ВЫЯВЛЕНИЕ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-07-12 00:21 Карелина Инна Борисовна, кандидат педагогических наук, логопед высшей категории, Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области «Городская детская больница», 152934, Ярославская область, г. Рыбинк, ул. Чкалова, д.53, Центр коррекции речи «Возрождение», 150043, Ярославская область, г. Ярославль В последние годы число неговорящих детей раннего возраста значительно возросло. По нашим данным около 80% детей раннего возраста имеют задержки речевого развития (ЗРР) различного генеза, среди которых преобладают ЗРР дизартрического характера. Как правило, в основном это экстрапирамидная и корковая формы дизартрии, которые вызваны пренатальной и натальной патологией. Ранняя помощь детям с ЗРР может быть намного эффективнее, если родители этих детей сразу бы понимали и принимали проблемы своих детей, но родители на ранних этапах онтогенеза долгое время не замечают каких-либо отклонений в развитии ребенка. Затем, когда нарушения в старшем возрасте становится более заметными, обращаются к различным специалистам, в том числе и к логопедам. Первичным звеном, выявляющим детей с речевыми или интеллектуальными нарушениями, является логопед или невролог детской поликлиники или детского диагностического центра. Как правило, они первыми сообщают родителям, что у их ребенка имеются те или иные проблемы в развитии речи или интеллекта. Очень часто неговорящим детям раннего возраста логопеды-практики ставят диагноз «моторная алалия» и в дальнейшем выбирают неправильную тактику коррекционной работы. Это приводит к тому, что сроки коррекционной работы затягиваются и не дают высоких результатов. Таким образом, они упускают время, и детям не оказывается никакой помощи практически до трех или даже четырех лет. Только после трех лет и старше родители этих детей понимают, что ждать нечего, и начинают бегать по специалистам: неврологам, логопедам, дефектологам, психологам, но, к сожалению, первый и самый большой сензитивный период развития ребенка пропущен, поэтому оказать помощь такому ребенку уже гораздо сложнее. Значительно повысить эффективность коррекционной работы можно, если уже в раннем возрасте выявлять дизартрию и подбирать адекватные методы абилитации, такие как общий и артикуляционный массаж, различные виды ЛФК: пассивная гимнастика, начиная с младенческого возраста и активная гимнастика с 3-4 лет, а также специальная коррекционно-логопедическая работа, направленная на устранение дизартрии [3]. Очень часто родители детей с речевыми или психическими нарушениями не понимают важности массажа и ЛФК и отказываются от этих видов абилитации. Но на ранних этапах развития массаж и ЛФК более эффективны, чем коррекционные занятия, так как правильное формирование движений, способствует развитию речи и познавательной активности. Познавательная активность у ребенка начинает формироваться, как только он научился хорошо держать голову и перевернулся на живот. Дальнейшее развитие познавательной активности и речи происходит у ребенка с развитием общей и мелкой моторики и, в частности, зависит от правильного захвата предметов рукой. Поэтому следующим этапом психомоторного развития детей является умение самостоятельно и правильно сидеть. Затем ребенок учится стоять с поддержкой и правильно ползать. Правильное ползание развивает координацию и подготавливает к ходьбе [1]. Если у ребенка имеются какие-либо нарушения психомоторного развития, то всё его психическое и речевое развитие идет искажённо: задерживается или нарушается. Поэтому так важны в раннем периоде массаж и ЛФК, так как они нормализуют тонус и формируют движения [4]. Коррекционные занятия имеют наибольший эффект, если они сочетаются с массажем и ЛФК. Занятия с логопедом или дефектологом должны проводиться систематически не менее двух раз в неделю, а массаж и ЛФК курсами каждые шесть месяцев до достижения ребенком по возможности нормального или близкого к норме физического развития. Коррекционные занятия проводятся длительное время, иногда до нескольких лет, и зависят от характера и тяжести речевого или психического расстройства [3]. Поэтому логопедам необходимо знать основные критерии тех форм дизартрии, которые наиболее часто смешиваются с моторной алалией. Так экстропирамидная дизартрия у детей раннего возраста проявляется нарушением мышечного тонуса, что в свою очередь, приводит к нарушению фонации, артикуляции, темпа, ритма и интонации. Поражения экстрапирамидной системы приводят к расстройствам мышечного тонуса по типу дистонии. В спокойном состоянии мышечный тонус приближен к норме, но при попытках двигаться или говорить мышечный тонус резко повышается, что может приводить к мышечным спазмам [2]. Эта форма дизартрии чаще всего встречается у детей, имеющих в анамнезе роды путем кесарева сечения. В младенческом возрасте у таких детей отмечается повышенный тонус в мышцах ног и пониженный тонус в мышцах спины. Поэтому такие дети сначала начинают стоять с поддержкой, а потом садиться и ползать, иногда они вообще не ползают или ползают неправильно. Они достаточно рано начинают ходить в 10-11 месяцев, но походка у таких детей неустойчивая и шаткая. Дети часто падают. В долингвистическом развитии у таких детей отмечается слабость или отсутствие крика в момент рождения, позднее начало гуления в 4-5 месяцев и лепета в 10 месяцев. Гуление и лепет отличаются скудностью. Первые слова появляются в возрасте двух лет. Активный словарь достаточно быстро накапливается, в 2,5 года у детей появляются простые обиходные фразы из дух слов. К трем годам формируется фразовая речь. Дети используют простые распространенные фразы из 3-4 слов, но очень часто речь малопонятна для близких ребенка и непонятна для окружающих, так как звукопроизношение грубо нарушено. Из-за нарушения артикуляции задерживается созревание фонематического слуха. Поэтому в раннем возрасте дети могут недостаточно понимать обращенную речь, чем напоминают слабослышащих. К пяти годам речь становится фонетически более сформированной, но отмечается нарушение произношения звуков позднего онтогенеза: заднеязычные г, к – заменяются переднеязычными т, д; свистящие и шипящие имеют губно-зубное произношение (сумка – фумка, шапка – фапка), иногда искаженные свистящие звуки могут заменять шипящие или шипящие произносятся в более простом нижнем или губном произношении, а соноры л, р произносятся гортанно. Также звук л может заменяться губным (польское л). Другая форма дизартрии, которая также часто смешивается с алалией, - это корковая. При этой форме дизартрии нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата, в следствии чего страдает переключение от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко повторить за взрослым изолированный звук, а в потоке речи звуки искажаются или заменяются более простыми по артикуляции. При этой форме дизартрии также нарушается общая моторика, отмечается повышенный тонус кистей рук, поэтому дети плохо рисуют, не проявляют интереса к ручным видам труда, в школе отмечается плохой почерк [2]. Раннее моторное развитие задерживается. Дети позже начинают держать голову (после 2 месяцев), переворачиваться на живот (после 3 месяцев), задерживаются более сложные локомоторные функции: ползание (8-9 месяцев) и ходьба (с 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев). Долингвистическое развитие также идет с задержкой: гуление и лепет появляются в более поздние сроки и носят скудный характер. Первые слова появляются после двух лет, накопление словаря идет медленно, простые фразы появляются к трем годам, распространенные фразы после трех лет. Дети долго не могут овладеть даже простыми формами диалога, отвечают однословно. У них нарушается коммуникативная функция речи. Страдает моторная и слухоречевая память. Понимание речи соответствует возрастной норме, но носит ситуативный характер. В дальнейшем в дошкольном возрасте у таких детей отмечается общее недоразвитие речи, а в школьном возрасте они испытывают трудности в обучении: с трудом усваивают учебный текст, плохо понимают условия задач по математике, на письме у них отмечается дизорфография, которая сохраняется до конца обучения в школе. Поэтому логопедам необходимо учитывать основные диагностические критерии выявления дизартрии у детей при обследовании и выбирать адекватные методы коррекции для повышения эффективности абилитационной работы, как только выявлены первые характерные признаки этих двух форм дизартрии: нарушение мышечного тонуса, задержка моторного и долингвистического развития. Как показывает наш достаточно большой практический опыт, что традиционных логопедических методов и приёмов для эффективной коррекции нарушенного развития оказывается недостаточно. Детям с нарушенным онтогенезом необходимы приёмы и упражнения для созревания зон мозга, отвечающих за двигательное, речевое и психическое развитие. Поэтому в логопедической практике становится актуальным использование нейропсихологических методик. Для этого в начале абилитационного процесса проводится диагностика, которая включает исследование гнозиса, праксиса, сформированность серийной организации движений и речи. По результатам диагностики определяются направления абилитационной и коррекционной работы. В систему коррекционной работы входят элементы замещающего онтогенеза, кинезотерапевтическая артикуляционная гимнастика и нейродинамическая ритмопластика, стимулирующая мозжечок и межполушарное взаимодействие. Метод замещающего онтогенеза – это реконструкция сенсомоторного опыта ребенка с момента рождения. Он нацелен на формирование базовых основ и предпосылок познавательной и речевой функций. В начале абилитационного процесса используются двигательные методы, связанные с речевым сопровождением [5]. Ребенку предлагаются упражнения в той последовательности, в которой он находится сразу после рождения: лёжа на спине, затем на животе, потом сидя, далее ползание на четвереньках и наконец, ходьба и различные её виды. Помимо этого на занятиях используются упражнения дыхательной гимнастики, которые делают дыхание естественным, голосовые упражнения, артикуляционный массаж, упражнения нейродинамической ритмопластики, которые стабилизируют общий тонус и упражнения, формирующие сенсомоторное взаимодействие [5]. Таким образом, как показывает практический опыт, что при сочетании нейропсихологического и логопедического воздействия в работе с детьми с нарушенным онтогенезом достигаются высокие результаты, так как в основе этого воздействия находятся специальные методы двигательной и речевой коррекции. Все это необходимо донести до родителей, чтобы они поняли, что нет лечения с моментальным результатом, а есть долгая длительная абилитационная работа, где главным звеном будут они – родители, и чем больше их вклад в ребенка, тем лучше результаты. Дети с тяжелыми речевыми или психическими нарушениями иногда достигают лучших результатов при участии родителей, чем дети с более легкими нарушениями, но родители, которых не уделили должного внимания их развитию. Список литературы: 1. Бадалян О.А. Невропатология – М.: Просвещение, 1987. – 317 с. 2. Беляева Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. издат. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с. 3. Карелина И.Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста: – Монография. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. – 156с. 4. Карелина И.Б. Логопедический массаж при различных речевых нарушениях: практическое пособие / И.Б. Карелина. – М: Издательство Гном, 2013. – 64 с. 5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с. Комментарии: |
|