Индоевропейские языки |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-07-03 19:00 Стенограмма эфира программы "Родина слонов" с доктором филологических наук, ведущим научным сотрудником отдела языков народов Азии и Африки Института востоковедения РАН Ильёй Сергеевичем Якубовичем. М. Родин: Сегодня мы будем говорить об одной из самых модных историко-лингвистических тем: об индоевропейских языках, их происхождении. О том, как они разделялись и как их носители путешествовали по свету. Давайте начнём с общей характеристики. Что это за языковая семья и что мы про неё можем сказать? И. Якубович: Если говорить о численности населения, то индоевропейская семья обладает, видимо, на сегодняшний день наибольшим количеством носителей по сравнению с другими хорошо установленными семьями земного шара. М. Родин: Получается, даже больше, чем та семья, в которую входит китайский язык? И. Якубович: Да. Потому что хотя китайский – очень распространённый язык, то другие сино-тибетские языки с меньшим количеством носителей. В то время, как в индоевропейскую семью входит как минимум два рекордсмена, или по крайней мере языки с очень большим количеством носителей. Это, с одной стороны, хинди, сюда же можно приписать близкородственные языки Индии, которые занимают большую часть северного Индостана. А с другой стороны это английский язык, где кроме Соединённого Королевства и США мы имеем такие бывшие доминионы как Канада, Австралия, Новая Зеландия, в какой-то мере Южная Африка. М. Родин: Та же Индия, кстати. Там много говорят на английском. И. Якубович: Большинство тех, кто говорит в Индии на английском, всё же не является носителем английского языка. Там для них это второй язык, хотя выученный достаточно хорошо. По прежнему они его активно учат в школах. Мы сейчас скорее считаем число носителей языка, т.е. тех, кто выучили соответствующий язык в семье, от отца и матери. М. Родин: Не углубляясь совсем в теоретические проблемы лингвистики, можем ли мы сказать, когда впервые была выявлена эта большая семья? И. Якубович: Тут следует различать между попытками отличать какие-то отдельные сходства между языками, скажем, Индии и Ирана, и языками Европы. Такие попытки начались с XVI в., предпринимались и в XVII-XVIII вв. В частности, какие-то заметки относительно сходства русского, немецкого, латинского и греческого языков принадлежат и Михаилу Васильевичу Ломоносову. Однако впервые попытка показать родство санскрита и древних языков Европы была предпринята сэром Уильямом Джонсом, который работал судьёй в Бенгалии, это часть Индии, контролировавшейся тогда Ост-Индской компанией, и который в порядке хобби очень заинтересовался санскритом. В 1786 г. по возвращении в Англию он сделал доклад, в котором показал сходство строя древнеиндийского языка прежде всего с латинским и греческим и сказал, что их сходство настолько близко, что они очевидно происходят от одного языка, на сегодняшний день не существующего. Поэтому эта дата, 1786 г., и считается на сегодняшний день официальной датой рождения индоевропеистики. М. Родин: Понимали ли немцы и скандинавы, что они говорят на родственных языках, что есть какая-то связь между их языками? Я так понимаю, более-менее это всё никуда не девалось. И. Якубович: Это они понимали, конечно, и раньше. Здесь также можно сравнить с ситуацией славянских языков. Несомненно, славянские народы понимали, что они связаны друг с другом и происходят от общего народа-предка, если угодно. Однако здесь это не являлось научной задачей. Это в какой-то мере являлось элементом исторической памяти. Если мы говорим о тех же германцах, то у нас существует древнейшее этнографическое описание германцев. Это трактат Тацита "Германия", в котором он описывает их как единый народ, отличающийся как от римлян, так и от кельтов. Но он не делает при этом различия между, например, тем, что мы называем западногерманцами, предками современных немцев и англичан, и скандинавами. Для него это ещё один народ. Так что здесь сами германцы обращались к старым историческим свидетельствам для того, чтобы обосновать общность своего происхождения. И собственно лингвистические данные здесь играли если не вспомогательную, то не единственную главную роль. М. Родин: При этом сам Тацит не предполагал, что его латынь и германские языки восходят к индоевропейским. И. Якубович: Нет. Ему это было абсолютно не очевидно. Более того, не очевидно, что он владел каким-либо германским языком, не смотря на то, что он родился и вырос в Augusta Treverorum, в современном Трире, римской колонии на территории Германии. М. Родин: Есть один большой спор, который, я так понимаю, ещё с 1786 г. идёт. Это вопрос о прародине индоевропейцев. Где возникла, или начала разделяться (как правильно это вообще формулировать?), эта языковая семья? И. Якубович: Видимо, "начала разделяться" – это очень хорошая формулировка. Потому что если мы говорим "где она возникла", то здесь, возможно, мы хотим обратиться к какой-то ещё более древней истории и к поискам ближайших родственников индоевропейского языка, от которых носители доиндоевропейского языка в какой-то момент отделились. Я не буду много об этом говорить в данной передаче, поскольку через две недели здесь появится другой гость, Георгий Сергеевич Старостин, который посвятит передачу внешним связям индоевропейского языка. Напротив, для нас сегодня будет интересен момент, где и когда начала распадаться праиндоевропейская, или индоевропейская языковая семья. М. Родин: Есть несколько версий. Можете про них рассказать? И. Якубович: Прежде чем говорить об основных версиях, стоит сказать пару слов о том, какими подходами пользуются учёные для определения распада соответствующей семьи, будь то индоевропейская или какая-либо другая. Здесь есть два принципиальных подхода, о которых мы будем в первую очередь говорить: лингвистический и археологический. В чём заключается лингвистический подход? Индоевропеисты занимаются прежде всего реконструкцией индоевропейского праязыка. Методы сравнительно-исторического языкознания дают нам инструментарий для реконструкции праязыка. Это то, чего нет у археологов. Они не могут сравнить несколько исторических комплексов и на основании их воссоздать археологический комплекс, к которому все эти археологические комплексы восходят. Мы, лингвисты, это делать умеем. И, исходя с одной стороны из лексического состава, в первую очередь из лексического состава этого языка, делаются выводы о том, когда и где распалась соответствующая языковая семья. Т.е. здесь есть метод прямого сравнения. У археологов есть другие преимущества. Если мы говорим о распаде той или иной языковой семьи, то чаще всего это связано с какими-то миграциями, вызванными той или иной технологической новацией. Поскольку в состоянии стазиса, когда какие-то языки на той или иной территории сосуществуют друг с другом, но ничего специального не происходит, вряд ли мы можем ожидать, что та или иная семья начнёт резко распространяться за счёт других семей. Что-то должно произойти. И вот что, где и когда могло произойти – на этот вопрос как раз могут помочь ответить археологи гораздо лучше, чем лингвисты. В отличие от лингвистических методов, это не метод реконструкции. Это скорее метод наблюдения, эмпирического анализа данных. Но, с моей точки зрения, инициатива в определении возможных сценариев распада прасемьи должна принадлежать именно археологам. А лингвисты скорее должны выступать в виде фильтра, в виде тех, кто может помочь в выборе между различными альтернативами. М. Родин: Какие существуют основные версии? И. Якубович: Я сегодня постараюсь остановиться на двух версиях, которые обсуждаются со второй половины ХХ века наиболее активно. И это именно версии, которые были сформированы археологической наукой. С одной стороны я начну с той гипотезы, которая мне представляется правильной. Это гипотеза о том, что распад индоевропейской прасемьи происходил в V-IV, в какой-то мере в начале III тысячелетия до н.э., и что основным регионом компактного проживания индоевропейцев в данную эпоху являлась Украина и южная Россия. Т.е. регион приблизительно от Волги до Карпат. М. Родин: Степи между Чёрным и Каспийским морем примерно. И. Якубович: К северу от Чёрного и Каспийского морей? совершенно верно. Хотя если мы говорим о западной части Украины, то там это уже частично лесостепная зона. Но в целом вы совершенно правы. Это скорее степи, ограниченные с юга и с запада горами. Если говорить о второй версии, она активно продвигается рядом археологов, и пожалуй среди археологов её последователи находятся в большинстве. Эта версия исходит из того, что распространение индоевропейских языков связано с миграциями земледельцев с Ближнего Востока через Анатолию на территорию Балкан и далее на территорию Европы с одной стороны, а с другой – тех же самых степей, и оттуда далее в Азию. М. Родин: А по хронологии эта версия более древняя, насколько я понимаю. И. Якубович: Да. Если мы говорим о первой версии, то здесь мы говорим о V-III тысячелетиях до н.э., если мы говорим о второй версии, то это VII-VI тысячелетие до н.э. М. Родин: Давайте тогда подробно их разбирать, сначала одну, потом другую. С первой, я так понимаю, предпочтительней начинать. И. Якубович: Поскольку мы ввели уже эти версии, то я бы начал как раз со второй, чтобы объяснить, почему она больше нравится археологам. М. Родин: Давайте так. И. Якубович: Дело в том, что распространение земледельческих культур – это то, что довольно просто проследить. Мы видим, что на протяжении позднего неолита у нас наблюдается сосуществование более архаичных культур охотников и собирателей с одной стороны, а с другой – земледельцев. На территории Европы они некоторое время мало смешиваются друг с другом. Земледельцы занимают территории, пригодные для земледелия, в холмах по соседству продолжают существовать стоянки охотников и собирателей. Поэтому сами миграции очень легко проследить археологическими методами. Кроме того, понятна причина этих миграций: это переход к производящему хозяйству. Новый экономический уклад, который открывает перед людьми новые возможности, но одновременно требует, чтобы они осваивали новые территории, в т.ч. потому, что в тот период не было ни двухпольной, ни трёхпольной системы. И после обработки полей через некоторое время они становятся непригодны для сельского хозяйства, и общинам нужно переходить на новые места. Т.е. это то, что археологам просто описать, и это то, с чем все без исключения археологи и не археологи соглашаются, что такие миграции были. Дискуссия идёт лишь о том, с носителями какого языка можно связывать соответствующие миграции. М. Родин: Мы об этом достаточно много говорили, но тем не менее нужно упомянуть, что археологическая культура, язык и генетика – это три разные составляющие, которые по-разному между собой соотносятся. И. Якубович: Совершенно верно, это важное упоминание. Но как раз в данном случае есть большая вероятность изоморфизма между распространением языка, популяций, ген, а также распространением археологической культуры. Именно потому, что в данной ситуации, по крайней мере на начальном этапе, языковому сдвигу, т.е. смене языка внутри одной и той же популяции, отводится, согласно археологическими реконструкциям, довольно скромная роль. Напротив, если мы переходим ко второй теории, которая связана с Северным Причерноморьем, здесь ситуация является гораздо более проблематичной именно в плане соотношения языка, ген и археологических культур. М. Родин: Давайте я для себя резюмирую, чтобы понять, правильно ли я понял. Как выглядит вторая версия, которую больше поддерживают археологи? Случилась неолитическая революция. Это произошло на Ближнем Востоке, в районе Анатолии, т.е. современной Турции, и люди, получившие новое технологическое знание, которое стало преимуществом, начали распространяться по планете. В т.ч. пошли через Балканы, Европу, вытеснили местных охотников-собирателей. Мы это видим по археологии. И теперь там распространены индоевропейские языки. Что логично даёт повод предположить, что как раз эти земледельцы были носителями индоевропейских языков. И. Якубович: Да. Именно в этом и состоит логика археологов. М. Родин: И всё, вроде бы, просто и понятно. Но не всё так просто у лингвистов. Правильно? Вот тут нужно перейти ко второй версии. И. Якубович: Прежде чем перейти ко второй версии, нужно сказать, почему всё не так просто у лингвистов. Дело в том, что лингвисты, по крайней мере российские, считают, что они умеют приблизительно определять дату распада прасемьи путём сравнения лексики различных индоевропейских языков и определения процента общей лексики. Здесь надо сказать несколько слов об основных членах, группах, которые входят в индоевропейскую семью, чтобы понять, что именно лингвисты сравнивают. Если мы говорим о сегодняшней Азии, то это в первую очередь индоиранская семья языков, это подсемья внутри индоевропейской семьи, которая в свою очередь распалась на индийскую и иранскую группы. Если мы говорим об Европе, то семей больше, начиная с юго-востока это армянский язык, греческий, албанский, славянская языковая семья, романская, германская, кельтская. Если же мы говорим о древних языках, то кроме языков, принадлежащих к соответствующим группам, древнегреческий, латынь (предок романских языков), древнеиндийский. Следует упомянуть также ещё две группы, у которых на сегодняшний день нет прямых потомков: это анатолийские языки, которые были распространены на территории древней Анатолии, а также тохарские языки, которые были распространены на территории сегодняшнего западного Китая. Это Синьцзян-Уйгурский автономный округ. Ни те, ни другие не оставили прямых потомков, как я уже сказал. Но тем не менее, у нас достаточно текстов для того, чтобы можно было интерпретировать лексику соответствующих языков и использовать её как материал для сравнительного анализа. На основании сравнительного анализа, я не буду сейчас вдаваться в его методологию, лингвисты предполагают, что VII-VI тысячелетие – это слишком раннее время для распада индоевропейской семьи. Если бы она распалась в то время (а то, что мы видим по археологическим данным относительно миграций земледельцев в то время, требует признать, что она должна начать распадаться в то время, это миграция по очень обширной территории), то индоевропейские языки сегодня не были бы так похожи друг на друга, как они являются похожими на сегодняшний день. М. Родин: То есть у нас в лингвистике есть условный "период полураспада", я так это назову. И мы понимаем, насколько далеко могли за определённый промежуток времени разойтись языки. И этот анализ говорит, что не могло это быть так давно. И. Якубович: Да. Совершенно верно. Это аргумент, который не очень важен археологам, и вообще, видимо, не очень понятен многим тем, кто не владеет статистическими методами в анализе языков, соответственно, является важным для тех, кто занимается лингвистикой. Теоретической предпосылкой для применения данного метода является гипотеза о том, что лексика языков замещается приблизительно с одинаковой скоростью. М. Родин: Правильно ли я понимаю, что как раз здесь ещё один из аргументов – это проблема того, что существует базовая лексика, которая восстанавливается? Т.е. мы можем восстановить общий словарь для всех индоевропейских языков. И по нему определить зону проживания, поскольку там упоминаются определённые факты жизни, и технологические вещи, которыми все пользовались. И. Якубович: Да, совершенно верно. Это уже следующий аргумент, который также используют лингвисты. Мы сейчас говорили об аргументе, который опирается на оценку времени распада. Тот аргумент, о котором вы говорите, может иметь значение как для определения времени распада по каким-то технологическим инновациям, так и определения места распада. И здесь следует прежде всего упомянуть то, что для индоевропейских языков реконструируется терминология, связанная с колёсным транспортом. Например, в древнехеттском языке есть слово "юка(?)", которое обозначает "ярмо". Оно имеет, видимо, тот же самый корень, что и русское "иго", которое до того, как стало социальным термином, тоже в первую очередь обозначало ярмо. М. Родин: Т.е. мы во всех индоевропейских языках находим лексику, которая обозначает передвижение на колёсном транспорте. Соответственно, все индоевропейцы должны были обладать этой технологией. И. Якубович: Или они должны были развить эту терминологию независимо из одних и тех же слов, первоначально обозначавших что-то другое. Вторая теория в принципе возможна, но является значительно менее экономной и лингвистам в целом не нравится. Есть и другие аргументы, которые используют лингвисты. Это, во-первых, вопрос дальнего родства, о котором опять же будет говорить Георгий Сергеевич Старостин здесь. Но один факт стоит упомянуть. Видимо, ближайшим родственником праиндоевропейского языка оказывается прауральский язык. Это язык-предок сегодняшних финно-угорских и самодийских языков, которые распространены в северной части Евразии. И понятно, что такое сопоставление проблематизирует определённым образом гипотезу о ближневосточной прародине. М. Родин: Получается, дофинно-угорские языки ближе к другой зоне, о которой мы говорим: это Украина, юг современной России. Там они в свою очередь распались на индоевропейский... И. Якубович: Скорее всего, где-то в этом регионе, или, может быть, в регионе немного восточнее. Это уже отдельная тема. Но интересно, что действительно контакты между прауральским и праиндоевропейскими языками, видимо, продолжались и после распада соответствующей общности. Мы можем их проследить практически на всём протяжении предыстории вплоть до исторического периода. Подобные контакты продолжаются ещё в I тыс. до н.э. и даже в I тыс. н.э. между населением южных степей, которое в тот момент говорило прежде всего, видимо, на иранских языках, и, соответственно, населением лесной зоны непосредственно к северу, где преобладали носители уральских языков. М. Родин: Давайте перечислять аргументы, которые за другую версию прародины. Т.е. Северное Причерноморье, северный Прикаспий, степи, юг России, Украины. И. Якубович: Если говорить об археологической составляющей, то мы действительно имеем основания полагать, что где-то уже в IV тысячелетии до н.э. на этой территории существовал колёсный транспорт. М. Родин: Которого не было в Анатолии в VII-VI тыс. до н.э. И. Якубович: Совершенно верно. При этом мы не говорим о колесницах из разряда тех, которые использовались в бронзовом веке, в т.ч. и на Ближнем Востоке. Лёгкая колесница, которая используется как боевое оружие – это явно более позднее изобретение. Когда мы говорим о колёсном транспорте, то это прежде всего транспорт, который просто на какие-то расстояния позволял перевозить грузы. Т.е. вести кочевой или полукочевой образ жизни, при этом обладая каким-то движимым имуществом. М. Родин: Это большие тяжёлые четырёхколёсные повозки с цельнодеревянными колёсами. И. Якубович: Совершенно верно. Мы находим их следы не только в данном регионе. Лучше всего они сохраняются даже не в данном регионе, а с одной стороны к северу, на территории современной Германии, с другой стороны к югу, на территории современной Армении, Грузии. Это просто связано с особенностями климата. М. Родин: То есть это края такие нам удаётся захватывать. И. Якубович: Следы находятся и в том регионе, о котором мы говорим. И это именно IV тысячелетие. Это та технологическая инновация, которая могла послужить одной из причин последующих индоевропейских миграций. Но это один вопрос. Другой вопрос – можем ли мы проследить сами миграции, то есть их археологическую корреляцию, смену культурных комплексов. И здесь ответ: и да, и нет. Я сделаю небольшую оговорку, что я всё-таки в первую очередь лингвист и филолог, а не археолог, поэтому то, что я сейчас говорю – это знакомство прежде всего со вторичной литературой. Однако те знания, которыми я обладаю, позволяют мне заключить, что у нас есть хорошие основания для предположения о миграциях носителей культур, ассоциируемых с индоевропейцами согласно второй гипотезе, на запад. Прежде всего в направлении западной части Украины и далее на Балканы. Здесь мы наблюдаем довольно интересную ситуацию. В начале IV тысячелетия на этой территории распространена трипольская культура. Или, как иначе её называют, культура Триполье-Кукутень. Это два разных названия, связанные с двумя различными раскопками, которые проводились с одной стороны в Украине, с другой – в Румынии. Эти культуры характеризовались достаточно высоким уровнем развития керамики. В общем-то, трипольские горшки – это произведения искусства. Они раскрашены разными цветами, иногда там бывают очень нетривиальные узоры. И поэтому они стали известны достаточно рано. Они просто попали, можно даже сказать, на рынок. Напротив, мы видим, что через какое-то время, скажем, к III тыс. до н.э., на той же самой территории очень сильно изменяется уклад. От оседлого образа жизни, характерного для местной культуры, население переходит к полукочевому. Формы керамики становятся существенно более грубыми. Т.е. явно что-то произошло. Должны были быть какие-то внешние причины для того, чтобы носители соответствующих культур отказались от каких-то достижений цивилизации. И то, что мы видим в плане миграций, мы видим, что формы материальной культуры, которые начинают распространяться на этой территории, Западная Украина, Румыния и далее на Балканы, очень сильно напоминают то, что за тысячелетие до этого было распространено на территории Восточной Украины и южной части России. М. Родин: То есть это некий культурный натиск с востока. И. Якубович: Да, совершенно верно. И можно предположить, что первоначально этот натиск был как-то связан именно с тем, что с изобретением колёсного транспорта местное население получило новые возможности для миграций. Однако интересен другой вопрос. Почему соответствующие миграции, если мы принимаем вторую гипотезу, привели к распространению языка? Здесь мы с большой вероятностью имеем дело как раз с языковым сдвигом. Едва ли можно предположить, что те, кто пришли со своими повозками с востока полностью вытеснили местное население. М. Родин: Физически, имеется ввиду. Заместили собой. И. Якубович: Да, заместили. У них, в общем, был схожий хозяйственный уклад. И мало оснований предполагать, что здесь имел место какой-то систематический геноцид. В общем, нет никаких оснований предполагать. Скорее мы можем предположить смешение населения и то, что население Трипольской культуры переняло какие-то социальные или экономические элементы уклада у своих восточных соседей. М. Родин: То есть это тот случай, когда они распространяются не генетически. А просто культура распространяется. Язык перенимают, какие-то бытовые особенности, и т.д. И. Якубович: Да. Именно поэтому с точки зрения генетики гораздо сложнее говорить об индоевропейских генах, если кто-то придерживается второй гипотезы. Здесь у нас попросту нет генетической преемственности. Здесь хорошая параллель, если можно провести параллели с более современной историей, это миграция венгров на территорию современной Венгрии. Венгры принадлежат к финно-угорской группе. Мы знаем из исторических источников, когда они мигрировали. Это конец IX-нач. Х в. Они переходят на территорию, где господствовало до этого славянское население. И интересно узнать, есть ли венгерский ген? Нет. Просто не удаётся вычленить никакого генетического элемента, связанного с венгерской нацией. Физически их было мало. Но каким-то образом им удалось вызвать ассимиляцию местного славянского населения. Видимо потому, что эти угорские кочевники на тот момент обладали более эффективными социальными структурами. И здесь возникает вопрос: какие были социальные структуры у носителей индоевропейских языков, которые могли способствовать тому, что они ассимилировали своих соседей? М. Родин: Вы описали один путь миграции. Индоевропейские языки начинают разделятся на территории современной Украины, юге России. И часть уходит в Европу через Балканы, Западную Украину и там начинает распространяться. Причём есть археологические культуры, культура боевых топоров, насколько я понимаю, шнуровой керамики – это всё продолжение. А есть другой путь. Часть из них, видимо, пошла на юго-восток. Опишите, там есть у нас какое-то археологическое свидетельство? И. Якубович: Там у нас есть довольно хорошие археологические свидетельства, связанные с распространением индоиранских языков. Здесь мы как бы можем двигаться в обратном направлении от известных нам языков Индии и Ирана к тому, как это всё началось. И вот мы видим, что где-то в середине II тыс. до н.э. у нас появляются люди с очевидно древнеиндийскими именами на Ближнем Востоке. Это Сирия, территория современного Израиля практически до границ с Египтом. И мы видим, что приблизительно в это же время на Ближнем Востоке появляется лёгкая боевая колесница. Благодаря исследованиям в первую очередь советских, российских археологов в 80-е-90-е гг. ХХ в. было выявлено несколько поселений, которые дают нам древнейшие свидетельства существования такой лёгкой колесницы. Это такие культуры, как Аркаим, Синташта, где соответствующие колесницы просто находятся в погребении. М. Родин: Но это уже чуть более позднее время. И. Якубович: Да, это конец III тысячелетия до н.э. Но мы здесь и не говорим об общей индоевропейской семье. Мы говорим скорее всего об индоиранской семье. М. Родин: То есть уже отделившейся? И. Якубович: Уже отделившейся от индоевропейцев. Но само географическое положение данной локальной прародины в принципе совместимо с предположением об индоевропейской прародине, располагавшейся непосредственно к западу от данного региона. Здесь мы прежде всего говорим о степях к югу от Урала, которые в географическом плане являются продолжением южнорусских степей. На сегодняшний день это пограничье России и Казахстана. М. Родин: И соответственно мы видим по археологии, как эти культуры распространяются на юг в сторону Ирана, современной Индии. И. Якубович: Мы очень хорошо видим распространение боевых колесниц из данного региона, где они появляются приблизительно в 2100 г. до н.э. И мы видим, что где-то к 1500 г. до н.э. эта технологическая инновация уже достигает границ Египта. И в это время мы видим по письменным источникам, они уже имеются в этот момент, что там появляются правители с индийскими именами. Поэтому связать распространение данной технологической инновации с миграциями в первую очередь индийцев представляется весьма соблазнительно. М. Родин: Кроме того, у нас совершенно недавно была программа, когда мы с Надеждой Анатольевной Дубовой говорили про Бактрийско-Маргианскую культуру. Там тоже с севера был натиск и через какое-то время после расцвета этой культуры приходят какие-то северные народы, которые начинают там доминировать. И. Якубович: Это, кстати, типологически очень похоже на то, о чём мы говорили незадолго до этого в связи с культурой Триполье-Кукутень. Там тоже мы имеем земледельческую культуру, или цивилизацию, как вам угодно, характеризующуюся достаточно утончённым производством керамики. То же самое можно сказать и о Бактрийско-Маргианском археологическом комплексе. И в какой-то момент всё это постепенно исчезает. Хотя, несомненно, мы опять здесь не имеем дела с полной сменой населения, генетика говорит против этого. А скорее местное население перенимает какие-то другие привычки, привнесённые этническими группами с севера. М. Родин: Мы говорили о том, что есть лексика, которая обозначает колёсный транспорт. Мы знаем, что в индоевропейских языках разработана терминология, связанная с лошадьми. Что нам говорит климатическо-экологическая терминология? Есть ли слова, которые указывают на эту зону, про которую мы говорим? И. Якубович: Здесь я бы постарался ответить с осторожностью. Действительно выдвигались предположения по поводу того, что можно попытаться восстановить ландшафтную терминологию, которая является совместимой с предложенной гипотезой. Однако ряд других лингвистов говорит, что нет, напротив: ландшафтную терминологию мы можем восстановить для праиндоевропейского языка по крайней мере так же хорошо соотносимую с балканским регионом, и может быть носителей праиндоевропейцев следует локализовать как раз на территории культуры Триполье-Кукутень. Я сказал бы, что в принципе методы определения ландшафта по сравнению между языковыми семьями, с моей точки зрения, являются менее надёжными, чем те методы, о которых я только что говорил. Потому что сами методы исходят из того, что ландшафтные элементы того, что мы реконструируем, находятся на самой прародине соответствующего этноса, языковой группы. И они не были в курсе относительно того, что у их соседей могут быть другие ландшафтные элементы. Приведу практический пример. Мы, в общем, можем реконструировать индоевропейское название горы. Я бы даже сказал, ряд индоевропейских названий горы. Следует ли из этого сделать вывод о том, что индоевропейцы жили в горной местности? С моей точки зрения – нет. Отсюда следует всего лишь то, что индоевропейцы имели представление о горах. Если мы рассматриваем прародину индоевропейцев на территории степей восточной Украины, южной России, разумеется они имели представление о горах. От них не так далеко были Кавказские, Крымские горы, Карпаты. И в общем как лексика, связанная с горами, так лексика, связанная с камнями вполне могла найти отражение в их праязыке. М. Родин: В данный момент новые данные археологии запутывают картину, или позволяют лингвистам более чётко аргументировать свои гипотезы? И. Якубович: Здесь, наверное, стоит сделать очередное методологическое замечание. Мне кажется, на сегодняшний день в целом есть меньше единства относительно проблем индоевропейской прародины, чем это было, скажем, 30 лет назад. И одной из причин этого, как мне представляется, было как раз менее тесное сотрудничество между лингвистами и археологами, чем мы наблюдали несколько десятилетий раньше. Это связано с объективными процессами специализации научного знания, когда специалисты в различных областях расходятся по своим научным квартирам. На сегодняшний день основной тенденцией, я бы не сказал "в индоевропеистике", а именно в вопросах поиска индоевропейской прародины, является периодическое появление статей, в которых лингвисты, археологи или генетики используют какой-то один метод для того, чтобы локализовать прародину индоевропейцев. И результаты этого метода объявляются новым словом в данной научной дисциплине, которое требует пересмотра всех предыдущих выводов относительно прародины. М. Родин: Но с другой стороны развиваются междисциплинарные исследования. И там как раз должны объединить все эти методы в одно. И. Якубович: На сегодняшний день структура исследования данной проблемы такова, что для междисциплинарных исследований существует относительно мало инфраструктуры. Здесь следует сделать оговорку о том, как устроена индоевропеистика. Когда она в XIX в. появилась как наука, это была комплексная дисциплина, которая включала в себя в первую очередь лингвистику, филологию. Где-то в конце XIX в. к этому добавилась археология. И так в общем продолжалось до середины ХХ века во всём мире. В середине ХХ века индоевропеистика получила очень серьёзный удар связанный с тем, что её результаты были вульгаризированы и использованы в своих целях нацистами. Поэтому индоевропеистика, как комплексная дисциплина, распалась. М. Родин: Мне кажется, надо создавать нечто вроде Института Макса Планка, который в принципе занимается происхождением человека. А вам нужен общий институт, который объединит разных специалистов разных областей, которые в принципе будут заниматься индоевропеистикой. И. Якубович: Которые готовы говорить друг с другом и в том числе иногда искать компромисс, а не пытаться выдать свои личные подходы за единственно правильные. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|