Феномен памяти

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-06-20 04:30

память

Что такое память? Где она хранится? Как работает? Насколько продвинулась наука в изучении явления человеческой памяти? Как, изучая мозг человека, можно определить его интеллектуальные способности, таланты, наклонности и характер, и причем здесь память?

Интересно? Тогда поехали!

Основные понятия:

Запоминайте, это омолаживает!

Память – процесс, характеризующийся приобретением, хранением и воспроизведением заученного.

Энграмма – след памяти, сформированный в процессе обучения.

Консолидация – процесс, приводящий к физическому закреплению энграммы.

Реверберация – прохождение электрической активности по замкнутой цепи нейронов.

Нейрон – нервная клетка. Обладает электрической активностью и сообщается с соседними нейронами посредством химических и электрических синапсов.

Синапс – место контакта нервных клеток. Синапсы могут быть электрическими – сообщения в них происходят на разности потенциалов и действии K-Na насосов и химическими — тогда сообщение будет происходить посредством выработки нейромедиаторов (серотонин, дофамин, ацетилхолин, гамма-аминомасляная кислота и сотни других, некоторые из которых еще не открыты наукой).

Научение – это последовательность сложных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение и воспроизведение информации. В результате научения меняется поведение ­- происходит его модификация, а память проявляется как сохранение этой модификации. Память существует только на феноменальном уровне, ее нельзя потрогать, память – это качество мозговой активности. Однако на нейронах (клетках головного мозга) сохраняются следовые процессы, которые формируются во время обучения.

Как живет память? Память «живет» в нейронах головного мозга: ансамбль определенных нейронов имеет замкнутую электрическую цепь, связи в которой поддерживаются постоянно пробегающими по ним электрическими импульсами. Сообщение нервных клеток происходит через синапсы – места контакта отростков нервной клетки – аксона (подающий сигнал) и дендритов (принимающих сигналы).

Часть 1. Память.

Как описать память и каковы ее характеристики? Существуют несколько концепций памяти, непротиворечащих друг другу и даже дополняющие одна другую. Расскажу о них вкратце и русским языком.

  1. Концепция временной организации памяти

Основными в этой концепции являются понятия кратковременной и долговременнойпамяти. Предполагается, что природа кратковременной и долговременной памяти разная – молекулярные, нейрофизиологические, биохимические и морфофункциональные основы энграммы разные на разных стадиях ее жизни. В рамках этой концепции считалось, что след памяти проходит два этапа своего существования – этапы кратковременной, а затем долговременной памяти. В кратковременной памяти след находится от нескольких миллисекунд до нескольких минут, в долговременной – всю оставшуюся жизнь существа.

Кратковременная память. Физиологическим механизмом следа в кратковременной памяти является реверберация (пробегание импульсов) электрической активности по замкнутым цепям нейронов.

Долговременная память. Если стимул будет воздействовать на замкнутую цепь продолжительное время, внутри цепи на молекулярном уровне произойдут изменения в синапсах, что приведет к улучшению проведения импульса, формированию специфических белков и физическому закреплению следа памяти. Долговременная память отличается от кратковременной тем, что изменяет конфигурацию нейронной цепи на молекулярном уровне. Пока этого не произошло и электрический импульс существует, но не вызывает физических изменений в синапсах — память считается кратковременной.

Таким образом, был сделан вывод о том, что, если энграмму разрушить до момента закрепления, то произойдет нарушение памяти. Проведенные опыты подтвердили генеральную идею – амнестический агент, например, разряд электрического тока небольшой интенсивности, приводил к ретроградной амнезии — потери памяти о событии, которое было непосредственно перед применением разряда. Однако, следом появившиеся данные о восстановлении памяти опровергли физическое уничтожение энграммы при амнестическом воздействии, если он не успел пройти стадию закрепления следа или, научно говоря, консолидации.

Восстановление памяти может быть спонтанным, а может быть на фоне напоминания. Наличие восстановления памяти после амнестичекого воздействия доказало, что причиной амнезий может быть не физическое уничтожение следов памяти (их «стирания»), а временное подавление их воспроизведения.

Следующим шагом была задача выяснить, а если ли вообще какой-то интервал времени, за пределами которого разрушить энграмму невозможно? Оказалось, что нарушения памяти могут возникнуть вне зависимости от возраста энграммы. Абсолютно любое воспоминание можно разрушить, но при этом, с помощью специальных методов, появилась возможность реактивировать («воскрешать») некоторые энграммы или восстановить потерянную память у людей.

Для этого благого дела родилась следующая концепция памяти:

2. Концепция состояний памяти

Основные положения этой концепции заключаются в том, что память выступает как единое свойство мозговых процессов, поэтому ее невозможно разделить на кратковременную и долговременную. Память существует в активной форме, готовой к воспроизведению в данный момент, и пассивной (латентной) – не готовой к непосредственной реализации.

Активная память – совокупность активных энграмм.

О состоянии памяти можно судить только по результатам воспроизведения. Воспроизведение может блокироваться; причиной блокады может быть, например, нарушение электрической активности определенных нейронов. Вызвать амнезию можно только для тех энграмм, которые находятся в активном состоянии.

Активная память состоит из старых и новых энграмм. Интересно то, что новый след памяти может поступать как в активном, так и неактивном состоянии, что объясняет феномен латентного обучения.

Всякий раз повторно активированная энграмма отличается от нее самой, воспроизведенной на другом отрезке времени в прошлом. Это объясняется тем, что воспроизведение энграммы осуществляется с разных нейронных ансамблей – с тех, на которых она достигла воспроизведения в данный момент времени.

Внимательный читатель сразу спросит меня о смене нейронных ансамблей. Да, мой пытливый друг, каждое реактивированное воспоминание перезаписывается на новые ансамбли и нейронные цепи постоянно модифицируются, что крайне полезно для работы мозга!

Уровни существования энграммы. Активная энграмма существует на уровне электрических процессов. Однако, современной наукой уже доказано, что электрический процесс сам является результатом многих тонких биохимических и биофизических событий, поэтому фактически за электрическими процессами стоит определенный «молекулярный субстрат». Энграмма, имея в своей основе определенный «молекулярный субстрат», актуализируется только при переводе молекулярного кода на уровень электрической активности. Понятно почему: ведь язык мозга – это электрические процессы. Многие опыты подтверждают существование энграммы в двух состояниях – существует возможность блокировки воспроизведения памяти без разрушения молекулярной базы следа памяти. Более того, опыты по пересадке мозга у насекомых показывают, что молекулярная составляющая энграммы может передаваться от донора к реципиенту. Молекулярная база следа изучена достаточно хорошо на данный момент времени, однако крайне мало известно о том, каким же образом происходит «оживление» следа при переходе его из латентной формы в активную.

«Так где же? Где? Где живет память, Ксюша??» — Спросит меня все тот же пытливый читатель (А пытливых я оооочень люблю!). Об этом, мой друг, тебе расскажет концепция распределенной памяти!

3. Концепция распределенной памяти

Память возникает и существует при взаимодействии многих структур мозга. Опыты с локальными раздражениями мозга показали, что след памяти через разное время реализуется разными мозговыми структурами или их частями.

«Памяти нигде нет, но в тоже время она всюду» К. Лешли.

Распределенность памяти по структурам мозга. Оказывается, след как бы распределен по нервным клеткам, принадлежащим разным мозговым образованиям и информация, которая в них хранится, будет доступной для считывания только через определенное время после ее фиксации. Таким образом, качество следа памяти через разное время после его создания обеспечивается разными нейронными системами. Кратковременная и долговременная память развиваются параллельно и обеспечиваются разными нейронными системами, а также являются самостоятельными, независимыми друг от друга процессами. Этим можно объяснить различные виды заболеваний, при которых нарушается один тип памяти при полной сохранности другого.

Распределенность памяти по множеству элементов мозга. Видов нейронов огромное множество. Пластические перестройки, связанные с научением, типичное событие для центральной нервной системы (то есть той части нервной системы, которая управляется сознанием). На изолированных нейронах показано, что обучается практически любая выделенная клетка. Пластические перестройки, связанные с научением, развиваются у нейронов всех исследованных структур мозга.

Реорганизация нейронной цепи. После обучения при актуализации энграммы через разные интервалы времени нейронные цепи, осуществляющие реализацию энграммы, перестраиваются. Участие структур мозга в научении и памяти является динамичным. «Организующим законом» служит принцип распределенности энграммы по параметру достижения максимальной активности.

Представление о том, что след памяти не имеет определённой строгой локализации, а считывается с нейронов разных структур мозга в зависимости от обстоятельств, подтверждено экспериментами.

Факты, полученные в опытах, указывают на принцип распределенности энграммы как на основу организации памяти. Этот принцип предполагает непостоянство упомянутой организации во времени. Топография функциональной части системы, обеспечивающей воспроизведение, меняется от момента к моменту. Постоянная смена активностей следа памяти на разных элементах системы является причиной постоянного «блуждания» активных мнеистических центров.

Нейрофизиологические механизмы распределенности энграммы. Нейрофизиологические опыты, в которых изучалась электрическая активность нейронов, показали, что максимум ответа достигается через разное время после обучения. Большая часть ответов достигает максимального значения спустя некоторое время после обучения – примерно через 30-40 мин, менее 14% нейронов формируют следы, которые актуализируются сразу же после обучения. Мы помним о миграции следа памяти по группам нервных клеток. Так вот, когда след инактивируется на одной группе клеток, как раз в это время он достигает максимальной воспроизводимости на другой – и так до тех пор, пока не исчерпается временной резерв данного нейронного ансамбля. Энграмма становится неактивной, переходит в латентное состояние и ждет напоминания, которое при помощи пока неизвестных механизмов выведет ее на уровень актуализации.

Устали? Смотрим на снежных барсов, умиляемся и едем дальше! Впереди «вот это поворот» и вообще все самое интересное!!

Поговорим о тех самых структурах мозга, которые участвуют в образовании, существовании и воспроизведении следа памяти.

Консолидация – это процесс, который развивается во времени, в течение которого происходит фиксация в памяти. Он состоит в развертывании молекулярного каскада и морфологических изменениях, благодаря которым модификации в синапсах после обучения постепенно становятся стабильными.

Иными словами, консолидация – это процесс закрепления следа памяти на молекулярном, клеточном и синаптическом уровнях.

Зарождение следа памяти в процессе обучения происходит в гиппокампе – части лимбической системы головного мозга, ответственной за эмоции, память и обучение. Гиппокампальная система может быть местом сохранения кратковременной памяти, потому что синапсы гиппокампа способны быстро изменяться. Неокртикальные синапсы изменяются медленнее. С течением времени и в результате повторных активаций память полностью переходит в неокортекс.

Неокортекс или Новая кора (синонимы: неокортекс, изокортекс; лат. neocortex) — новые области коры головного мозга, которые у низших млекопитающих только намечены, а у человека составляют основную часть коры. Новая кора располагается в верхнем слое полушарий мозга, имеет толщину 2—4 миллиметра и отвечает за высшие нервные функции: сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление и речь у людей.

Итак, консолидация – это процесс постепенной реорганизации памяти, посредством которого след памяти становится независимым от гиппокампальной области и переходит в неокортекс.

Оцените красоту процесса! Условно ученые делят мозг на 3 отдела:

  • Палеокортекс, ответственный за животную регуляцию и базовые инстинкты (выжить, прокормиться, расплодиться);
  • Лимбическую систему – отдел, отвечающий за эмоции, вегетативные и соматические функции (работа всех систем и органов) и социальную жизнь. И тут же зарождается память (кратковременная);
  • Неокортекс – приобретение, которым может в полной мере похвастаться лишь человек. Кора отвечает за такие процессы как мышление, анализ, планирование, процесс творения, речь и сознание. Человек разумный «живет» именно в 4мм коры головного мозга. И тут же хранится долговременная память, распределяясь по всему объему неокортекса!

Механизм консолидации

Если консолидация происходит постоянно, и сохраненная память непрерывно оживает как часть нормальной мозговой деятельности, то нужно объяснить, когда и как это происходит. Передача информации из гиппокампа в неокортекс происходит по тем же нейронным цепям, посредством электрической активности. И изменения в неокортексе происходят на молекулярном уровне – для того, чтобы след памяти закрепился. Когда же это происходит? Эффективнее всего этот процесс проходит во время сна.

Поэтому так важно высыпаться, и именно поэтому, прочитав что-то на ночь и затем уснув, утром так легко вспомнить прочитанное (заученное)! А не потому, что отличники подкладывают тетрадки под подушку!)) А вот не спать всю ночь, учить и бежать с несвежей головой на экзамен – мероприятие малоэффективное! Доказано учеными!

И снова любуемся на барсов, разгружаем свой неокортекс, так как впереди по-прежнему много интересного!!

4. Концепция информационного содержания памяти

Помимо рассмотрения памяти во временном измерении, ученые рассматривают ее и по содержанию сохраняемой информации. Результаты клинических наблюдений выявили, что у человека существует по меньшей мере две разных системы памяти для усвоения и запоминания информации разного вида. Выбор системы памяти зависит от особенности сведений, которые нужно запомнить. Эти системы имеют разные оперативные характеристики, участвуют в приобретении знаний разного рода и осуществляются разными мозговыми структурами. Для запоминания большей части ситуаций вовлекается несколько систем памяти.

В зависимости от сохраняемой информации память подразделяется на недекларативную (имплицитную) и декларативную (эксплицитную). Декларативная память хранит факты, а недекларативная отвечает за навыки и привычки.

Недекларативная память выражается через неосознаваемые изменения деятельности. Умения, навыки, привычки, простые формы обуславливания, моторные стереотипы, постуральные рефлексы (осанка), походка, вождение автомобиля, управление велосипедом, и т.д. – это все примеры недекларативной памяти.

Декларативная память выражена осознаваемым воспоминанием или узнаванием прошлых событий. Мы пользуемся этой памятью сознательно. Декларативная память состоит из:

  • Эпизодической памяти – автобиографические сведения и индивидуальные эпизоды, связанные со временем и местом событий;
  • Семантической памяти – хранилища усвоенных нами текстов и сообщений.

Надеюсь, моя статья станет частью Вашей семантической памяти, причем в активной форме хранения следа!

Воспроизведение из памяти

Память состоит из трех последовательных этапов – запоминания, сохранения и воспроизведения. Одним из видов воспроизведения является воспоминание – извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве. Воспоминание может быть произвольным (припоминание) и непроизвольным, когда образы спонтанно возникают в сознании. Воспоминание может быть эмоционально окрашено, воспоминание прошлого образа никогда не бывает абсолютным. Степень несовпадения воспоминания и прошлого события зависит от особенностей развития личности, ее установок, мотивов, целей, от давности припоминаемого события, а также от значимости его для субъекта. Воспоминание – работа декларативной памяти.

Мозг хранит различные грани воспоминаний об одном явлении или предмете в разных местах, причем каждое воспоминание связано с областью мозга, которая специализируется на его восприятии. Неудивительно поэтому, что вспоминая о каком-то событии мы в состоянии воспроизвести только отдельные его детали.

Не менее интересно следующее: воспоминание зрительных образов почти неизменно активирует зрительные области коры, а воспоминание звуков – слуховую кору. Наблюдения нейрофизиологов позволяют предположить, что информация о звуковых компонентах мультисенсорных событий храниться в слуховой коре и реактивируется при воспроизведении.

Отсюда по аналогии становится понятен следующий феномен – заучивание какого-то движения, звукового ряда или текстовой информации, а затем их воспроизведение значительно эффективнее происходят в одних и тех же условиях. Объясняется это влиянием недекларативной памяти на декларативную.

Один и тот же инструктор йоги, в том же самом зале и даже на том же самом коврике, лежащем на одном и том же месте, помогут Вашему мозгу усвоить сложную задачу быстрее, чем если Вы будете хаотично менять дислокацию и преподавателя, имейте это ввиду!

Электрофизиология и биохимия

Лично для меня, самое интересное в науке о человеке – это биохимия. Но это целая наука! Бестселлер, триллер и блокбастер поинтереснее «Звездных войн», но масштабов клеток организма, их органелл и молекул, участвующих в химических реакциях, которые и обеспечивают абсолютно все, что мы с Вами имеем ввиду под словом «ЖИЗНЬ». Это я к чему? Это анонс следующей статьи.

А в этом подразделе я просто кратенько расскажу биохимию памяти. Мозг хранит следы памяти, а следообразование развивается на нервных клетках. В процессе обучения происходит трансформация нервных синапсов, а также мембран нервных клеток. Мембрана нервной клетки определяет чувствительность к стимулу, а ее перестройка после получения сигнала определяет силу, специфичность и адекватность ответа. Процессы следообразования приводят к изменениям билипидного слоя синаптической мембраны и зависят от перехода липидов в новое жидкокристаллическое состояние.

Кроме того, память «живет» не только в синапсах и мембранах нейронов, но и внутри нервных клеток, будучи зависимой от их пейсмейкерной активности.

Пейсмейкер (Водитель ритма) — нервные скопления, генерирующие ритмические импульсы возбуждений, задающие частоту электрической активности клеток. Именно клетки-пейсмейкеры генерируют активность сердечной мышцы, электрическую активность мозга и выполняют еще множество функций в нашем организме.

не путать с «патимейкер»!

Исследователи давно предполагали наличие глубокой взаимосвязи между процессом научения и синтезом белков внутри клетки. Кратковременная память требует фосфориллирования уже присутствующих в клетке белков. Долговременная память основывается на экспрессии генов и синтезе новых белков. Большое значение для понимания тонких биохимических механизмов научения имеют работы по изучению регулирующей работы ионов кальция. Оказалось, что именно кальций является своеобразным посредником между биохимической «кухней» нейрона и электрическими процессами, при помощи которых осуществляется информационный обмен между нейронами.

Поэтому налегайте на молочку – в ней полно кальция и, разумеется, присутствует белок! Причем его там много и он полноценный! И не забывайте об орехах – помимо белков, углеводов, витаминов и клетчатки, в орехах содержатся жирные кислоты, необходимые для обновления билипидного слоя мембран нервных клеток!

В первой части статьи мы рассмотрели феномен памяти с психофизиологической точки зрения, узнали, как ученые сортируют память, где она живет и как функционирует. Поняли, что мозг сохраняет не память, а следы информации и теперь можем сформулировать основную проблему, стоящую перед современными учеными – как информация, хранимая в разных системах, интегрируется таким образом, что может воспроизводиться и оказывать влияние на поведение, делая его более гибким, способным перестраиваться в соответствии с ситуацией. При этом ненужная информация не используется, а извлекается только та, что созвучна требованиям обстоятельств. Современным ученым еще предстоит понять как системы взаимодействуют для осуществления памяти и лично я буду отслеживать этот вопрос с особым интересом!

ЧАСТЬ 2. От памяти к психологическому портрету

Все, что хранится в памяти человека, т.е. все множество сведений об окружающем мире, множество программ и планов поведения самого человека, его личностные особенности — все это отражено в электроэнцефалограмме (ЭЭГ), не путать с электроКАРДИОграммой.

Как это работает? Клетки головного мозга имеют электрическую активность. Электроэнцефалограф регистрирует колебания электрических потенциалов мозга с поверхности черепа. ЭЭГ в каждый момент времени отражает суммарную электрическую активность клеток мозга, при этом выделяются ритмические колебания определенной частоты. Вам они знакомы по названиям «Альфа-ритм», «Бета-ритм» и т.п., отражающие разные состояния мозговой активности, например, Гамма-ритм резко усиливается при решении задач, требующих максимального сосредоточения внимания и при обучении – как у Вас сейчас, если Вы вникаете в суть текста.

Ритмы ЭЭГ, т.е. регулярные колебания мембранных потенциалов множества нейронов, функционально связаны с колебаниями интенсивности потоков нейронных импульсов. Образы восприятия и памяти, закодированные активностью центральных нейронов, также соответственно периодически изменяются по своей интенсивности, яркости. Закономерности согласованной периодической активности нейронов, отраженные в ритмах ЭЭГ, определяют фундаментальные особенности психики, в первую очередь свойства памяти.

Расчет показателей памяти по параметрам нейронных процессов первоначально требует определения исходной физической единицы памяти, можно сказать, единицы внутреннего мира человека.

Если единицами окружающего мира служат атомы, молекулы, а единицами живой материи служат гены, клетки, то простейшей физической единицей субъективного мира человека служит пакет взаимосвязанных волн нейронной активности, порождаемых нервными клетками. Пакеты нейронных волн генерируются нервными клетками, хотя и расположенными в разных центральных структурах, но взаимосвязанными, объединенными в ансамбли. Согласованная, периодически повторяющаяся активность нейронов в составе ансамбля необходима для поддержания их собственной жизнедеятельности. Важно понимать, что изменения проводимости синапсов, т.е. контактов между нейронами, образующих так называемые векторы проводимости всегда вторичны. Периоды колебаний согласованной активности нейронов, объединенных в ансамбли, имеют разную длительность. У человека альфа-ритм (наблюдается в состоянии спокойного бодрствования, медитации и длительной монотонной деятельности) выражен в наибольшей степени. Устойчивость частоты этого ритма на протяжении многих лет жизни взрослого испытуемого – одна из давно известных нейрофизиологических закономерностей.

Объем памяти

Объемы долговременной и кратковременной памяти человека с большой точностью вычисляются с учетом периодов колебаний альфа-ритма. Ошибка расчета в среднем менее 5%. Помимо объемов долговременной и кратковременной памяти, которые находятся в математической зависимости друг от друга, возможно вычисление и объема внимания – числа актуализированных единиц памяти.

О Внимании, как психическом процессе, читайте в моей статье «ВНИМАНИЕ!».

А теперь обещанный «вот это поворот»!

Отражение личностных особенностей в ЭЭГ

Различные личностные особенности, зафиксированные в долговременной памяти (интеллект, лидерские качества, уравновешенность, общительность и тому подобные качества) значимо зависят от индивидуальных характеристик ЭЭГ. Электроэнцефалограмма, подобно зеркалу, отражает не только психические процессы, обеспечивающие, например, процедуру выбора, но и личностные особенности, а также состояния человека. В объективной оценке личностных особенностей заинтересованно современное общество, ибо мир становится теснее, взаимосвязаннее, и влияние личности человека на окружающих и судьбы мира в целом усиливается. Под объективностью здесь понимается оценка по параметрам ЭЭГ без единого вопроса к испытуемому.

Психологические тесты, на которых ученые, психологи, руководители и другие заинтересованные лица ориентировались ранее, показали сравнительную ненадежность и субъективность, в связи с тем, что оценивающий, будь то психолог, попутчик, священник или друг, всегда пристрастен. Как разобраться в душе человека, в особенностях его психики, так, чтобы твердо, по объективным признакам судить, на что он нацелен? Как разобраться в себе, в конце концов, в поисках своего жизненного пути?

Наш внутренний мир, закодированный в памяти пакетами согласованных между собой волн нейронной активности, особенности нашей личности, как в зеркале, объективно отражаются в электрических потенциалах мозга.

В специальных экспериментах у молодых людей с их согласия были записаны электрические потенциалы мозга. Затем из каждой индивидуальной записи был извлечен ряд численных показателей, которые впоследствии были обработаны, и был составлен прогноз некоторых личностных особенностей, который был составлен только по показателям ЭЭГ без единого вопроса к испытуемому. Испытуемый и его близкие согласились с оценками, вычисленными только по ЭЭГ. Такое согласие было типичным для этого испытания.

Еще один пример. Обычные школьные оценки по ведущим предметам были сопоставлены с параметрами ЭЭГ у многих десятков учеников из разных регионов России. Переменная, вычисленная из регрессионного уравнения с участием только параметров ЭЭГ, с высокой точностью предсказала способность к обучению и получению высоких школьных оценок.

Опыты, проведенные нейрофизиологами, показали высочайшую точность полученных результатов.

Интеллектуальные возможности, иные способности человека, например, музыкальные, его детальный психологический профиль, склад характера, склонность к напряженности, доверчивости, ответственности, добросовестности, эгоистичности, физическую одаренность, показатели здоровья можно определить объективно, не задав испытуемому ни одного вопроса, причем с достаточной точностью, обеспечивающей возможность практического применения таких оценок, что и делается в настоящее время.

Итак, в психологии появились уравнения с нейрофизиологическими константами, широкой сферой приложения и высокой точностью прогноза важных психологических показателей – скорости обработки информации человеком, объемов долговременной и оперативной памяти. Таким образом, психология, прежде всего психология памяти, благодаря междисциплинарным системным исследованиям, выполненным за последнюю четверть ХХ в., превращается в точную дисциплину, в науку со своими собственными законами, константами и расчетами, подобно физике, химии или генетике.

И это хорошо.

Однако, что мы с Вами все о науке, да о науке? Давайте поговорим о Вас, мои самые любимые люди!

Какие ВЫВОДЫ мы можем сделать из этой статьи?

Ну кроме того, что я молодец – потратила на освоение материала несколько месяцев и неделю чистого времени на написание статьи доступным языком. И о моем интеллекте сделайте выводы! И удивительной скромности ещё!

(это я)

Идея равенства, коммунизма и безграничных возможностей лишь при одном большом желании провальна, абсурдна и утопична. Альфа-ритм нашего головного мозга – величина задетерминированная, и кто-то действительно рождается музыкантом, кто-то великим атлетом, кто-то писателем, кто-то Никола Тесла, а кому-то красить заборы и мести улицы. Как бы Вы не мучили своих детей в надежде получить из них знаменитых певцов, актеров, спортсменов или политиков – при отсутствии к этим профессиям у них наклонностей, способностей и талантов, они всегда будут на вторых ролях.

Талант нельзя воспитать.

Гениями рождаются, а не становятся.

Лидер – качество физическое, в первую очередь, и психическое лишь во вторую.

А плохому танцору действительно что-то мешает!

Какой бы силой воли вы не обладали и не принуждали себя к великим свершениям на йога-коврике, если координационные способности у Вас слабые, то вы не обгоните соседа по коврику, зацелованного высшими силами в бандхи, мозжечок и вестибюлярный аппарат.

(Пример одаренности и усидчивости одновременно! И не спорь!)

Скорость обработки информации, объем памяти общий и «живой», усидчивость и способность к гибкости, вариативности и остроте ума в большей степени заложены генетически.

Как повлиять на степень своего интеллекта и можно ли это сделать?

Можно! Развивая ВНИМАНИЕ!

Направляя фокус внимания на нужное, волевым усилием отсекая лишнее и проделывая это регулярно, Вы развиваете усидчивость, аналитические способности, видите больше вариантов решения задач и быстрее выделяете рабочие и самые оптимальные. И даже если скорость обработки информации у Вас не велика, но Вы постоянно расширяете базу необходимых знаний, тренируете усидчивость, развиваете внимание, сосредоточение и терпение, делаете это регулярно, не пренебрегаете планированием и подведением промежуточных итогов, а также поддерживаете крепкое здоровье – Вы непобедимы!

Имея привычку к регулярному анализу своей деятельности, Вам не понадобится ЭЭГ Вашего мозга, чтобы определить в чем Вы сильны и какие у Вас слабые стороны. Развивайте до максимума свои таланты и не переживайте из-за слабостей (они есть у всех без исключения) — просто кто-то их знает и уважает, а кто-то рогами пробивает бетонную стену. Сила воли без ума – вещь, если не вредоносная, то бесполезная. А потому вооружитесь вниманием, аналитикой и силой воли в комплекте! И дерзайте!

А еще любите! Себя, жизнь и котиков!

А я люблю Вас, за то, что прочитали статью до конца!

Будьте здоровы и да пребудет с Вами сила!

PS: Статья написана с использованием материалов учебника для ВУЗов «Психофизиология» под редакцией Ю. И. Александрова. 4-е издание, 2016г.

Автор — Ксения Шатская


Источник: m.vk.com

Комментарии: