Игра в слова? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-07-27 00:46 Мы не успеваем за новыми терминами, входящими в обиход в образовательной отрасли. Только разобрались с компетенциями - хлоп! - метапредметность. А следом подтянулась и конвергентность. Исполнительные от природы, мы подхватываем новые слова и начинаем лихо использовать, порой не совсем понимая их смысл. Используем, наивно полагая, что осовремениваем профессиональный тезаурус (кстати, тоже слово из новых). Но это вряд ли... Мы только запутываемся сами и запутываем коллег. Конвергентное образование. Последние пару-тройку лет это словосочетание с легкой руки президента НИЦ «Курчатовский институт» М.В.Ковальчука упорно проникает в профессиональную среду. Что это такое? Географам знакомо понятие «зона антарктической конвергенции»... Для негеографов поясню: это ломаная линия вокруг Антарктиды на некотором расстоянии от побережья, где относительно более холодные антарктические воды смешиваются с более теплыми умеренными. Пока все несложно? Идем далее. Более холодные антарктические воды тяжелее, и они опускаются ниже более теплых. Таким образом, изначально разнородные (разнотемпературные, имеющие разную соленость, мутность и т. д.) водные массы сближаются (конвергенция и переводится как «сближение») и перемешиваются, а следовательно, насыщаются кислородом. Таким образом, создается уникальная среда для распространения и увеличения количества планктона. А где планктон, там и рыба, и морские млекопитающие. К примеру, киты. То есть при сближении и смешивании разнородных водных масс возникают уникальные условия для развития жизни. Ученые древности в большинстве своем были энциклопедистами. Вспомните: Эратосфен, Архимед, Аристотель (да простят мне математики именно такую последовательность). Сложно определить их специализацию, как правило, они занимались самыми разнообразными науками, потому что знаний в целом было накоплено сравнительно немного и одного острого ума было достаточно, для того чтобы освоить их (ну почти) в полном объеме. А далее в науке сначала наметилась, а потом и произошла специализация, и довольно узкая. Знания накапливались, и ученые постепенно становились узкоспециализированными физиками, химиками, историками или географами... А потом и в рамках одной науки стало тесновато: началось разделение, к примеру, географии на геоморфологию, климатологию и т. д. По сути, география перестала быть наукой, а превратилась в семью, древо наук. И весьма ветвистое. То же произошло с физикой, биологией и другими науками. На грани ХХ и XXI веков сложилась ситуация, когда открыть что-то новое в пределах одной науки сложно: ресурс узкой специализации исчерпан. Почти все современные открытия совершаются на стыке наук: в биофизике, биохимии, астрофизике и так далее. Потому что, как при смешении разнородных вод, на стыке наук происходит перемешивание, и возникают самые неожиданные области взаимодействия. И вот это самое сближение наук и взаимодействие подчас очень разных дисциплин, относящихся абсолютно, казалось бы, к разным областям знаний (нейролингвистика, например), и получило название «конвергентность». Это, увы, более сложное понятие, чем межпредметность или метапредметность. Межпредметность - это область пересечения двух или более школьных предметов (далее - просто предметов). Метапредметное обучение (в узком смысле) - обучение и развитие общих, надпредметных компетенций на предметном или межпредметном материале. В широком смысле это попытка объяснить мир системно, непредметно. Эти два понятия могут тесно переплетаться и взаимодополняться. К примеру, устанавливать межпредметные связи можно через метапредметные понятия «пульс», «конфликт», «знак», «процесс» и т. д., разбирая их значение через призму разных предметов. Понятия, раскрывающиеся в разных предметах по-разному, дают прекрасную возможность для увязывания разных областей знаний, границы которых в реальности абсолютно размыты, а параллельно для развития образного и логического мышления. А конвергентность в широком смысле - это подход междисциплинарный. Конвергентное образование - тот вариант образования, в котором мы не просто устанавливаем межпредметные связи и развиваем метапредметные компетенции, а еще и ищем подход к одному предмету через другой. И обучаем комплексно, через проектирование. Географам, смею предположить, это знакомо более чем другим коллегам: мы всю жизнь учим математике через географию (масштабы в курсе географии изучаются раньше, чем на уроках математики), физике через географию (со многими явлениями и их природой на географии мы знакомимся задолго до начала изучения физики). То же и с биологией, и с историей, и с прочими предметами. Таким образом, та же география (здесь можно поставить название любого другого предмета), попадая в зону интересов (а значит, и мотивации к изучению) ребенка, может при правильном построении курса обучить (или помочь обучить) физике. Математика - обучать лингвистике. Литература - географии. Рисование - помочь понять математику. А главное - такой подход предоставляет возможность создавать в представлениях ребенка, не побоюсь этого слова, эскиз картины мира, модели картины мира, параллельно развивая мышление - логическое, образное, пространственное, системное... Повторюсь: при правильном подходе. Иначе мы подарим ребенку вместо картины мира тюрю из обрывков знаний и умений. В нашей стране Москва, как и положено столице, первой сделала важные шаги в направлении поиска подходов к конвергентному обучению. Курчатовский проект, медицинские классы, инженерные классы… Участвующие в этих проектах школы оснащены оборудованием, позволяющим изучать медицину, инженерное дело, робототехнику, физику не только в теории, но и опытным путем. Под эти проекты пишутся программы, разрабатываются учебные пособия. Понятно, что учителю, которого никто этому не учил, разобраться в подходе, а тем более начать работать в этом направлении сложно. Учебники и программы остаются предметными. Правда, диагностики все меньше диагностируют предметное, а все чаще как раз работают в этой самой меж- и метапредметной плоскости. Ожидаю вопроса: откуда учителю взять инструменты для такого подхода? Действительно, учебников, предлагающих подобный подход, нет, а программ, реализующих, а не просто декларирующих, немного. Хотя опыт и теоретические разработки Ю.В.Громыко и А.В.Хуторского и их последователей крайне интересны. Пока кто-то, вероятно, собирается взяться за работу по созданию такого учебника, помочь в этой работе учителю может серия задачников, вышедших в издательствах «Просвещение» и «Бином». Среди них - задачники по астрономии, биологии, химии, лингвистике, географии. Эти задачники не только приятно взять в руки, но интересно и работать с ними... И хотя они все очень разные и по заданиям, и по общей концепции, но все они оригинальны и - главное! - современны. Чем? Во-первых, тем, что содержание их скорее не предметно, а межпредметно. Чтобы получить при работе с ними предметный результат с позиций, к примеру, географии, необходимо воспользоваться умениями и знаниями из других областей. А если учесть, что из предлагаемых заданий ученик впервые узнает о некоторых аспектах курса физики, математики, биологии и т. д., то мы через географию (даже географией) обучаем другим предметам. Пропедевтически или параллельно с основным курсом. Таким образом, отсекается вечный вопрос о нужности и ненужности предметов. Очевидна их взаимосвязь. Продолжая разговор о задачниках как инструменте, нужно отметить два важных момента. Разберем на примере задачника по географии. Во-первых, в этом задачнике география взаимодействует с самыми разными областями знаний: - с историей (сложно открыть страницу, чтобы не наткнуться на пример подобного рода); - с физикой (задача о стратостатах); - с литературой (предполагается анализ текстов от Жюля Верна до Куприна); - с музыкой (с Малайзией, к примеру, мы знакомимся через историю государственного гимна страны - Негараку); - с математикой (от задач на разницу во времени (и поясном, и зональном) до расчета расстояний и скоростей, глубин и высот и т. д.); - с биологией (кольцуем птиц, погружаемся в глубины океана и знакомимся с его обитателями); - с астрономией (несколько тем посвящено Земле как части Солнечной системы). Марки и монеты, фрески и картины, современные фото и старинные карты, фрагменты исторических источников и google-карт - все в задачнике становится инструментом познания географии. А через географию - мира. Во-вторых, основой содержания служит понятная и привычная учителю примерная схема планирования курса общего землеведения. Помимо того задачник разбит на вполне привычные блоки и этим упрощает учителю его освоение как инструмента. Каждая глава - готовый урок, обучающий через учебную задачу, из решения которой вытекают новые задачи, требующие нового решения. В какой-то степени это даже не задачники, а прообраз учебников для преподавания через деятельностный подход. Предвижу, что сейчас предметники начнут возмущаться: «И так уходим от чистоты науки в междисциплинарные игрушки». Примерно так же в бардовской среде делят порой всех на своих и чужих, на чистый жанр и попутчиков. Но самое интересное и рождается, как правило, на стыке жанров... Как в лирике, так и в науке. Все же мы готовим ребенка к жизни. И для этого нужен новый учитель, «человек эпохи Возрождения», который может через физику говорить о поэзии, и наоборот. Где его взять? Чтобы математика и география, музыка и поэзия сочетались в уроке легко и свободно - что для этого нужно? Для этого нужно учить в педвузе не предметам, мало связанным между собой, а тесно переплетенным дисциплинам. Как делал это ушедший профессор В.П.Максаковский. Каждое произносимое им новое слово было наполнено не только буквами, но и смыслом. Мы начинали этот разговор с кавээновской шутки. Ключевой вопрос всенародно любимой игры, зафиксированный в заглавной песне, звучит так: «Мы начинаем КВН. Для кого? Для чего?» Конечно, ожидаю вопрос: зачем вся эта история с конвергентным подходом и прочими премудростями? Мир стремительно меняется. По данным многочисленных экспертов (среди которых, к примеру, Агентство стратегических инициатив), к 2030 году могут исчезнуть 57 однозначно востребованных сегодня профессий. Более 180 других займут их место. В их числе ГМО-агрономы, архитекторы живых систем, киберпротезисты, программисты виртуальных миров. Как разработать единый подход к обучению профессионалов будущего? Кто подготовит тех, кто всего через несколько лет займет основные профессиональные ниши? Тот, кто способен мыслить проектно, междисциплинарно, может легко переучиваться и - главное! - учиться всю жизнь и не бояться искать и добиваться результата на стыке наук. Для этого и нужно конвергентное обучение. Кстати, и в этом тоже заключается смысл конвергентного подхода. За каждым словом, за каждым проектом стоит конкретный результат, выраженный в выпускнике. (с)Иван КОЛЕЧКИН, учитель географии АНО СОШ «Пенаты», старший методист по географии ГМЦ ДОгМ, ведущий телепрограммы «Уроки географии»Комментарии: |
|