Новая профессия«Я работаю „водителем“ беспилотника»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Автохамы, любопытные пешеходы и зайцы, внезапно выскакивающие на дорогу

Беспилотные модели сейчас тестируют крупнейшие автопроизводители вроде Audi, BMW, Daimler, Fiat, Volkswagen. Илон Маск то и дело обещает удивить всех новыми возможностями Tesla. У Google есть проект Waymo, который сейчас проводит тест-драйвы беспилотных такси для резидентов Финикса, штат Аризона. В Калифорнии обкатывают свои машины несколько десятков стартапов — в прошлом году они наездили по дорогам штата 2 миллиона миль.

В России беспилотный проект развивает «Яндекс». В июне этого года первые пять его беспилотников выехали на улицы Москвы. Еще три десятка сейчас проходят сертификацию, к концу года планируется довести их число до сотни. Также эти машины тестируются в Татарстане, Израиле и на полигоне в Подмосковье. С прошлого года автомобиль работает как бесплатное такси в Иннополисе неподалеку от Казани — там есть пять точек высадки и посадки. По закону в салоне беспилотного автомобиля должен сидеть safety driver, который в случае проблем может взять управление на себя. В «Яндексе» этим занимаются инженеры-испытатели — они также следят за тем, как работает машина, и передают свои замечания разработчикам. The Village поговорил с двумя такими сотрудниками об особенностях и будущем профессии.

Алексей Шмыков

QA-инженер беспилотников «Яндекса»

Алина Бердникова

QA-инженер беспилотников «Яндекса»

Алина: Я работаю здесь с мая этого года. У меня диплом по специальности IT в дизайне и шесть лет водительского стажа. До этого я тоже работала в «Яндексе», занималась автоматизацией тестирования и разработкой в рекламе. Потом узнала, что есть вакансия в проекте беспилотников. У нас можно подать заявку на переход в другое подразделение, что я и сделала. Мне захотелось прикоснуться к будущему, стать частью этой команды.

Алексей: У меня права с 18 лет, и мне нравится водить машину. Я изучал системы автоматизированного проектирования в МЭИ, был тестировщиком в фирме, которая занималась конференц-связью, потом попал в «Яндекс», где какое-то время работал в автоматизации и разработке. Пару лет назад несколько моих коллег ушли в подразделение беспилотников. Тогда для нас проводили внутреннее демо: показывали, что умеют беспилотники. Как у всех людей, которые впервые видят беспилотник, у меня снесло крышу — я увидел, что руль крутится сам. Прошлым летом я стал safety driver, работал в Иннополисе, а теперь тестирую беспилотники на улицах Москвы.

При приеме на работу были разные задания: билеты на знание правил дорожного движения, технические секции, где надо было писать код, задачи на логику и тестовые поездки на полигоне. Там проверяли, насколько хорошо я вожу машину и разбираюсь в технологиях.

Мы с моим руководителем катались по Иннополису, он мне устраивал подлянки и смотрел, насколько бодрым я остаюсь

Алина: Все новички проходят интерактивный курс молодого бойца: они пересказывают, что узнали о технической начинке автомобиля, а опытные сотрудники поправляют их. После этого начинаются занятия с инструктором на полигоне. Там имитируют дорожные ситуации, проводят тренировки концентрации: когда сидишь за рулем автомобиля, которым ты не управляешь, важно не расслабляться. Время обучения индивидуально: когда инструктор видит, что ты готов к самостоятельным поездкам, он разрешает их.

Алексей: Когда запускали такси в Иннополисе, никто не знал, что будет, если просто сидеть в кресле водителя несколько часов. Мы с моим руководителем Лешей Насединым катались по Иннополису какое-то время, потом он мне устраивал подлянки — выключал какой-то сенсор, например, — и смотрел, насколько бодрым я остаюсь, насколько мое внимание не рассеяно.

Алина: Мы как инженеры по качеству должны проверять, что сделали разработчики. Обычно день начинается с того, что мы составляем план работы и едем работать. Проверяем то, что наметили, а потом пишем разработчикам свои замечания. У нас много задач и на дорогах, и в офисе.

Алексей: У нас обычный восьмичасовой рабочий день с обедом. Но некоторые сотрудники ездят ночью, чтобы протестировать поведение автомобиля в темное время суток. По нормативам мы проводим за рулем по шесть часов в день, но бывает по-разному — иногда больше сидишь за компьютером, иногда проверяешь работу нового сенсора на дорогах. Мы ездим в районе Аминьевского шоссе и в Хамовниках. У районов есть свои особенности, и все надо обрабатывать. У каждого QA-инженера есть набор ситуаций, которыми он занимается: например, слияние полос или круговое движение. Он отвечает за то, чтобы машина хорошо работала в таких местах.

Машина пропускает тех, кто водит агрессивно, не пытается догнать и проучить

Алина: Во время движения мы не держимся за руль, он же вращается — мы можем только его сопровождать. Нас учат, как правильно держать руки, чтобы в случае чего взять управление на себя. Отвлекаться и слушать музыку за рулем запрещено. Автомобиль сам записывает логи проезда, которые мы можем посмотреть после. Иногда мы ездим парами, и пассажир фиксирует то, что происходит во время поездки.

Все ситуации протестировать в городе невозможно — приходится самим моделировать их. Недавно я на своем автомобиле мешала беспилотнику перестроиться, чтобы проверить, будет ли он ехать по автобусной полосе. Он подождал, пока я проеду, и не стал нарушать ПДД. Машина пропускает тех, кто водит агрессивно, не пытается догнать и проучить. Более серьезные вещи моделируются на полигоне: например, что будет делать беспилотник, если все светофоры вышли из строя и горят зеленым.

Алексей: Если беспилотник не знает, что делать, он начинает притормаживать и издает сигнал, означающий, что нам пора взять управление на себя. Если случится неисправность, он тоже передаст управление, но есть куча систем, которые не допускают таких ситуаций. Но надо еще следить за дорожной ситуацией — другие участники движения могут сделать что угодно.

Иногда надо перестроиться на главную дорогу, некоторые водители спешат и нагло лезут без очереди, беспилотник же пытается всех пропустить и едет по правилам. Из-за этого сзади стоящие машины начинают сигналить, но дальше сигналов дело не идет. Единственное ДТП у нас случилось год назад: все беспилотники тогда ездили в ручном режиме, наш водитель остановился на светофоре, а в него сзади врезался «гелендваген» — его водитель отвлекся и не успел вовремя притормозить.

Алина: Часто пешеходы выскакивают из-за машин, и водители замечают их в последний момент. Но лидары беспилотника установлены на крыше, их обзор намного больше — он видит пешехода заранее и уступает. Так же он действует, если замечает собаку или кошку, которые собираются выскочить на дорогу. В Иннополисе есть зайцы — при тестировании беспилотников ни один не пострадал. Однажды ночью беспилотник без видимой причины стал перестраиваться на другую полосу, а потом выяснилось, что впереди был автомобиль с выключенными фарами. Обычный водитель увидел бы его значительно позже.

Алина: Когда пешеходы видят беспилотник в городе, они останавливаются, начинают снимать. Один парень недавно засмотрелся на мою машину так, что врезался в столб. Водители иногда тоже пытаются заснять беспилотник — и это страшно, ведь они не смотрят на дорогу. Пожалуйста, будьте внимательнее за рулем!

В обычном автомобиле становится лень рулить, хочется нажать заветную кнопку, чтобы он сам поехал

Алексей: В Иннополисе поначалу тоже люди оборачивались. Теперь для них съездить за пельменями на беспилотном такси — это обыденность. Мне самому сложно садиться в свою машину после рабочего дня. Включаешь круиз-контроль и думаешь, что она сама остановится.

Алина: В обычном автомобиле становится лень рулить, хочется нажать заветную кнопку, чтобы он сам поехал, — очень рутинно водить машину, нажимать на педали. Скорее бы беспилотники полностью заменили обычные машины! Без работы мы не останемся: технологии будут совершенствоваться — нужны будут люди, чтобы их развивать и тестировать.

Другие статьи по темам

Подписаться на The Village


Источник: www.the-village.ru

Комментарии: