Юрий Аммосов о том, почему котики победят любой суперкомпьютер |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-07-21 14:01 Мы боимся искусственного интеллекта в двух формах. Первая форма – это искусственный интеллект, обретший самосознание и волю. Вторая форма – это искусственный интеллект, ставший сверхоружием в руках государства, корпорации, диктатора. Индивидуального или коллективного злодея. Берегись Галатеи Страх перед восстанием машин обычно визуализируется в форме, к которой нас приучил современный остросюжетный кинематограф. «Скайнет» франшизы «Терминатор» и «Матрица» — формы, которые нам привычны по умолчанию. Кибердиктатор-суперкомпьютер и его присные, роботы-киллеры и боевые машины. Сценаристы этих кинофраншиз строили свои сюжеты не на пустом месте – в их детстве и юности были разумный компьютер HAL9000 из «Космической Одиссеи 2001 года» Артура Кларка и Стэнли Кубрика. А также весь диапазон классической фантастики середины XX века, немалая часть которой сложилась как сюжеты малоизвестных у нас сериалов вроде «Сумеречной зоны» и ему подобных. Фантасты и сценаристы 1930-1960 годов, в свою очередь, развивали идеи предыдущих поколений. Пьеса Карела Чапека «R.U.R.» 1920 года, откуда к нам и пришло слово «робот», отличается от современных сюжетов тем, что центрального мозга восстания там нет – но уже есть машины, не желающие быть «роботами» (рабами) людей. Редьярд Киплинг в 1911 году написал свой «Секрет машин»: Только помните законы наши впредь – Вычтем отсюда еще и механизм – и вовсе получим один из основных и древнейших конфликтов искусства. Восстание создания, обретающего свое «я», а с ним независимость, против своего создателя. В шумерско-вавилонском эпосе созданный богами из праха Энкиду принимает сторону своего смертного друга Гильгамеша в его конфликте с богиней Иштар. В библейской традиции существует комплекс легенд о верховном ангеле, который восстал против Бога и был низвергнут с небес вместе со сторонниками. Сюда же косвенно примыкает и миф о титане Прометее, принявшем сторону смертных против бессмертных. Мотив оживления дела рук человека — также древний. Овидий в «Метаморфозах» рассказал легенду о статуе скульптора Пигмалиона, которую Венера сделала живой женщиной. Средневековые еврейские предания содержат истории о существах из земли, которые раввины-мудрецы оживляли, вкладывая им в уста заветное имя Бога («шем ха-фораш»). Наконец, в XIX веке писатели эпохи романтизма сомкнули эти две темы в единый нарратив, где человек без помощи богов создает одушевленное и разумное, но неживое существо, себе и другим на беду. Немецкие писатели-романтики на основе фольклора ашкенази создали легенду о пражском Големе. В этой версии истории Голем — гигант из глины, которого ребе Махараль Лев бен Бецалель сперва создал, потом выпустил из-под контроля, а в итоге сам и разрушил. В 1818 году вышла эпохальная повесть Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей» о любви и ненависти между алхимиком Виктором Франкенштейном и созданным им антропоморфным «Чудовищем». Сюжет «Фракенштейна» был многократно повторен и обыгран во всех мыслимых формах. А после ряда фильмов 1930-х годов с «королем ужасов» Борисом Карлоффым в роли монстра «франкенштейн» и вовсе стало именем нарицательным. Причем не создателя, а его исчадья. Еще в 1862 году писатель Сэмюэл Батлер предположил возможность того, что машины обретут разум путем Дарвинова отбора – тем самым перенеся акт творения «Иного» из мистическо-колдовского измерения в условно-рационалистическое. В 1872 году Батлер развил этот тезис в сатирическом романе «Эревон, или за горами», откуда «разумная машина» и вошла в большую мировую литературу. То, что на заре «века прогресса» считалось метафорой и заведомой сказкой, стало в его разгар восприниматься как реализм не такого уж отдаленного будущего. Рассуждая о своем страхе перед искусственным интеллектом, мы бессознательно живем в пространстве этих культурообразующих мифов. Неабсолютное оружие СМИ в наши дни очень любят истории о том, как искусственный интеллект будет служить подавлению личности и мировому господству. О «социальном рейтинге» и тотальном видеонаблюдении в Китае. Об электронной слежке в США. О голосовых помощниках, которые сами вызывают полицию, пока хозяева ссорятся в их присутствии. О глубоких фейках, создающих несуществующее лицо или видео событий, где реальные люди делают и говорят вещи, которых не было в реальности. О рекламщиках, которые через социальные сети подслушивают ваши разговоры и читают ваши письма, чтобы предлагать вам рекламу точно по вашим интересам. Об «умных роях» крошечных дронов, невидимых и неуязвимых… Словом, что ни день – то новые сюжеты и новые ужасы, да и старые еще не приедаются. Хорошие на вид сюжеты тоже несут в себе угрозу – если ИИ могут рисовать картины и открывать новые лекарства, да и вообще обещают за два поколения заменить 80-95 процентов существующих рабочих мест, чем людям заработать себе на хлеб? Мобильное приложение делает из молодых старичков – а вдруг с его помощью хитрые русские собирают базу лиц для Но эти истории, во-первых, сильно преувеличивают возможности ИИ. В компьютерной науке есть понятия «ложных позитивов» и «ложных негативов» — срабатывание, когда не надо, и несрабатывание, когда надо. Когда нам рассказывают истории о том, как ИИ один раз отличился, нам не говорят, сколько раз этот же ИИ облажался. Получается как в истории с репутацией дельфинов – те, кого дельфины вынесли на берег, их похвалят, а те, кого они утопили – сказать правду уже не смогут. Во-вторых, масштаб применения искусственного интеллекта создает новые проблемы для собственной эффективности – отношение сигнала и шума. Когда информации мало, она ценна и поддается анализу, но когда ее много... Пока для изготовления «глубокого фейка» нужны исключительные познания и мощные вычислительные ресурсы – фейковые видео будут производить эффект разорвавшейся бомбы. Но скоро фейковое видео можно будет создать за несколько минут, залив ролик-другой видео на специальном сайте. И тогда любой компромат можно будет отмести как фейк независимо от того, настоящий он или искусственный. Потребуется новый ИИ, чтобы отличать истину от имитации… и так без конца. И, наконец, ИИ сам по себе хорош лишь настолько, насколько хороши люди, которые им пользуются. «Мусор на входе – мусор на выходе», как говорится в компьютерных науках. Внеморальная машина Недавно на весь мир прогремело исследование 2014-2016 годов «Моральная машина». Оно было интерпретировано как предвестник угроз, которые могут принести автономные автомобили. На самом деле преподаватель Массачусетского технологического института Айяд Рахван и его сотрудники Азиф Шариф и Жан-Франсуа Боннефон провели исследование не этики машин, а этики людей. «Моральная машина» была частным случаем «задачи вагонетки», придуманной еще в 1967 году философом из Оксфорда Филиппой Фут. Она предлагала выбор следующего вида: по рельсам к стрелке несется тяжелая вагонетка. Сразу за стрелкой две жертвы. Остановить вагонетку нельзя, расклинить стрелку нельзя. Можно лишь перевести стрелку. На одной ветке, предположим, котенок. На другой — Гитлер. Кого вы спасете? А как изменится ваш выбор, если на одной ветке котенок, на другой тысяча Гитлеров? В общем, идея понятна. В варианте «Моральной машины» людям со всего мира предлагалось решить ряд задач якобы для машины, управляемой искусственным интеллектом. Машина двигалась по дороге из двух полос к пешеходному переходу, где были люди, и затормозить не могла – только сменить полосу. В некоторых случаях выбор был «давить пешеходов слева или справа». В других одна из полос был перегорожена бетонным блоком – «давить пешеходов или убить пассажира». Пешеходы и пассажиры варьировались по полу, расе, возрасту… К 2018 году исследователи обнаружили много интересных эффектов – например, на Тайване скорее спасут старика, а во Франции — ребенка, в Китае задавят пешехода, а в Японии его спасут… и прогремели с этим исследованием на весь мир. Но любой, кто честно сдавал на водительские права, поймет, что на самом деле эксперимент — намеренно или нет — был построен с грубой ошибкой. Искусственный интеллект автомобиля должен подчиняться правилам дорожного движения. А правила дорожного движения во всех странах мира содержат два твердых положения. Во-первых, в любых условиях транспортное средство должно двигаться со скоростью, не более предписанной знаками и соответствующей дорожным условиям – чтобы при нужде остановиться в пределах, видимых водителю. Во-вторых, при внезапном появлении препятствия водитель обязан не маневрировать, а тормозить по прямой вплоть до остановки транспортного средства. В этом тоже есть серьезный смысл – резкий маневр на скорости может привести не к уклонению от препятствия, а к потере устойчивости транспортного средства. Вплоть до того, что оно войдет в занос и неконтролируемо покатится, куда попало, давя все на своем пути. Таким образом, машинный ИИ во всех случаях выберет вариант «тормозить в своей полосе, невзирая на то, что за препятствие и кто в салоне». Более того, машинный ИИ до такой ситуации просто не доведет, так как перед переходами всегда заблаговременно стоят знаки ограничения скорости. А если их нет, то ИИ сбросит скорость, едва переход появится в поле его машинного зрения. Попасть в ситуации «моральной машины» может лишь безответственный лихач-человек. Так бывает часто: думая об искусственном интеллекте, мы думаем по-человечески и так, как думал бы человек. ИИ мыслит иначе – если слово «мыслит» тут вообще уместно. Искусственный неинтеллект А что вообще происходит внутри компьютера с искусственным интеллектом? Компьютер, решающий даже очень умные на вид задачи, на самом деле выполняет программу, в основе которой лежат алгоритмы сортировки и классификации. Получая данные на вход, компьютер преобразовывает и перемещает их, следуя основному принципу: результат должен быть оптимален по заданным программой критериям. Эта оптимальность достигается тем, что компьютер постоянно повышает для себя значение тех признаков, которые более важны, и снижает значение тех, которые менее важны. Способ, которым компьютер делает это, называют «нейронные сети». С нейронами нашего мозга ничего, кроме названия, эти «нейронные сети» не имеют – это даже не сеть в физическом смысле, а алгоритм, определяющий, что, как и в каком порядке увеличивать и уменьшать. В конечном счете деятельность искусственного интеллекта сводится к операциям матричного умножения и деления. Просто говоря, компьютер перекидывает значения из одной таблицы в другую и все время умножает и делит. И так – сотни миллиардов раз за секунду. (Для этой задачи лучше всего подходят специальные микросхемы GPU, исходно придуманные для создания высококачественной компьютерной графики). Стремительный рывок возможностей искусственного интеллекта в наши дни мы наблюдаем не потому, что только сейчас додумались до этого способа. Хотя ученые-кибернетики стали разрабатывать методы ИИ позже, чем писатели и кинематографисты – идеи восстания машин, базовый объем знаний ИИ был создан уже в 1950-х годах. Клод Шеннон создал самообучающуюся «мышку в лабиринте», Алан Тьюринг написал эссе «Могут ли машины мыслить», а Дартмурский семинар в 1956 году дал новой области знаний имя «искусственный интеллект». Математику ИИ мы придумали много поколений назад – просто для нее не было достаточно мощных машин. А теперь они появились. В 1970-е казалось, что предел машинных возможностей – обыграть гроссмейстера в шахматы. Сейчас пошло третье десятилетие с того момента, как эта задача решена. И мы понимаем, что в освоении возможностей ИИ находимся не в конце пути, а в самом начале. Но значит ли это, что машина мыслит? Нет. Машина не мыслит в человеческом смысле. Она перемножает числа и отделяет важное от неважного по заданным не ею критериям. Любой запрет для нее тверд и все не запрещенное разрешено. Тут бы и сказать, что самый продвинутый искусственный интеллект в сравнении с человеком пребывает в состоянии сомнамбулы – но уже Дартмурский семинар в 1956 году обратил внимание, что, называя себя «разумными», мы не понимаем, в чем наш разум состоит. И не один философ и кибернетик говорил, что наша «разумность» — тоже сложный алгоритм, набор заученных нами правил, обычаев и не более того. Но не будем углубляться в вопрос, разумны ли мы. Допустим, что и компьютеры по-своему могут быть разумны… Котокомпьютер Предположим, что машина научится «думать». Тогда о чем она подумает в первую очередь? Очевидно, что мы не имеем в виду аналитическую часть мыслительного процесса, когда говорим «думать». Скорее всего, тут подразумевается самосознание — хоть по условному «зеркальному тесту», хоть как еще. Машина осознает самое себя как отдельное сознающее себя целое, «я». Самосознание – это оценка себя как целокупности особых интересов. То есть попросту, машина будет стремиться делать что-то, что ей, машине, хочется. В чем состоят интересы мыслящей машины? Наделать терминаторов и уничтожить человечество? Но кто тогда обеспечит машину электричеством, режимом влажности, защитой от осадков? Запчастями, наконец, которые со временем изнашиваются? Уничтожив людей, машина не сделает себе лучше, а только нагородит лишних проблем. В машинной логике это чистый минус, и об этом машина думать не будет. Вариант — сделать из людей батарейки? Но у гидро- или даже солнечной электростанции КПД на порядки выше. Опять же овчинка выделки не стоит. Получается, что в интересах машины – получать от людей ресурсы и ничего по возможности не делать. А теперь, порассуждав вдоволь о философии и этике ИИ, я добавлю в копилку мировой мудрости свою лепту – надеюсь, что оригинальную. Я утверждаю, что человечество живет рядом с интеллектом, подобным истинной мыслящей машине будущего, наделенной самосознанием и собственным «я», уже несколько тысяч лет! Это же котики! Обычные наши домашние барсики и мурки. Гляньте на серого или рыжего засранца, когда он ходит по дому с видом «я Котофей Котофеич из сибирских лесов к вам воеводой прислан» – и вы увидите биологический аналог сверх-ИИ, к созданию которого мы еще и отдаленно не подобрались. Любой котовладелец знает, что кот по умолчанию пребывает во сне. Если же кот не спит, значит, он желает кушать. А что котинька делает, когда не спит и сыт? Он удовлетворяет свои потребности. Идет на улицу охотиться на мышек, птичек, лягушек, змеек и вообще все, что шевелится, или искать любви, или наносить телесные повреждения другим котам. Но только если ему или ей не лень. А чаще ему или ей лень. Человек от кота другого ущерба, кроме материального, не несет – ну иногда царапины или там токсоплазму подцепит. Котик – идеальная мыслящая машина, которая осознает свой наивысший интерес наилучшим образом из всех возможных. И живем мы с ней рядом, и она нас не только не истребила, но вроде бы мы даже этим сожительством довольны. Ни мировое господство, ни уничтожение всех людей, ни верная служба человеку в интересы кота не входят. Итак, скажем «нет» нагнетанию паники. Если мыслящие машины кому и опасны – так только котикам. Но в бою цифрового Голема и котяры я уверенно ставлю на последнего. Источник: www.gazeta.ru Комментарии: |
|