Как формируется привязанность? Взгляд врача-неонатолога

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-07-08 13:00

Психология

Теория привязанности в последнее время является ведущей концепцией для анализа взаимоотношений родитель – ребенок. О первых этапах формирования привязанности и уроках эмоционального интеллекта, которые мы постигаем еще в пеленках, рассказала неонатолог Екатерина Гордеева.

Важнейшим принципом теории привязанности является то, что для успешного социально-эмоционального развития и, в частности, для того чтобы научиться эффективно регулировать свои чувства, ребёнок должен развивать отношения, как минимум, с одним  значимым для него взрослым.Более того, его физическое благополучие также напрямую связано с установленной прочной связью с матерью или другим взрослым из его окружения.

Установление привязанности состоит из двух важнейших этапов, которые «перетекают» друг в друга, формируя один биологический процесс.

Первый этап — выбор значимого взрослого. Обнаружение мамы. 

На уровне нейрофизиологии у человека это обеспечивается особым видом долговременной памяти, аналогом импринтинга у птиц и млекопитающих. 

Зрительные, слуховые, тактильные и обонятельные импульсы несут информацию о мамином лице, голосе, прикосновении и  запахе. Поступая в центральную нервную систему, они активируют сформированные еще внутриутробно пути от подкорковых структур к коре, которые и запускают развитие, проявляющееся как возникновение интереса ребенка к миру.

В его сознании появляется человек, с помощью которого можно познавать мир и считывать важнейшую информацию о безопасности. 

Если к малышу приходит много разных взрослых, как, например, в реанимации после родов, импульсы все время меняются, и этот процесс откладывается на неопределенное время, поскольку неясно, какое из мелькающих лиц значимое. 

Важно понимать, что этот процесс происходит не в течение нескольких часов, как  у птиц, а в течение всего неонатального периода — чуть больше месяца. Многократно повторяющиеся сенсорные импульсы от образа мамы влияют на синтез дополнительных рецепторов для передачи информации на нейроны эмоционального подражания.

Во многих культурах есть традиция — не показывать новорожденного в течение 40 дней никому, кроме ближайших родственников. Скорее всего, в ней заложен не только ритуальный смысл, но и вполне практический, связанный с формированием привязанности.

Второй этап — считывание эмоций мамы и регуляция собственного состояния. 

Начинается стадия восприятия мира через маму и старт развития эмоционального интеллекта с ее помощью. Этот процесс обеспечивается за счет сложного взаимодействия нейронов эмоционального подражания, расположенных в височных долях, островковой доле, миндалине и других структурах головного мозга ребенка.

Источником запуска реакций сопереживания служат зрительные и слуховые сигналы, идущие от мамы. В большей степени малыши ориентируются на зрительные импульсы, распознавая эмоции по мимике. Вторичная зрительная кора, расположенная в затылочной доле, имеет врожденную способность к распознаванию лица. 

Оттуда распознанный сигнал переходит в миндалину — центр распознавания опасности. Если мимика мамы отражает положительную эмоцию, то задействуется центр удовольствия, где выделяется дофамин, нейромедиатор положительных эмоций. Если эмоция отрицательная: напряжение, печаль  — активируется префронтальная кора, поясная извилина, зона центрального серого вещества и прочие зоны, связанные с серотонинергической системой, ответственной за негативные эмоции.

Если эмоция резко отрицательная, такая как боль, то срабатывает островковая кора, расположенная на дне боковой борозды, где находятся центры, ответственные за распознавание боли.

Другими словами, ребенок чувствует на себе ваши эмоции. Буквально, физически, пока не умея отстраиваться и фильтровать.

Если вы расстроены и плачете с малышом на руках, он получает информацию о том, что мир небезопасен, и у него запускаются аналогичные эмоции. Он чувствует опасность и по напряжению вашего тела, потому что его тонус напрямую зависит от вашего. 

Если вы расслаблены, ребенок тоже настраивается на расслабление. Когда вы сжимаетесь в комок от сильных эмоций, очень скоро ваша тревога перейдет и к младенцу. 

В некоторой степени это даже полезно, поскольку только таким образом тренируется устойчивость к невзгодам этого мира. Все эмоции важны. Ребенок должен уметь испытывать их все сперва при поддержке значимого взрослого, а потом один. 

Помните главное: вашему младенцу невозможно соврать. Улыбаясь сквозь слезы, вы учите его не улыбаться и радоваться миру, а лишь сдерживать свои эмоции.


Источник: family3.ru

Комментарии: