи конструируются множеством актантов. В случае со статьей актантами можно считать не только меня, но и ноутбук, и самого Латура, и чай, стоящий на моем столе. Но от того, что она является конструкцией, она не становится менее реальной – наоборот, она только теперь становится реальной. Конструкт релятивен, в смысле не абсолютен, но при этом он также и не сводим к абсолюту или другому(им) конструкту(ам). В этом смысле они не сводимы – не редуцируются к абсолюту и не не-сводимы – не являются абсолютами. Конструкт реален. А реальность конструктна. Можно сказать, что Латур создает новую онтологию, в которой основными принципами являются ир-редукционизм (или а-редукционизм) и гетерономия (онтологический плюрализм). То есть, реальность множественна и единичности сводимы-несводимы друг к другу. В этом смысле его идеи можно отнести к корпусу современных, так называемых горизонтальных или плоских онтологий, вроде теорий Хармана или Мейясу. Хотя последние уже сами склонны обвинять Латура в недостаточном реализме и радикализме. Вывод Все три названных в статье контекста важны. Бергер и Лукман – одни из первых сформулировали проблемы субъект-объектной дихотомии и конвенциональности реального. От дереализации общества у постмодернистов и Нанси растет потребность в новых горизонтальных не-редукционистских онтологиях. Симметрия Блура, объединившая в себе принципы реализма и релятивизма, стала основным направлением для исследований Латура на старте его исследований. Социальный конструкт – это особая трактовка реальности в качестве сетей актантов (людей и не-людей). Эта сеть, несмотря на то, что она сконструирована, не может быть редуцирована к другим сетями, актантам или к чему-либо еще. Так как с момента, когда она сконструирована, сеть обретает собственный онтологический смысл, самостоятельность и влияние на другие сети и актантов. Ближайшим концептом, которому можно уподобить АСТ – делезовская ризома. Но, в отличие от постмодернистских концептов, конструкт всегда обладает качественными самостоятельными характеристиками и собственным онтологическим статусом. Учитывая эти контексты, довольно трудно трактовать латуровский конструкционизм в русле социальной критики и аргументов для обвинений в искусственности и «не-реальности». Выражение «гендер – это социальный конструкт» означает не его иллюзорность или идеологичность, с последующей необходимостью изменения, но реальность гендера и необходимость с ним считаться. Конструкция, как результат сложно сплетённых и множественных связей, в меньшей мере подвержена произвольным изменениям ввиду чьих-то желаний. Проще говоря, пересобрать дом труднее, чем сделать перестановку в отдельной квартире. На этом примере заметно, насколько изначальный посыл Латура «дать голос самим вещам» далек от посыла Маркса – «дело заключается в том, чтобы изменить мир». Однако это и не означает, что «вещи» не могут меняться сами (условно говоря, крыша дома может «сама по себе» порасти плесенью). Латур сознательно дистанцируется от позиции социального критика. Хотя иногда и включается в критическую полемику. В заключение стоит сказать, что Латур на протяжении академической карьеры довольно часто менял свои позиции и пересматривал базовые принципы. Поэтому никому не избежать споров о настоящем раннем, позднем и «настоящем» Латуре. Сегодня акторно-сетевая теория – это скорее онтологический проект нежели методологический. Сейчас развиваются два основных проекта Латура – собственно, АСТ и, более поздний проект, философия модусов существования. Последний почти полностью отходит от проблематики социальной и конструкционистской, являясь онтологией или даже метафизикой. Автор текста: Самсон Либерман. В оформлении использованы работы Evelyn Bencicova. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|