Общая характеристика арт-дискурса |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-06-14 04:07 В настоящее время в рамках когнитивного направления в отечественной лингвистике все большую популярность приобретает термин "дискурс", в трактовке которого у ученых нет единого мнения. В лингвистике под дискурсом принято понимать "связный текст в совокупности с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурным, психологическими и др.) факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемую как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)" [3, c. 136]. В современном мире сознание человека, его мышление и миропонимание формируются под влиянием дискурсов, которые окружают его в повседневной жизни. Дискурс имеет отношение ко всем сферам деятельности индивида и может быть представлен любыми высказываниями в письменной или устной форме, такими как: научные публикации и учебные материалы, лекции, очерки в периодических изданиях и выступления по каналам СМИ журналистов, политиков и деятелей культуры, деловая переписка, медицинские рекомендации; словом, всем, что предназначено для целенаправленного воздействия одних людей на других [21]. Дискурс - целостное речевое произведение. В вопросе о том, что первично, текст или дискурс акцент делается на динамической стороне дискурса, а также на первичности дискурса, что по отношению к тексту является одним из ключевых аспектов в трактовке дискурса в теории коммуникации: дискурс здесь понимается как коммуникативное действие, в ходе которого продуцируются и артикулируются тексты [21]. По словам Н.Н. Зябловой, "сторонники теории о том, что текст первичен, ссылаются на то, что дискурс актуализирует язык (как абстрактную знаковую систему) и тексты (как абстрактные ментальные конструкты)" [21, c. 223]. И все же текст и дискурс взаимозависимы. Любой дискурс также является текстом. Но не каждый текст - это дискурс. Так, например, книга, находящаяся на полке, будет текстом, пока не попадет в руки читателя (адресата) [21]. Рассуждая о разнице между дискурсом и текстом, Т.А. ван Дейк утверждает, что дискурс - это актуально произнесенный текст (parole - речь), а "текст" - это абстрактная грамматическая структура произнесенного (langue - язык) [43]. Итак, дискурс - это понятие, касающееся речи, актуального речевого действия, тогда как "текст" - это понятие, касающееся системы языка или формальных лингвистических знаний, лингвистической компетентности. Д.М. Хасанова утверждает в своей работе, что современные исследователи подчеркивают, "текст как языковой материал не всегда представляет собой связную речь, т.е. дискурс" [41, c. 7]. Стремясь дифференцировать понятие "дискурс" и понятие "текст", теория дискурса всегда подчеркивала деятельностный, динамический аспект языка: понятие "дискурс" отличается от текста тем, что оно представляет язык как процесс, учитывающий воздействие экстралингвистических факторов в акте коммуникации, и как результат, представленный в виде фиксированного текста [41]. Одним из видов дискурса считается арт-дискурс или иначе дискурс об искусстве и касающийся искусства. Этот термин новый, он еще не получил четкого определения и широкого распространения. Среди немногих определений в энциклопедическом словаре под редакцией А.А. Бодалева существует такое: "Дискурс современного актуального искусства представляет собой форму объективации содержания сознания, реализуемую художественными (изобразительными) средствами (языком искусства) в русле постмодернистской социально-культурологической концепции, расширяющей рамки искусства и размывающей границы между художественной и внехудожественной деятельностью, между искусством и жизнью" [30 с. 15]. В данном определении внимание в большей степени уделяется дискурсу самого объекта искусства. Существует и второе понимание термина, которое представляет для нас больший интерес в соответствии с темой нашего исследования. Продуктивным представляется рассматривать арт-дискурс как разновидность публицистического дискурса, в основе которого "авторское мнение, авторская позиция" [11]. В современном медиапространстве существует несколько наиболее популярных жанровых разновидностей арт-дискурса (интервью, дискуссия, ток-шоу и др.), обзор которых дает возможность выявить определенную их общую особенность: среди наиболее частотных оказываются те, в центре внимания которых личность актера, режиссера, художника, поэта, музыканта и пр. [11]. С целью более точного определения понятия "арт-дискурс" необходимо изучение концептуальной картины мира, характерной для его автора. Особый интерес представляет жанр портретного интервью с творческой личностью, в котором представлены картина мира автора произведения искусства (в широком смысле) и картина мира обобщенного зрителя (слушателя, читателя), транслируемая журналистом [12]. Отражение подобных идей мы можем обнаружить и у других исследователей. У.А.Жаркова утверждает: "Когда произведения искусства становятся предметом произведений вербальных, совокупность, взаимодействие и функционирование последних становится особым видом дискурса - искусствоведческим" [17, c. 49]. Термин "искусствоведческий" представляет собой аллюзию к названию науки об искусстве, но, безусловно, следует признать, что научные тексты из указанной предметной области формируют лишь одно из микрополей искусствоведческого дискурса, сосуществующее с текстами разной прагматической природы - рекламными, публицистическими, биографическими и т. д. И, тем не менее, название типа дискурса как нельзя более точно отражает его сущность - какой бы ни был текст, как правило, его автор стремится "ведать искусством", понять и объяснить его смысл, предложить свою версию позиции художника и в этом смысле отождествить себя с ним, ведь даже споря с творцом произведения искусства, автор текста часто "говорит" за художника, приписывая ему те или иные интенции [17]. Следует отметить, что существуют различные подходы к рассмотрению природы искусствоведческого текста и искусствоведческого дискурса в рамках теории арт-дискурса. Искусствоведческий текст - это текст, созданный специалистами (искусствоведами, критиками искусства), который передает зрителю и читателю вербально опосредованное, условно-эквивалентное содержание художественного произведения [16]. Кроме того, искусствоведческий текст (письменная вербальная интерпретация произведений изобразительного искусства, выполненная профессионально) можно определить как вербально декодированное визуальное эстетическое сообщение, лингвистически обработанный результат процесса рецепции [31]. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что искусствоведческий текст - это особая вербальная форма интерпретации произведений искусства, выполненная специалистом. Е.А. Елина делает акцент на интерпретативную составляющую текстов по искусству: "… невербальный вид художественного творчества постигается субъектом посредством включения механизма рецепции, оценивается, переводится в вербальный код и тем самым интерпретируется" [15, c.5]. В работах А. П. Булатовой искусствоведческий дискурс определяется как "вербализованный опыт мышления относительно области объектов, бытующих как произведения искусства, организованный в рамках стратегий восприятия, авторитета, оценочности и других искусствоведческих стратегий" [6, c. 44]. Размышляя об особенностях искусствоведческого дискурса, О.В. Коваль отмечает его ярко выраженный семиотический характер, говоря о том, что данная дискурсивная область "оперирует знаками единичного и всеобщего, сообщая, между тем, нечто и о языке и о том, о чем при его помощи можно рассказать" [24, c. 40]. Однако, по словам вышеуказанного автора, рассматриваемый тип дискурса имеет двойственную природу, поскольку перенос знака, символа, изображения на вербальный уровень, реализация которого происходит за счет средств того или иного языка - весьма сложный и неоднозначный процесс. В результате этого искусствоведческий дискурс "как бы "зависает" между чистой визуальной ощутимостью пластической формы, и языковой дискурсией по ее поводу… это всегда балансирование между планом изображенного и планом изображения" [24, c. 41]. Как показывают приведенные определения, многие дискурсологи сходятся на том, что искусствоведческий дискурс неизменно связан с интерпретацией, толкованием, при этом "…процесс экспликации смысла текста (его основной мысли) зачастую носит субъективный характер". Можно сказать, что искусствоведческий дискурс есть целенаправленная коммуникативная деятельность, связанная с интерпретацией произведения (или произведений) искусства, осуществляемая ее участниками в форме устной и письменной речи, в соответствии с принятыми в обществе правилами, нормами, стандартами [29]. Из определения следует, что указанный тип дискурса представляет собой полноценную коммуникацию, имеющую свою специфику и неповторимость. Необходимо разграничить две модели взаимоотношений участников данного типа коммуникации, поскольку дискурс искусствоведа может быть реализован как невербально, так и вербально - назовем это невербальный искусствоведческий дискурс (I тип) и вербальный искусствоведческий дискурс (II тип). Наличие вышеуказанных типов позволяет нам говорить о двойственной, вербальной и невербальной, природе рассматриваемого явления. В отношении искусствоведческого дискурса I типа вполне применима традиционная коммуникативная модель, предложенная Р.О. Якобсоном, "в соответствии с которой процесс общения реализуют: а) адресант - отправитель информации (в контексте искусства - создатель произведений искусства); б) адресат - получатель данной информации (зритель, критик); в) контекст - означаемое; г) тема и форма сообщения - материал передачи информации; д) код - свод фиксированных правил, осуществляющих передачу сообщения; е) канал связи; ж) контакт" [42, c. 198]. Создатель произведения искусства отправляет информацию, зашифрованную посредством образов, символов и др. адресату в лице зрителя/ критика. Темой и формой обозначенного типа коммуникации служит непосредственно произведение искусства, вернее, вид его материализации (полотно, поэма, пьеса, скульптура, фильм и др.), передаваемый при помощи символов, образов, знаков. В последующем зритель/ критик, пытаясь понять посыл автора произведения искусства, интерпретирует его, "домысливая" то, что намеревался выразить мастер. На данном этапе критик осуществляет коммуникацию на вербальном уровне, реализуемую при помощи текстовых сообщений, в которых представлена субъективная оценка проблемы и авторитет искусствоведа в его стремлении "ведать" искусством. Это уже модель вербального искусствоведческого дискурса II типа [29]. Согласно вышесказанному можно сделать вывод, что арт-дискурс - понятие достаточно многогранное, чтобы включать в себя многие аспекты. Прежде всего, это связный текст интерпретации объекта искусства в совокупности с экстралингвистическими факторами. Кроме того, арт-дискурс является коммуникативной деятельностью, где должен присутствовать отправитель и получатель информации. Важной частью данного вида дискурса является интерпретация получателем информации, согласно собственной, а также национальной картине мира. Эта характеристика позволяет рассмотреть арт-дискурс в контексте лингвокультурологии. .Зяблова, Н. Н. Дискурс и его отличие от текста [Текст] / Н. Н. Зяблова // Молодой ученый. 2012. №4. С. 223 - 225. .Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. / В. И. Карасик // Волгоград, 2002.
культурной специфики концептосферы "искусства / искусствознания". / О.В. Коваль // Харьков. Вып. 1, 2, 3. 2008. С. 40 - 43.
Источник: m.vk.com Комментарии: |
|