Два режима спатиализации в Интернете. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-06-23 10:00 Под спатиализацией (spatial - пространственность), термином, уже произведенным и освоенным социальными науками, мы будем понимать процесс "одомашнивания" и осмысления человеком мест, вещей и связей между ними, а также способы их размещения на его (когнитивных, социально-культурных) картах. Вспоминаем мы это слово потому, что хотим обратиться к опыту пользования Интернета, в котором ныне можно легко рассмотреть уже не одну единственную традицию взаимодействия с ним, но, как минимум, две: Интернет "домашний", к которому мы подключаемся на персональном компьютере, и Интернет "мобильный", доступный человеку на смартфоне. Каждый из этих вариантов соединенности означает не только то, откуда или на каком устройстве мы можешь подключаться, но и то, какие ограничения и возможности на нас накладывают и нам предоставляют софт, структура интерфейсов, дизайн приложений и сайтов, образы физического взаимодействия с устройством. Специфику спатиализации "домашнего" Интернета персональных компьютеров легко вообразить, вспомнив всё то, что в культуре до недавнего времени развивали в научно-фантастическом дискурсе, в воображаемом кибер-что-то. В первую очередь, это "виртуальная реальность". Другой мир, Матрица: не столько область, параллельная физической (или "настоящей") реальности, но и область, агрессивно конкурирующая с ней, постоянно намеривающая занять её место. Это электронный эскапизм в виде онлайн-игр, в которых люди "живут", это сообщества, часто требующие от пользователя знания их особенной внутренней культуры. Следующее, что стоит знать об этом Интернете, это его отношение с нашими телами. Интернет компьютеров и ноутбуков останавливает, парализует около электрических сетей и мебели, требует от нас физического покоя и особого рода комфорта, то есть дисциплины тела. Чтобы пользоваться местными софтом и интерфейсом, мы буквально должны пожертвовать технологиям свои когнитивные ресурсы, отвечающие за пространственную ориентацию. Интернет тут структурирован как метафора самого физического пространства, как космос: мы "заходим в интернет" (открываем браузер, "окно"), пользуемся сайтами, по которым вынуждены "ходить", перемещаясь между разделами и рубриками, к которым можем вернуться, запоминая обратный путь, хотя у сайта может и оказаться хорошая карта. Пока наше тело покоится и практически не заботится о том, что происходит вокруг, оно активно в границах большого экрана монитора, который успешно поглощает взор и заменяет нам все горизонты - Интернет сам превращается в некое причудливое плато, в пейзаж с укромными местами и открытыми площадями. Интернет нас похищает. Примечательно и то, что комьюнити разнообразных ресурсов склонно к пространственной метафоризации в том же духе, например, "уютная жэжэшечка" - семиотический акцент на притягательности самого "места", сентиментальность по отношению к пространству. Вся эта игра нашего восприятия такого Интернета отражается не только на том, как мы конкретно расчерчиваем когнитивные карты тамошних виртуальных мест, но и на самой социализации в этих местах. Домашний Интернет производит также и специфичную социальность: это не какие-либо надстройки над реальностью или её дополнения-модификации, но независимые анклавы, самостоятельные социальные реальности (союзы и войны, дружбы и ссоры), которые могут как и не взаимодействовать всю свою историю с чем-либо из "реального мира", "оффлайна", так и вмешиваться в его дела, при этом всё ещё оставаясь чем-то отдельным (объективированным), "из Интернета" (буквально из другого места). Мобильный Интернет, поначалу существовавший как технически урезанная и упрощенная версия "настоящего" Интернета персональных компьютеров, в данный момент стал попросту иным способом этот Интернет осмысливать. Другой софт и другой интерфейс, независимая культура приложений, производящих для наших тел новые образы взаимодействия с Интернетом. Интернет как "место", как череда территорий с зафиксированной структурой контента, куда "входит" приглашенное тело и где оно буквально осматривает объекты, упразднен в пользу Интернета как сети нитей, подключенных к свободному телу, постоянно меняющего взгляд между телефоном и окружающей средой, в которой оно продолжает двигаться или решает внезапно остановиться. Мобильный Интернет это в первую очередь мир связей, возникший из мессенджеров, приложений помощников и социальных сетей. "Реальный" мир оффлайна и виртуальные узоры переплетаются между собой, чередуясь дополняют друг друга. Этот Интернет социализирует не где-то "там", но неожиданно то тут, то сям: он то сжимает, то распыляет хоть и фрагментарное, но теперь общее пространство медиума, приближая ко мне моих друзей и создавая новых, ускоряя коммуникацию между нами по поводу дел в "реальности" (IRL) или создавая эти дела для неё. Интерфейсы более не пытаются подчинить тело, вместо этого они сводят к минимуму надобность в ориентировании и "оглядывании" мест интерфейса, доводя всё взаимодействие до максимальной простоты и элегантности касания поверхности пальцем. Посты скользят в колее небольшого экрана - контент не просто лежит где-то "в месте", как в домашнем Интернете, дожидаясь пользователя, который пробирается к нему через ветви гиперссылок и череду страниц местности-сайта ("веб-серфинг"), вместо этого он сочится из сразу же доступной, заранее подключенной точки в этой сети унифицированного дизайна приложений (из паблика, из странички в Инстаграмме, из ленты новостей), а в смысле нашего тела - мелькает в эпизодическом тоннеле восприятия, где невозможно как следует осмотреться по сторонам и увидеть пространство вещей, не выпадая при этом из самого смартфона-интернета. Пользователь изредка пытается "ловить" посты, добавляя их в закладки, запоминая и ставя лайки, создавая минимальное личное пространство ("мои сохранёнки..."), легкую тень "домашнего" взгляда на Интернет, но большая часть утекает куда-то, в серую пропасть за границей внимания, что неслыханно для хоть и уже пыльных, но всё ещё покоящихся архивов стационарного Интернета, которые я постоянно предчувствую как объекты, к которым по желанию могу подойти и обратиться к ним в любом момент, потому что они "лежат" где-то там в Интернете как в месте. Путешествие по старым веб-страничкам, открытым на смартфоне, кажется косолапым ковырянием через маленькое отверстие телефонного разрешения большой галереи Интернета, а многими приложениями, привычными для пользователя мобильного Интернета, можно воспользоваться на персональном компьютере только посредством неловких эмуляций. Карикатурный символ (протагонист или антагонист - в зависимости от перспективы критики) Интернета персональных компьютеров - асоциальный задрот, запершийся в своей комнате (полностью пожертвовавший своё тело виртуальному пространству и его сообществу), а аналогичная фигура для мобильного Интернета - инстаграмм-модель, то залипающая в свой телефон (производя экспертизу других жизней, чтобы скорректировать свою же), то активно преобразующая и впитывающая окружающую реальность в этот телефон посредством фотографий, видео и хештегов. Если домашний Интернет изолировал (точнее локализовал), создавая уникальные культуры (по названиям ресурсов) и альтер эго (форумные и блог-идентичности), то мобильный Интернет становится нервной системой политического и социального активизма, постоянно пульсируя в гуще событий, играясь с нашими персоналиями, создавая новую ответственность и вовлекая в спутанность социального. Мы намеренно не рассматривали пограничные состояния или гибридности, взаимовлияния этих режимов в данный момент, так как поставили перед собой цель выяснить то, как работают и что производят эти два разных процесса спатиализации, каким образом функционал и дизайн устройств и софта создает реальности взаимодействия с Интернетом. Без смешка можно сказать, что мы попытались рассмотреть разные интернеты. Комментарии: |
|