Философия Джентиле. Часть 1 |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-06-11 16:43 Во второй половине 1920-х годов итальянская философия разделилась на два лагеря: тех, кто поддерживает идеализм и тех, кто ему противостоит. При этом в годы фашизма чаша весов, безусловно, склонялась в сторону идеалистов. Проект возрождения идеализма, провозглашенный Бенедето Кроче и Джованни Джентиле в 1903 году, был успешно реализован. Последний уверенно занял позиции ведущего философа страны, самого популярного и наиболее влиятельного, и стал основателем целой школы мысли, которая развивалась в Италии до последних лет фашистского режима. Он создал целостную систему актуального идеализма, способную дать ответ на любой философский вопрос, и, поддержанный фашистским режимом, стал его главным философом. Первое, с чего начинает Джентиле – это проблема познания. Обращаясь к Беркли, он отмечает, что последний предполагает существование разума Бога, свободного от всех ограничений, характерных для человеческого разума. Таким образом, по Джентиле, у Беркли человеческий разум и божественный оказываются в ситуации противопоставления друг другу. В реальности Беркли, в которой существует предзаданный, полный и совершенный мир, представляемый познанию, познание и свершение, в сущности, не имеет большого конструктивного смысла. Это статичный мир, исключающий какую либо возможность познания, становления и развития нового. Человеческая мысль – лишь луч мысли божественной. «Современная философия, после всех возможных размышлений, утверждает скромное требование – мышление должно быть чем-то», - пишет Джентиле. Это что-то, по мнению философа, и есть тотальная и абсолютная реальность. Переходя в своем рассуждении о природе познания от Беркли к Канту, Джентиле утверждает, что у кантовских ноуменов не остается никаких оснований, как только мы принимаем понятие мышления как трансцендентального мышления, понимание разума как самосознания, исходной апперцепции, условия любого опыта. «В каждом акте мышления и в нашем мышлении в целом мы пытаемся различить две вещи: с одной стороны то, что мы думаем, с другой – нас, думающих, которые являются не объектом, а субъектом мышления», - поясняет Джентиле. Однако сознание, которое является объектом сознания, перестает быть сознанием, становится не субъектом, а объектом, не эго, а не-эго. По Джентиле, это тот самый момент, в котором Беркли допустил главную ошибку – его идеализм был эмпирическим. Джентиле поясняет, что, когда мы мыслим, «мы рассматриваем нашу мысль не как совершенный акт, а как акт свершающийся. Мы никогда не можем трансцендировать этот акт, поскольку он есть наша субъективность, наша самость, то, что мы никоим образом не можем объективировать.» Таким образом, Джентиле подводит читателя к ключевому основополагающему тезису – об актуальности Я, «точке зрения, с которой Я никогда не может быть представлено как свой собственный объект». По Джентиле, любая попытка объективации Я, которое является «внутренней активностью, составляющей нашу духовную природу», обречена на провал. «Подлинная мыслительная активность – не то, что определено, а то, что определяет» , - заключает Джентиле. Согласно итальянскому философу, если мы пытаемся понять нечто, имеющее духовную ценность, какой-либо факт духовной жизни, мы должны рассматривать это нечто как идентичное нашей собственной духовной деятельности. Так мы понимаем, оцениваем, соглашаемся, спорим – осуществляем действия, именуемые Джентиле «духовными проникновениями» (penetrazione spirituale), без которых невозможно ни познание, ни какое-либо ориентирование в мире. Обязательной предпосылкой подлинного понимания другого, условием продуктивного общения является единение нашей реальности и реальности другого. Более того, в такие моменты духовного единения разума недостаточно – подлинно значимой становится добрая духовная предрасположенность (la buona disposizione spirituale), а именно – добрая воля, любовь, симпатия, открытость и иные теплые чувства. Джентиле задается вопросом – что это, каково значение этого духовного единства, стоящего за всей осмысленной духовной коммуникацией? В поисках ответа на этот вопрос Джентиле выводит закон познания духовной реальности, который предполагает необходимость растворения объекта в субъекте. Иными словами, чтобы познать нечто, необходимо с ним слиться. Джентиле утверждает: «Когда мы говорим о духовном факте, мы говорим о духе, а говорить о духе означает говорить о конкретной, исторической индивидуальности; о субъекте, о котором мы не думаем таким образом, но который актуализируется таким образом». Духовная реальность, таким образом, сводится к чистому духу как субъекту, который может быть познан только путем растворения его объективности в субъективности познающего. Отсюда следует, что не существует «другого» вне нас – будучи нам известным и будучи в общении с нами, «другой» - в нас. «Знать – значит отождествлять, преодолевать инакость как таковую», - пишет Джентиле. Таким образом, духовный мир познаваем только как реальность духовной активности субъекта. Духовная реальность – это всегда реальность становления. Факты природы всегда есть, они имеют место, они закончены, их развитие невозможно. Джентиле утверждает: «В мире духа ничто никогда не закончено и не сделано; всё находится в процессе становления». Из этого тезиса он делает этический вывод – поскольку мы духовные существа, а жизнь духа есть становление, то никакие благородные деяния и свершения прошлого не отменяют долга и необходимости новых деяний и свершений. Далее философ пишет о том, что актуалистская точка зрения на дух значительно отличается от оной в прежних духовных теориях. Прежде дух противопоставлялся материи. По Джентиле – низводился до состояния материи, поскольку провозглашался субстанцией. Согласно актуальному идеализму, дух не может существовать вне его манифестаций, в которых он находит свою реализацию. Вместе с тем, философ утверждает: «Мы можем говорить о духовной реальности то, что великие христианские мыслители говорили о Боге: «Кто ищет Его, тот найдет Его». Единство духа, являющееся эпистемологической основой философии Джентиле, объясняющей процесс познания, имеет в его системе два основополагающих свойства – единство духа неумножаемо (immoltiplicabile) и бесконечно (infinita). Несмотря на единство, неумножаемость и бесконечность духа, имеет место множественность различных вещей, предметов, объектов. Джентиле ставит задачу разобраться в характере связи между единством духа и множественностью вещей. Решением задачи является синтез единства и множественности, без которого все вещи становятся исключительно сами собой, без какой-либо связующей нити с чем-либо иным. Вещи множественны постольку, поскольку они являются объектами эго, субъекта. Чтобы множественность вещей стала объектом сознания, множественность должна быть поглощена единством, слиться с ним. Как крайне важную характеристику духа философ отмечает то, что в духе невозможно четко провести границу между теоретическим и практическим. «Не существует ни теории, ни созерцания реальности, которые в то же время не являлись бы действием и, таким образом, созиданием реальности», - пишет Джентиле. Он опровергает представление о том, что мы отвечаем лишь за наши действия, но не за наши мысли. Философ приходит к выводу, что естественные законы природы и законы духа фундаментально отличны друг от друга, и если в природе факты действительно говорят сами за себя, и действуют законы необходимости, то в сфере духа, предполагающей свободу, действуют законы идеального. Законы природы отвечают на вопрос «что это?», законы духа – на вопросы «почему?» и «зачем?». Завершая это рассуждение, Джентиле отмечает: «Если дух свободен, то его ограниченность законами духа может означать лишь то, что данные законы не является иной, отличной реальностью, но той же самой реальностью». Источник: m.vk.com Комментарии: |
|