«Булимия» мозга как парадокс технического развития

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-06-21 04:25

Работа разума

Современный человек живет в мире постоянного накопления информации. На ранних этапах научно-технического прогресса познающий субъект сам выбирал, какая информация действительно важна, а на что не стоить обращать внимания. Сейчас мы лишены такого выбора. Телевидение, реклама, Интернет, социальная жизнь – современный человек вынужден постоянно, беспрерывно поглощать целые потоки информации. Создаются условия, в которых мы работаем, одновременно переключаясь между множеством задач. Каждый из нас может смело назваться Юлием Цезарем (сообщают, что он умел писать или читать и одновременно — диктовать и слушать). Казалось бы, такая активная работа должна улучшать свойства и процессы внимания и других когнитивных процессов! Однако именно проблемы произвольных когнитивных процессов освещаются во множестве современных научных статей.

Сознание ребенка – это активный познавательный процесс. Ребенок никогда не ленится приобретать информацию – он хочет знать и уметь, и он готов вкладываться в процесс. В природе растущего организма все продумано. Познавательные процессы настроены на ускоренное восприятие информации. Например, после полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни ребенка он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать уже 1500 слов! Тем не менее, растет количество детей с теми или иными нарушения внимания и других познавательных процессов.

С чем связаны проблемы познания?

Мозг современного ребенка приучается к приему большого количества информации без какой-либо фильтрации. В результате такие важные свойства внимания, как избирательность и концентрация, теряют свою активность. Постоянное неизбирательное информационное насыщение провоцирует сознание человека на пассивный прием данных и фактов, а не их активное продуцирование. Появляется потребность в непроизвольном и постоянном накоплении информации – своего рода «булимия» сознания и мозга. В 1996 американский нейрофизиолог Дэвид Льюис ввёл в оборот термин «синдром информационной усталости». Такое состояние сказывается не только на нашей способности к вниманию, но и на других когнитивных процессах. Исчезла потребность хранить информацию – иными словами, запоминать. Каждый из нас может узнать все необходимое в любой момент, прибегнув к Интернету или другим источникам. Восприятие информации, внимание, память, мышление – эти процессы теряют активность в поиске путей познания. Человек теряет потребность учиться чему-то новому. В итоге мы сталкиваемся с парадоксом познания: для того, чтобы создать образ окружающего мира, нужно его познавать. При этом пассивное поглощение информации уничтожает активное познание мира. Чем больше информации мы накапливаем, тем меньше знаем. Вот такой парадокс!

Как же восстановить такие когнитивные процессы, как память, внимание, мышление, без информационного накопления? Как сделать эти процессы естественными и произвольными? 1. «Информационная диета». Мы живем в обществе, поэтому полностью исключить себя из всех социальных процессов невозможно. Тем не менее, можно выключить Интернет (хотя бы на неделю) и оставить в пользование только телефон с функцией входящих и исходящих звонков; 2. «Минута тишины». Найдите место, где вы сможете побыть наедине с самим собой. Договоритесь с близкими, что в течение нескольких минут вы будете недоступны для общения. Прислушайтесь к себе. Станьте хозяином информации. Подумайте, что вы хотите услышать или увидеть, исключите то, что вам неприятно; 3. «Природа и движение». Выделите день для поездки за город. Если такой возможности нет, найдите в городе место (например, парк или сквер), где вы могли бы побыть наедине с природой. Соедините такую поездку с двигательной активностью (бег, катание на велосипеде, пешая прогулка); 4. «Решение двигательных задач». Мозг отдыхает, когда активно трудится! Усталость возникает от пассивной деятельности. Найдите возможность пойти на танцы, йогу, заняться жонглированием или ритмикой. Подобная деятельность способствует тому, что ваше сознание начинает работать, решая различные двигательные и когнитивные задачи. Такого рода активное использование мозговой активности способствует естественной реанимации познавательных процессов.

- заместитель директора по научно-методической работе. Научно-методический центр компании "Сова-Нянька".

Комментарии: