Апофения. Верую, ибо показалось. Александр Панчин. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-08-16 08:05 Переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных. Наша уникальная и очень важная способность приводить отрывочные данные в систему иногда вырождается в искажение реальности. Имя этому искажению – апофения, с греческого переводится как «делаю явным». Что такое апофения, и что же человек «делает явным»? Мозг постоянно отслеживает взаимосвязи между событиями, находит причины и смысл происходящего. Без этого мы бы вряд ли так развились, а может, и вовсе не выжили бы. Любой прогноз основан на наблюдении за миром и вычленении главного. Вначале именно через чистые наблюдения человечество старалось вывести те законы, что управляют сущим. Затем люди поняли, что нельзя просто так взять и связать какие-то явления – нужно проверить, наверняка ли они связаны. Появился эксперимент, который во многих случаях позволяет установить точную причину и следствие. Если мы не пользуемся проверкой гипотез, высока вероятность ошибки. В качестве причины называется то, что ею быть не может. А идею случайности мы отвергаем, её сложно осмыслить. Человек связывает несвязанное в поисках ответов на возникающие перед ним загадки, начинает видеть некий замысел, потаенный смысл там, где его нет. А иногда и выстраивает бесчисленные взаимосвязи, делает из них далеко идущие выводы – это может привести его к заблуждениям паранормального или религиозного толка. Творчество и шизофренический бред. Видение в несвязанных явлениях некоего смысла и какой-то общей причины и есть апофения. Первым, кто описал это переживание, был психиатр Конрад, который относил апофению к начальной стадии шизофрении. Именно он ввел термин «апофения», охарактеризовав им шизофренический бред. Апофения, хоть и переводится как «делаю явным», не раскрывает истинной природы реальности, в этом состоянии человек придает огромное значение любым вещам, попавшим в поле его зрения, и не способен отделить зерна от плевел. Апофения признается сейчас характерной и для вполне здоровых психически людей. Впрочем, по этому поводу до сих пор ведется полемика. Peter Brugger, специалист в области нейропсихологии и психопатологии, считает, что склонность видеть отсутствующую на самом деле связь между объектами и идеями необходима в процессе творчества. Так что апофения – это не только ошибка разума, но и важное состояние для творца. Его исследование также говорит о влиянии высокого уровня дофамина на склонность находить смысл и значение там, где их нет. Почему же это происходит? Эволюционные психологи ответили на этот вопрос. В доисторический период, когда за каждым кустом мог скрываться опасный враг, пралюдям было необходимо для сохранения жизни делать быстрые выводы из не очень ясных событий. Допустим, кто-то из них услышал шум, похожий на рычание, и здесь всего два пути: скрыться или остаться на месте. Если это был всего лишь ветер, треск ветки, то ничего страшного не произойдет, но что, если в кустах сидел гепард? Второй выбор – остаться на месте – оказался бы последним. Поэтому апофения – лишь следствие того механизма, который спасал людей от смерти. Примеры искажений. Примеров апофении бесчисленное множество. Некоторые наиболее распространенные из них связаны с парейдолией. Парейдолия – зрительная иллюзия. Когда мы видим в случайных скоплениях облаков образы животных, это как раз парейдолия. Мы видим несуществующий образ, составленный из реальных объектов. Апофения с парейдолией идут рука об руку в тех случаях, когда человек не просто увидел образ, но и придал этому личный смысл. К примеру, разглядел в тарелке лик святого и подумал, что это знак для него или всего мира. К апофении можно отнести все явления, события, целые пласты культуры, где прослеживается выстраивание закономерностей, тогда как на самом деле их нет: призраки, нумерология, гадания, пророчества Нострадамуса, сверхъестественные переживания и многое другое. Формой апофении считается и ошибка игрока. Её суть в том, что людям тяжело отрываться от прошлого опыта и смотреть в будущее. Когда десять раз подряд выпадал орел, будет казаться, что вероятность выпадения решки становится больше при следующем броске. Но монетка подчиняется случайности, орел и решка могут появиться в следующий раз с равной долей вероятности. Кстати, эта логическая ошибка свойственна практически всем людям, поэтому владельцы казино всегда остаются в выигрыше. Теории заговоров – еще один вариант апофении. Видеть во всем руку масонов или семьи Ротшильдов не сильно помогает в жизни, зато дает быстрое объяснение разрозненным событиям. Человек ищет причины, соединяет факты без скепсиса и проверки. Самое поразительное, что в суждениях многих великих людей можно было заподозрить апофению. Карл Юнг даже разработал термин «синхроничность», когда внутренние переживания и мысли влияют на реальность непосредственно. Он иллюстрируется для массового зрителя в фильме «Опасный метод» с Кирой Найтли. Там Юнг приходит к Фрейду, в комнате что-то щелкает, и Юнг начинает говорить о том, что у него было жжение в животе, и щелчок с ним связан. Будто причина может быть не только физической, но и чисто ментальной, будто сама мысль, смысл нашей мысли может вести за собой цепь событий в реальном мире. Это акаузальный объединяющий принцип, или синхроничность Юнга, которую легко опровергнуть, указав на то, что, если мы ожидаем что нечто случится, мы выберем любое из того, что произойдет дальше в подтверждение этого, а что-то происходит всегда. Комментарии: |
|