Действие без желания

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Действие без желания. В индийской литературе с древних времен особое место занимает «действие без желания», которое по мнению древних, не создает карму и является действительно чистым действием. В Бхагават-Гите сказано «То действие, которое предписано, лишено привязанности, совершается бесстрастно, без ненависти, нежелающим плодов, называется саттвичным (чистым)». Давайте разберемся, возможно ли это с точки зрения нейробиологии?

Удивительным открытием ученых было то, что награда (желание награды) и движение (действие) в нашем мозге связаны в один клубок. За оба действия отвечает нейромедиатор дофамин, он как уроборос и отвечает за мотивацию и отвечает за движение. Такую ситуацию даже окрестили как «drive-reward paradox». Дофаминовая система, действуя сейчас одновременно пытается предсказать будущее (мотивация угадать выигрыш) и одновременно переписывает память (обучение и награда, закрепление поведения, избегание опасности). Ряд авторов придерживается позиций, что фазовый дофамин, который выделяется пиком в ответ на награду, управляет обучением, а тонический дофамин (базовый уровень его) влияет на мотивацию (phasic dopamine=RPE/learning, tonic dopamine=motivation). (Biol Psychiatry. 2013 May 1; 73(9): 819–826.Dual roles of dopamine in food- and drug-seeking: the drive-reward paradox).

Другие авторы развивают концепцию, которая более мне близка, о том, что дофамин – это управление ограниченными ресурсами организма, такими как энергия, внимание, движение. Авторы называют это «resource allocation decisions». Для разных отделов мозга есть разные ресурсы. Так для моторного стриатума ресурсом будет движение, так оно требует затрат энергии, для когнитивного стриатума ресурсом будет внимание и рабочая память, для «мотивационного» таким ресурсом будет «важность» чего-либо. Таким образом дофаминовая система рассчитывает «цену» затраты ресурсов во временной шкале. Если что-то признается стоящим, то к этом сразу возникает интерес, внимание, движение и желание – причем все одновременно. (Nat Neurosci. 2018 Jun; 21(6): 787–793. What does dopamine mean?)

При повреждении дофаминовой системы одновременно повреждается и мотивация действовать и ослабляется и двигательная активность, равно как и когнитивная. При этом сама возможность действовать сохраняется. Так, крысы с повреждением дофаминовой системы стриатума, лежат на полу клетки не желая двигаться, но если их поместить в холодную воду, отлично плывут, убегают от кота. Такая крыса может лежать, не желая добыть еду, но если ей поместить пищу прямо в рот, то ест с видимым удовольствием. Подобные изменения, как и у человека при болезни Паркинсона, связаны с уровнем дофамина, который инициирует движение, рассчитывая его стоимость и выигрыш, т.н. «моторная мотивация». (J Neurosci. 2007 Jul 4;27(27):7105-16. Why don't we move faster? Parkinson's disease, movement vigor, and implicit motivation.)

Однако действие без желания возможно и у человека. При болезни Паркинсона уровень дофамина ослабевает и это приводит к подавлению двигательной активности. Однако если повлиять на двигательную активность через другие нейронные контуры, то двигательная активность иногда восстанавливается. Получается «действие без желания», которое проявляется в феномене kynesia paradoxa. При нем обездвиженные пациенты на время полностью восстанавливают сложную двигательную функцию. Описаны случаи, когда больной Паркинсоном спрыгнул с инвалидной коляски, прыгнул в воду и спас тонущего человека. Оливер Сакс описывает случай пациента, который обычно сидел в полном оцепенении до тех пор, пока ему не бросали мяч. Больной тотчас включался, подхватывал мяч ногой и принимался вести его по коридору. Если же ему бросали спичечный коробок, то он принимал его ногой, подбрасывал вверх, ловил рукой, потом снова подбрасывал вверх ногой, а после этого, подбивая коробок, прыгал по всему коридору на одной ноге. Таким образом, интересные, мотивирующие, неожиданные ситуации могут иногда полностью устранить обездвиженность пациента.

Однако есть и другие способы перехватить контроль над ослабевшей дофаминовой системы. Норман Дойдж описывает случай с Джоном Пеппером. Джон заболел болезнью Паркинсона давно, но научился ходить почти как здоровый с помощью интенсивной тренировки и сознательного управления движением. Он научился полностью контролировать сознательное движение многих мышц (мы помним, что за сознательные движения отвечает пирамидная двигательная система, а за автоматические движения – экстрапирамидная дофаминовая система). Это очень сложный процесс, так на перенос левой ноги у него ушло 3 месяца обучения. Для Джона Пеппера ходьба – это невероятно глубокая концентрация внимания, когда он излишне отвлекается, его походка становится паркинсоничной. Свой опыт он подробно описал в книге (Reverse Parkinson's Disease by John Pepper).

Таким образом, действие без желания возможно, но только в очень ограниченных ситуациях. Конечно, в Бхагават Гите имеется ввиду нечто иное, чистым действие является то, которое совершается из-за долга, предназначения, т.е. высших социальных ценностей, а не для достижения биологических драйверов (власть, деньги, секс, еда). Впрочем, это не гарантирует чистоты ваших помыслов. С точки зрения дофамина одинаково вредно быть как одержимым фанатичными идеями, так и алкоголем. Следуйте срединным путем!

Комментарии: