Философия Джентиле. Часть 1

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-06-11 16:43

Философия ИИ

Джованни Джентиле

Во второй половине 1920-х годов итальянская философия разделилась на два лагеря: тех, кто поддерживает идеализм и тех, кто ему противостоит. При этом в годы фашизма чаша весов, безусловно, склонялась в сторону идеалистов. Проект возрождения идеализма, провозглашенный Бенедето Кроче и Джованни Джентиле в 1903 году, был успешно реализован. Последний уверенно занял позиции ведущего философа страны, самого популярного и наиболее влиятельного, и стал основателем целой школы мысли, которая развивалась в Италии до последних лет фашистского режима. Он создал целостную систему актуального идеализма, способную дать ответ на любой философский вопрос, и, поддержанный фашистским режимом, стал его главным философом.
В «Общей теории духа как чистого акта», изданной в 1916 году, Джентиле подробно изложил систему актуального идеализма. Данную работу он написал уже в зрелом возрасте (на момент публикации Джентиле исполнился 41 год, он уже был прославленным ученым и руководителем Высшей нормальной школы в Пизе). В «Общей теории духа как чистого акта» Джентиле представил свое видение практически всех основных философских проблем.

Первое, с чего начинает Джентиле – это проблема познания. Обращаясь к Беркли, он отмечает, что последний предполагает существование разума Бога, свободного от всех ограничений, характерных для человеческого разума. Таким образом, по Джентиле, у Беркли человеческий разум и божественный оказываются в ситуации противопоставления друг другу. В реальности Беркли, в которой существует предзаданный, полный и совершенный мир, представляемый познанию, познание и свершение, в сущности, не имеет большого конструктивного смысла. Это статичный мир, исключающий какую либо возможность познания, становления и развития нового. Человеческая мысль – лишь луч мысли божественной.

«Современная философия, после всех возможных размышлений, утверждает скромное требование – мышление должно быть чем-то», - пишет Джентиле.

Это что-то, по мнению философа, и есть тотальная и абсолютная реальность.

Переходя в своем рассуждении о природе познания от Беркли к Канту, Джентиле утверждает, что у кантовских ноуменов не остается никаких оснований, как только мы принимаем понятие мышления как трансцендентального мышления, понимание разума как самосознания, исходной апперцепции, условия любого опыта.

«В каждом акте мышления и в нашем мышлении в целом мы пытаемся различить две вещи: с одной стороны то, что мы думаем, с другой – нас, думающих, которые являются не объектом, а субъектом мышления», - поясняет Джентиле.

Однако сознание, которое является объектом сознания, перестает быть сознанием, становится не субъектом, а объектом, не эго, а не-эго. По Джентиле, это тот самый момент, в котором Беркли допустил главную ошибку – его идеализм был эмпирическим.

Джентиле поясняет, что, когда мы мыслим, «мы рассматриваем нашу мысль не как совершенный акт, а как акт свершающийся. Мы никогда не можем трансцендировать этот акт, поскольку он есть наша субъективность, наша самость, то, что мы никоим образом не можем объективировать.»

Таким образом, Джентиле подводит читателя к ключевому основополагающему тезису – об актуальности Я, «точке зрения, с которой Я никогда не может быть представлено как свой собственный объект». По Джентиле, любая попытка объективации Я, которое является «внутренней активностью, составляющей нашу духовную природу», обречена на провал. «Подлинная мыслительная активность – не то, что определено, а то, что определяет» , - заключает Джентиле. Согласно итальянскому философу, если мы пытаемся понять нечто, имеющее духовную ценность, какой-либо факт духовной жизни, мы должны рассматривать это нечто как идентичное нашей собственной духовной деятельности. Так мы понимаем, оцениваем, соглашаемся, спорим – осуществляем действия, именуемые Джентиле «духовными проникновениями» (penetrazione spirituale), без которых невозможно ни познание, ни какое-либо ориентирование в мире. Обязательной предпосылкой подлинного понимания другого, условием продуктивного общения является единение нашей реальности и реальности другого. Более того, в такие моменты духовного единения разума недостаточно – подлинно значимой становится добрая духовная предрасположенность (la buona disposizione spirituale), а именно – добрая воля, любовь, симпатия, открытость и иные теплые чувства. Джентиле задается вопросом – что это, каково значение этого духовного единства, стоящего за всей осмысленной духовной коммуникацией? В поисках ответа на этот вопрос Джентиле выводит закон познания духовной реальности, который предполагает необходимость растворения объекта в субъекте. Иными словами, чтобы познать нечто, необходимо с ним слиться.

Джентиле утверждает: «Когда мы говорим о духовном факте, мы говорим о духе, а говорить о духе означает говорить о конкретной, исторической индивидуальности; о субъекте, о котором мы не думаем таким образом, но который актуализируется таким образом».

Духовная реальность, таким образом, сводится к чистому духу как субъекту, который может быть познан только путем растворения его объективности в субъективности познающего. Отсюда следует, что не существует «другого» вне нас – будучи нам известным и будучи в общении с нами, «другой» - в нас. «Знать – значит отождествлять, преодолевать инакость как таковую», - пишет Джентиле. Таким образом, духовный мир познаваем только как реальность духовной активности субъекта.

Духовная реальность – это всегда реальность становления. Факты природы всегда есть, они имеют место, они закончены, их развитие невозможно.

Джентиле утверждает: «В мире духа ничто никогда не закончено и не сделано; всё находится в процессе становления».

Из этого тезиса он делает этический выводпоскольку мы духовные существа, а жизнь духа есть становление, то никакие благородные деяния и свершения прошлого не отменяют долга и необходимости новых деяний и свершений. Далее философ пишет о том, что актуалистская точка зрения на дух значительно отличается от оной в прежних духовных теориях. Прежде дух противопоставлялся материи. По Джентиле – низводился до состояния материи, поскольку провозглашался субстанцией. Согласно актуальному идеализму, дух не может существовать вне его манифестаций, в которых он находит свою реализацию.

Вместе с тем, философ утверждает: «Мы можем говорить о духовной реальности то, что великие христианские мыслители говорили о Боге: «Кто ищет Его, тот найдет Его».

Единство духа, являющееся эпистемологической основой философии Джентиле, объясняющей процесс познания, имеет в его системе два основополагающих свойства – единство духа неумножаемо (immoltiplicabile) и бесконечно (infinita).
1. Неумножаемо – потому что дух неразложим на части, независимые друг от друга.
2. Бесконечно – потому что реальность духа не может быть ограничена какими-либо иными реальностями и при этом сохранить себя. Отсюда следует бесконечность горизонта нашего сознания, в котором заключены все иные вещи и сознания, которые мы можем себе помыслить и представить.

Несмотря на единство, неумножаемость и бесконечность духа, имеет место множественность различных вещей, предметов, объектов. Джентиле ставит задачу разобраться в характере связи между единством духа и множественностью вещей. Решением задачи является синтез единства и множественности, без которого все вещи становятся исключительно сами собой, без какой-либо связующей нити с чем-либо иным. Вещи множественны постольку, поскольку они являются объектами эго, субъекта. Чтобы множественность вещей стала объектом сознания, множественность должна быть поглощена единством, слиться с ним. Как крайне важную характеристику духа философ отмечает то, что в духе невозможно четко провести границу между теоретическим и практическим.

«Не существует ни теории, ни созерцания реальности, которые в то же время не являлись бы действием и, таким образом, созиданием реальности», - пишет Джентиле.

Он опровергает представление о том, что мы отвечаем лишь за наши действия, но не за наши мысли. Философ приходит к выводу, что естественные законы природы и законы духа фундаментально отличны друг от друга, и если в природе факты действительно говорят сами за себя, и действуют законы необходимости, то в сфере духа, предполагающей свободу, действуют законы идеального. Законы природы отвечают на вопрос «что это?», законы духа – на вопросы «почему?» и «зачем?». Завершая это рассуждение, Джентиле отмечает:

«Если дух свободен, то его ограниченность законами духа может означать лишь то, что данные законы не является иной, отличной реальностью, но той же самой реальностью».

Источник: m.vk.com

Комментарии: