Два режима спатиализации в Интернете.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Под спатиализацией (spatial - пространственность), термином, уже произведенным и освоенным социальными науками, мы будем понимать процесс "одомашнивания" и осмысления человеком мест, вещей и связей между ними, а также способы их размещения на его (когнитивных, социально-культурных) картах. Вспоминаем мы это слово потому, что хотим обратиться к опыту пользования Интернета, в котором ныне можно легко рассмотреть уже не одну единственную традицию взаимодействия с ним, но, как минимум, две: Интернет "домашний", к которому мы подключаемся на персональном компьютере, и Интернет "мобильный", доступный человеку на смартфоне. Каждый из этих вариантов соединенности означает не только то, откуда или на каком устройстве мы можешь подключаться, но и то, какие ограничения и возможности на нас накладывают и нам предоставляют софт, структура интерфейсов, дизайн приложений и сайтов, образы физического взаимодействия с устройством.

Специфику спатиализации "домашнего" Интернета персональных компьютеров легко вообразить, вспомнив всё то, что в культуре до недавнего времени развивали в научно-фантастическом дискурсе, в воображаемом кибер-что-то. В первую очередь, это "виртуальная реальность". Другой мир, Матрица: не столько область, параллельная физической (или "настоящей") реальности, но и область, агрессивно конкурирующая с ней, постоянно намеривающая занять её место. Это электронный эскапизм в виде онлайн-игр, в которых люди "живут", это сообщества, часто требующие от пользователя знания их особенной внутренней культуры. Следующее, что стоит знать об этом Интернете, это его отношение с нашими телами. Интернет компьютеров и ноутбуков останавливает, парализует около электрических сетей и мебели, требует от нас физического покоя и особого рода комфорта, то есть дисциплины тела. Чтобы пользоваться местными софтом и интерфейсом, мы буквально должны пожертвовать технологиям свои когнитивные ресурсы, отвечающие за пространственную ориентацию. Интернет тут структурирован как метафора самого физического пространства, как космос: мы "заходим в интернет" (открываем браузер, "окно"), пользуемся сайтами, по которым вынуждены "ходить", перемещаясь между разделами и рубриками, к которым можем вернуться, запоминая обратный путь, хотя у сайта может и оказаться хорошая карта. Пока наше тело покоится и практически не заботится о том, что происходит вокруг, оно активно в границах большого экрана монитора, который успешно поглощает взор и заменяет нам все горизонты - Интернет сам превращается в некое причудливое плато, в пейзаж с укромными местами и открытыми площадями. Интернет нас похищает. Примечательно и то, что комьюнити разнообразных ресурсов склонно к пространственной метафоризации в том же духе, например, "уютная жэжэшечка" - семиотический акцент на притягательности самого "места", сентиментальность по отношению к пространству. Вся эта игра нашего восприятия такого Интернета отражается не только на том, как мы конкретно расчерчиваем когнитивные карты тамошних виртуальных мест, но и на самой социализации в этих местах. Домашний Интернет производит также и специфичную социальность: это не какие-либо надстройки над реальностью или её дополнения-модификации, но независимые анклавы, самостоятельные социальные реальности (союзы и войны, дружбы и ссоры), которые могут как и не взаимодействовать всю свою историю с чем-либо из "реального мира", "оффлайна", так и вмешиваться в его дела, при этом всё ещё оставаясь чем-то отдельным (объективированным), "из Интернета" (буквально из другого места).

Мобильный Интернет, поначалу существовавший как технически урезанная и упрощенная версия "настоящего" Интернета персональных компьютеров, в данный момент стал попросту иным способом этот Интернет осмысливать. Другой софт и другой интерфейс, независимая культура приложений, производящих для наших тел новые образы взаимодействия с Интернетом. Интернет как "место", как череда территорий с зафиксированной структурой контента, куда "входит" приглашенное тело и где оно буквально осматривает объекты, упразднен в пользу Интернета как сети нитей, подключенных к свободному телу, постоянно меняющего взгляд между телефоном и окружающей средой, в которой оно продолжает двигаться или решает внезапно остановиться. Мобильный Интернет это в первую очередь мир связей, возникший из мессенджеров, приложений помощников и социальных сетей. "Реальный" мир оффлайна и виртуальные узоры переплетаются между собой, чередуясь дополняют друг друга. Этот Интернет социализирует не где-то "там", но неожиданно то тут, то сям: он то сжимает, то распыляет хоть и фрагментарное, но теперь общее пространство медиума, приближая ко мне моих друзей и создавая новых, ускоряя коммуникацию между нами по поводу дел в "реальности" (IRL) или создавая эти дела для неё. Интерфейсы более не пытаются подчинить тело, вместо этого они сводят к минимуму надобность в ориентировании и "оглядывании" мест интерфейса, доводя всё взаимодействие до максимальной простоты и элегантности касания поверхности пальцем. Посты скользят в колее небольшого экрана - контент не просто лежит где-то "в месте", как в домашнем Интернете, дожидаясь пользователя, который пробирается к нему через ветви гиперссылок и череду страниц местности-сайта ("веб-серфинг"), вместо этого он сочится из сразу же доступной, заранее подключенной точки в этой сети унифицированного дизайна приложений (из паблика, из странички в Инстаграмме, из ленты новостей), а в смысле нашего тела - мелькает в эпизодическом тоннеле восприятия, где невозможно как следует осмотреться по сторонам и увидеть пространство вещей, не выпадая при этом из самого смартфона-интернета. Пользователь изредка пытается "ловить" посты, добавляя их в закладки, запоминая и ставя лайки, создавая минимальное личное пространство ("мои сохранёнки..."), легкую тень "домашнего" взгляда на Интернет, но большая часть утекает куда-то, в серую пропасть за границей внимания, что неслыханно для хоть и уже пыльных, но всё ещё покоящихся архивов стационарного Интернета, которые я постоянно предчувствую как объекты, к которым по желанию могу подойти и обратиться к ним в любом момент, потому что они "лежат" где-то там в Интернете как в месте.

Путешествие по старым веб-страничкам, открытым на смартфоне, кажется косолапым ковырянием через маленькое отверстие телефонного разрешения большой галереи Интернета, а многими приложениями, привычными для пользователя мобильного Интернета, можно воспользоваться на персональном компьютере только посредством неловких эмуляций. Карикатурный символ (протагонист или антагонист - в зависимости от перспективы критики) Интернета персональных компьютеров - асоциальный задрот, запершийся в своей комнате (полностью пожертвовавший своё тело виртуальному пространству и его сообществу), а аналогичная фигура для мобильного Интернета - инстаграмм-модель, то залипающая в свой телефон (производя экспертизу других жизней, чтобы скорректировать свою же), то активно преобразующая и впитывающая окружающую реальность в этот телефон посредством фотографий, видео и хештегов. Если домашний Интернет изолировал (точнее локализовал), создавая уникальные культуры (по названиям ресурсов) и альтер эго (форумные и блог-идентичности), то мобильный Интернет становится нервной системой политического и социального активизма, постоянно пульсируя в гуще событий, играясь с нашими персоналиями, создавая новую ответственность и вовлекая в спутанность социального.

Мы намеренно не рассматривали пограничные состояния или гибридности, взаимовлияния этих режимов в данный момент, так как поставили перед собой цель выяснить то, как работают и что производят эти два разных процесса спатиализации, каким образом функционал и дизайн устройств и софта создает реальности взаимодействия с Интернетом. Без смешка можно сказать, что мы попытались рассмотреть разные интернеты.

Комментарии: