Португалия справилась с эпидемией потребления героина, отменив наказание за употребление наркотиков |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-07-21 00:23
В 2001 году Португалия первой в мире отменила наказание за употребление всех наркотиков, включая героин. Новая стратегия предполагала, что потребителям наркотиков нужно помогать, а не сажать в тюрьму. Смена стратегии привела к радикальному снижению смертности от передозировок и числа случаев заражения ВИЧ. Создателем стратегии был доктор Жоау Каштель-Бранку Гоулау. Журналист Глеб Струнников поговорил с ним. — Португалия была одной из первых стран в мире, которая запустила национальную программу по обмену шприцев и иголок, заместительной терапии еще в 1990-х годах. — Да, в 1993 году у нас появилась первая программа по замене шприцев и иголок. — Насколько плоха была ситуация, раз в вашей стране приняли такое решение? — Мы столкнулись с эпидемией потребления героина. Она началась в конце 70-х годов и охватила все население. Ситуацию усложняло распространение ВИЧ в начале 80-х. Положение было катастрофическим, и надо было сделать с этой проблемой что-то новое, чего никогда еще не делали. Программа [замены шприцев и иголок] была довольно инновационной. Главным звеном стали местные фармацевты: в каждой районной аптеке можно было воспользоваться этой услугой. Любой мог прийти с использованным шприцем, выкинуть его в специальный контейнер и получить новый набор: шприцы, презервативы и другие [одноразовые] предметы, которые мы добавляли с каждым годом в этот гигиенический набор для наркопотребителей. — Первая вещь, которая приходит в голову, когда ты сталкиваешься с подобной эпидемией, — ужесточить наказание, ввести запретительные меры. Вы пробовали это? — Нет, никогда. Мы заботились о наркопотребителях, особенно тех, которые употребляли героин. Мы относились к ним как к больным людям, которым нужно лечение. Нашей главной задачей было предоставить его всем нуждающимся. И даже до того, как человек начинал лечение, мы предлагали ему меры по снижению вреда, чтобы помочь справиться с ситуацией. — То есть это было вашим подходом с самого начала? Не звучало голосов консерваторов, которые считали этих людей преступниками, место которым в тюрьме, что это социальное зло, с которым надо бороться именно так? — Наша проблема с наркотиками появилась позже, чем в большинстве европейских стран. Как вы знаете, мы долгое время жили при диктатуре, и в это время у нас не было настолько серьезных проблем с наркотиками. Были суровые наказания, наркопотребителей жестко преследовали, — в сущности, очень мало кто осмеливался употреблять наркотики, и достать их было сложно. Но после революции в 1974 году наше общество внезапно стало открытым. В страну вернулись наши солдаты из колоний — Анголы, Мозамбика и так далее. Произошло множество быстрых социальных изменений. Был настоящий взрыв доступности наркотиков, люди стали экспериментировать с ними. Но это было не так, как в других европейских странах. В Португалии наркотики распространились по всему обществу, во всех социальных группах — не только среди маргиналов или представителей меньшинств, но и в среднем, и в высшем классе, и среди политиков. И всего через десятилетие было уже почти невозможно найти португальскую семью, в которой не было проблем с наркотиками. Люди начали воспринимать это так: «О, мой мальчик, мой сын — не преступник. Он — человек, которому нужна помощь». И это как бы снизу вверх создало движение, направленное на гуманный подход к наркополитике. И хотя наши законы были карательными, государство все равно прикладывало серьезные усилия к тому, чтобы предложить тем, кто нуждался в лечении, возможность его получить. Не только лечение, но и возможности по снижению вреда: в том числе замену игл и шприцев, а позднее — заместительную терапию. Так как основной причиной наших проблем был героин, мы стали развивать метадоновые программы, не только для лечения, но и так называемые низкопороговые программы снижения вреда. Вместо тюремного заключения, только лишь за факт употребления наркотиков, большинство потребителей были направлены в лечебные учреждения. Позднее, в конце 90-х годов, мы создали нашу первую национальную стратегию наркополитики. По большей части это была систематизация того, что мы уже делали, но были и инновационные меры. И в этой стратегии были меры по снижению не только предложения наркотиков, но и — особенно — спроса на них: предотвращение, лечение, снижение вреда, реинтеграция людей в общество. Мы предложили декриминализовать потребление всех наркотиков — потому что это скорее проблема, связанная со здравоохранением, чем с преступностью. Поэтому мы предложили изменить политику в том, что касается личного употребления и хранения для себя. — Правильно ли я понимаю, что, живя под диктатурой, вы не имели такого опыта неэффективной «Войны с наркотиками», как в США или Европе 60–70-х, и поэтому могли обращаться к их опыту, из чего поняли, что если попытаться просто посадить всех в тюрьму, это не сработает? — Да, мы основывались на их опыте. К тому же социальная ситуация в Португалии была очевидно другой, чем в других европейских странах. Там у людей была возможность научиться жить в мире, в котором присутствуют наркотики. Здесь же, так как наркотики появились в обществе внезапно и резко, у нас не было времени, чтобы подготовиться и проинформировать население, предотвратить употребление наркотиков и справляться с этой ситуацией постепенно, как это делали другие страны. Поэтому мы неожиданно столкнулись с очень проблемной ситуацией. И с ней нужно было справляться по-новому. Этот гуманный подход был ответом, который разработали определенные эксперты, но у него была огромная общественная поддержка. — Это очень напоминает то, что произошло в странах бывшего СССР в начале 90-х, но почему-то мы не пришли к тем же выводам. Какие наиболее важные меры были приняты в Португалии помимо декриминализации? — Это должен быть полный набор мер. Декриминализация сама по себе была бы бесполезна. Вместе с ней нужно иметь систему здравоохранения, готовую справляться с проблемами, вызванными наркотиками. Нужно предлагать легкодоступное лечение, без всяких очередей, без принуждения и оплаты для всех, кто в нем нуждается. И мы сделали это до декриминализации. Нужно находить контакт с наиболее маргинализованными наркопотребителями, идти в те места, где они употребляют наркотики, обращаться к ним, просвещать их, обучать более безопасному употреблению. Сделать так, чтобы они доверяли медицинским работникам — это должно быть первым шагом к тому, чтобы они начали лечение. У нас нет принудительного лечения, но мы довольно убедительны, когда общаемся с ними, предлагаем им начать лечиться, перестать употреблять и делать то, что они делают. А декриминализация восстанавливает в наркопотребителях утраченное доверие к государственным услугам в целом. То есть если среда остается криминализованной, люди стараются избегать общения с государственными служащими. Потому что они боятся, что их сдадут в полицию и выдвинут обвинение. А в Португалии у них нет такого опасения, они знают, что это не происходит, что медработники не станут передавать их в полицию, для них не будет никаких негативных последствий. Так что есть гораздо больше возможностей расширить доступ к лечению. Чтобы добиться этого, нужно предлагать его в декриминализованной среде. — Если говорить о результатах вашей политики: насколько мне известно, число передозировок и заражений венерическими заболеваниями, а также других негативных последствий употребления наркотиков после внедрения новой политики сильно снизилось. — Да. — А что насчет числа наркопотребителей? Стали ли люди употреблять меньше или больше наркотиков после того, как они были декриминализованы? — Один из самых впечатляющих результатов, которых мы добились, — снижение числа проблемных наркопотребителей. Когда мы приняли нашу наркополитику, по нашим расчетам, таких было около 100 тысяч только среди потребителей героина. С тех пор мы смогли обеспечить людям лечение, обучить их употреблять более безопасно, предложить им низкопороговую заместительную терапию, и сегодня, по нашим оценкам, мы имеем дело с 50 тысячами проблемных потребителей, причем по всем суммарно среди потребителей всех наркотиков. И большая часть из них проходит лечение или пользуется программами снижения вреда. Теперь стало очень сложно найти человека, который потребляет наркотики так, что это создает проблемы в его жизни, и при этом никак не связан с нашими здравоохранительными программами. — А каково ваше определение проблемного потребителя? — Внутривенное употребление, навязчивое употребление, ежедневное употребление… Это люди, центральное место в жизни которых занимают наркотики. Это совсем другое, нежели потребление от случая к случаю с рекреационными целями, когда человек употребляет раз в неделю, в выходные, или на какой-нибудь вечеринке. Большинство таких людей мы не считаем проблемными наркопотребителями, даже если у них есть риск превратиться в таковых. Мы пытаемся снизить уровень употребления в обществе. И мы достигли хороших результатов: например, среди молодежи мы добились увеличения возраста экспериментирования. Раньше он был около 12–13 лет. Сегодня люди впервые пробуют наркотики в 16. А чем позже ты начинаешь употреблять наркотики, тем меньше вероятность, что станешь зависимым от них. Хотя сам уровень потребления не снизился — а точнее, процент людей, которые один раз в жизни попробовали или употребляют от случая к случаю, — мы достигли больших успехов именно с проблемными наркопотребителями, зависимыми людьми, которым было предложено лечение. Мы внедрили решения в сфере здоровья, благодаря которым они смогли перестать употреблять. Даже с учетом того, что мы говорим о хронической рецидивирующей болезни и иногда рецидивы случаются — но они уже знают, что делать в таком случае, куда обращаться за помощью, если в их жизни что-то пойдет наперекосяк. — А какой эффект эта реформа оказала на общую статистику преступности — грабежи, убийства на улице и так далее? — У нас никогда не было проблемы высокого уровня преступности, связанного с наркотиками. Было много нетяжких корыстных преступлений, но без крови. И даже этот небольшой уровень преступности снизился после реформы. Теперь у нас меньше грабежей, меньше преступности в обычной жизни людей. — Это ваши личные ощущения или статистика? — Это статистика. И есть один удивительный побочный эффект нашей декриминализации: увеличение эффективности полиции и таможенных служб. Потому что вместо того, чтобы тратить все свое время и энергию на обычных наркопотребителей на улице, они занялись крупными преступными организациями. Они улучшили взаимодействие с заграничными коллегами, и теперь вместо того, чтобы конфисковывать граммы и килограммы на улице, они перехватывают тонны в контейнерах в открытом море — крупными партиями. В итоге, когда они представляют свои результаты в конце года, общий объем конфискаций получается больше. Это не итоги каких-то конкретных годов, это тренд: они стали более эффективно бороться с крупной контрабандой. Нельзя сказать, что объемы увеличиваются равномерно: они могут в один год арестовать груз в 50 тонн, а на следующий год им не настолько повезет — но тренд именно такой. Сейчас полицейские и таможенники счастливее всех из-за того, что потребление наркотиков было декриминализовано и они могут предоставить наркопотребителей системе здравоохранения. — Это удивительно, потому что у нас в России борьба с наркотиками устроена так: полицейские арестовывают обычного человека с дозой для личного потребления в кармане и заставляют его сдать торговцев, которых он знает, и таким образом идут вверх по цепочке шаг за шагом. Как они делают это у вас, если у них нет такой возможности? — Они улучшили свое взаимодействие с международными организациями: Европолом, крупными агентствами — даже с DEA. Они получают информацию о крупных поставках и работают с ними. И вместо того, чтобы конфисковывать небольшие количества на улице, гоняться за людьми и получать от них информацию, при помощи которой шаг за шагом идти по цепочке снизу вверх, они теперь скорее работают сверху вниз. — Расскажите о заместительной терапии. С точки зрения случайного человека, это может показаться способом для наркопотребителей быть «под кайфом» постоянно и бесплатно. Это так или нет — и если нет, то в чем отличие? — Заместительная терапия в основном работает с опиатами. Как вы знаете, героин имеет короткий период полувыведения. Поэтому его потребители, чтобы не страдать от депривации — недостатка опиатов в организме, — должны употреблять его несколько раз в день. В случае с заместительной терапией мы заменяем зависимость от одного опиата зависимостью от другого. В случае с метадоном можно принимать одну дозу в день, причем перорально. И когда ваша доза сбалансирована, вы можете жить абсолютно нормальной жизнью. Вы можете водить машину, иметь работу и так далее. В этом вся разница. Конечно, метадон выписывают врачи, и они подбирают дозу к вашим нуждам. Но когда она подобрана, вы полностью функциональны. Метадон не приносит вам «кайфа», как героин. Он не вызывает эйфории. — Что вы думаете о разделении на «легкие» и «тяжелые» наркотики? Имеет ли оно смысл? Есть две разные точки зрения: первая — что, например, марихуана или психоделические грибы менее вредны для здоровья, другая — что это лишь «трамплин» к более тяжелым и опасным наркотикам и поэтому мы должны запретить их одинаковым законом? — Мы не верим в разделение между легкими и тяжелыми наркотиками. Что действительно важно — это отношение человека к веществу. Можно иметь серьезную зависимость от так называемых легких наркотиков, а можно от случая к случаю принимать так называемые тяжелые. Важно, как к этому относится конкретный человек. Именно исходя из этого мы декриминализовали потребление всех веществ. Мы не делали различия между марихуаной, героином, кокаином и чем-то еще. Сегодня существует дискуссия о новой парадигме — регуляторной. Некоторые поддерживают идею легализовать марихуану. В нашем случае, чтобы соответствовать тому, что мы сделали 20 лет назад, я думаю, что эту дискуссию надо вести о регуляции рынка всех наркотиков, а не устанавливать это различение [законодательно]. — То есть вы считаете, что если мы уж легализуем что-то, то мы должны легализовать все вместе — и марихуану, и героин, и все прочее? — Да, мы должны думать о регулировании рынка всех наркотиков и информировать каждого гражданина, чтобы он мог решать, употреблять ему конкретное вещество или нет. — Как вы считаете, стоит ли не только отменять наказание за употребление, но и разрешить легальную продажу наркотиков? — Я не уверен. Сейчас в некоторых странах идут эксперименты по легализации и регулированию рынка таких веществ, как каннабис. Я бы хотел посмотреть на результаты этих экспериментов, прежде чем занимать какую-то позицию — стоит ли идти этим путем. Потому что я в первую очередь озабочен влиянием на человека и воздействием на общественное здоровье, которое будут иметь такие меры. Так что когда мы увидим данные о воздействии [легализации] на эти показатели — из Канады, Уругвая или некоторых штатов США, — мы будем более информированы, чтобы принимать подобные решения. Все эти эксперименты довольно беспрецедентны, особенно канадский, за которым в наибольшей степени следует следить. — Почему? — Потому что в США сильно смешиваются темы медицинского использования марихуаны и рекреационного. Так что контекст ее употребления [в общем случае] непонятен. Что касается Уругвая, то там эксперимент довольно ограничен и из-за государственной монополии изменение показателей тоже не вполне понятно. Так что канадский эксперимент кажется нам тем, примеру которого, возможно, стоит последовать. В любом случае пока оценивать влияние подобных мер на эти показатели слишком рано: что произойдет в связи с тем, что марихуану начнут употреблять дети; как это воздействует на людей, у которых проблемы с психикой; даже изменится ли уровень насилия — что произойдет? Я бы хотел вначале увидеть цифры, которые покажут ясную картину трендов в этих показателях, прежде чем выступать за такое решение. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|