Зачем нужен бизнес-анализ и кто такие бизнес-аналитики

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Каких-то 15 лет назад роли «бизнес-аналитик» на IT-проектах не было. Требования составляли и согласовывали или разработчики, или проектные менеджеры, а то и сам заказчик. Со временем проектов стало больше, а сложность их так увеличилась, что стало ясно: бизнес-анализ – большой, отдельный пласт работы.

Сейчас представить IT-проект без бизнес-аналитиков едва ли возможно: они – связующее звено между командой разработки и заказчиком.

Чем именно занимаются бизнес-аналитики? Что им нужно знать и уметь? Как строится их работа? Об этом и многом другом мы поговорили с бизнес-аналитиками из EPAM Сергеем Громовым и Сергеем Барановым.

Что такое бизнес-анализ и зачем он нужен?

Бизнес-анализ – это набор методик, которые помогают понять структуру, особенности компании клиента, определить её потребности и предложить варианты решения задачи. В ходе бизнес-анализа выбирают оптимальное решение; готовят к нему требования; оценивают, какая функциональность больше всего важна заказчику; составляют и согласовывают документацию для разработчиков. В IT бизнес-аналитики работают с информационными системами – сайтами и приложениями.

Сергей Громов: «Когда бизнес-аналитиков не было, требования мог готовить сам заказчик. Но не всегда это получалось быстро и качественно: у представителей крупных компаний тоже не хватало ресурсов, времени и знаний, чтобы создавать документы для программистов. Часто из-за плохо подготовленных документов сроки релизов срывались, а это не нравилось ни заказчикам, ни исполнителям. Появились бизнес-аналитики, и благодаря им процесс сбора требований стал быстрее и эффективнее».

Входит ли системный анализ в понятие «бизнес-анализ»?

От бизнес-аналитиков ожидают, что они изучат процессы компании, выявят, разработают, задокументируют и согласуют бизнес-требования. Системному аналитику нужно проанализировать полученные бизнес-требования, уточнить их, и, учитывая особенности будущей системы, разработать детальные функциональные и нефункциональные требования. Помимо этого, системному аналитику нужно знать, как прописать требования бизнеса так, чтобы их поняли IT-специалисты. Системные аналитики проектируют модели данных, описывают протоколы взаимодействия между системами. В EPAM, например, системной аналитики как отдельной профессии нет. У нас, как правило, бизнес-аналитики выполняют все эти функции.

Сергей Громов: «Бизнес-аналитиков в EPAM можно назвать full-stack-аналитиками. Мы делаем всё: выявляем требования, анализируем бизнес-процессы, готовим документы с детальным описанием требований, которые нужны разработчикам».

Какие задачи выполняют бизнес-аналитики на проектах?

  • Знакомятся с бизнесом заказчика

Перед встречей с заказчиком бизнес-аналитик должен разобраться в сфере, с которой связан проект: узнать, что значат термины, которые там используются; понять, как обстоят дела в этой области; изучить сайт компании; оценить, какие решения уже разработаны; побеседовать с коллегами, у которых были похожие заказчики. Затем руководство проекта и аналитик определяют цель встречи: познакомиться, узнать о что-то о продукте или представителях IT со стороны бизнеса, или рассказать о своем опыте и продемонстрировать проекты, которые делали разработчики в схожих сферах.

  • Выявляют потребности бизнеса

На этом этапе определяют, какое именно IT-решение необходимо бизнесу и нужно ли оно вообще, какие проблемы оно должно решать. Бизнес-аналитики вместе с архитектором решений и другими участниками команды предлагают свои варианты IT-решения для заказчика. Клиент делает выбор.

Сергей Баранов: «Бывают случаи, когда заказчик определился, чего он хочет, а в ходе беседы с аналитиком выясняется, что его проблему можно решить совершенно иначе».

  • Участвуют в разработке требований к системе

На этом этапе бизнес-аналитики вместе с менеджерами проекта и тимлидами проговаривают и фиксируют всевозможные тонкости: сколько кнопок будет в приложении и какого цвета, нужен ли личный кабинет, как человек будет попадать на сайт/в приложение/базу данных, нужно ли там логиниться, каким будет шрифт, когда продукт закончат разрабатывать и начнут тестировать, сколько времени пройдет до того, как им можно будет пользоваться.

  • Подготавливают и согласовывают документацию

После этого бизнес-аналитик представляет заказчику детализированный документ, в котором расписаны все требования к системе. Его согласовывают.

  • Помогают сформулировать задачи разработчикам

Проект согласован, и теперь бизнес-аналитик помогает сформулировать задачи для разработчиков. Обычно он встречается с тимлидом команды, они вместе смотрят документацию. Бизнес-аналитик дает пояснения, отвечает на вопросы, и, если это нужно, уточняет что-то у заказчика.

  • Участвуют в сдаче продукта

В процессе проверки продукта аналитик помогает урегулировать спорные вопросы. Он выявляет дополнительные пожелания, которые могут возникнуть у заказчика, и передает их команде Главная задача здесь – дать возможность заказчику внести правки в проект так, чтобы первоначальные договоренности не нарушились.

Какими навыками нужно обладать бизнес-аналитику?

Требования к специалистам в зависимости от проекта предъявляют разные. В основном бизнес-аналитикам нужно уметь:

Большой плюс для аналитиков, если они знают, как действовать в конфликтных ситуациях, а также могут просто объяснять заказчику сложные вещи из сферы IT.

Сергей Баранов: «Глубоко погружаться в какую-то одну технологию бизнес-аналитику не нужно: проект закончится, начнется другой, а там, вероятнее всего, будет другое окружение, и нужно будет использовать другие технологии и программы. На одном проекте ты работаешь с файловой интеграцией, на другом с микросервисами».

Сергей Громов: «Мы постоянно погружаемся в новые предметные области. Сегодня это банковские карты, завтра страхование. Изучаем нормативные документы, читаем новые законы, смотрим тенденции на рынке, чтобы предложить что-то оригинальное заказчику. Появился JSON – освоили его, появились мобильные приложения, мобильные банки – изучили все их особенности виды и типы, посмотрели, как они работают на разных смартфонах».

Куда расти бизнес-аналитику?

Бизнес-аналитик может развиваться и горизонтально, и вертикально:

Сергей Баранов: «Можно стать ведущим бизнес-аналитиком или двигаться в сторону проектного или ресурсного менеджмента. Я знаю много людей, которые начинали с бизнес-анализа, а теперь отлично справляются с управленческими функциями».

Сергей Громов: «Если бизнес-аналитик хорошо разбирается в IT, обладает большим запасом технических знаний, он может стать еще и архитектором решений. Все зависит от того, что ему ближе, какие цели он ставит перед собой и к чему стремится».


Источник: m.vk.com

Комментарии: