Золотой век математики. Ч.2 Постыдная склока |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-05-17 20:21 Церковь в средневековье выполняла довольно важную роль патрона наук, заказывающего музыку. Орден иезуитов обеспечивал более-менее массовое образование, а половина средневековых университетов принадлежала Святому престолу. По большей части, это время застоя. Но могло быть и сильно хуже: была вероятность того, что знания и вовсе затеряются в горниле бесконечных войн. И при взгляде с этой точки зрения Церковь представляется уже не кровавым тираном и тормозом прогресса, а дочерью своего времени, которая пыталась сделать благое дело — спасти то хорошее, что было раньше, как могла и как умела. Напоследок средневековое образование подарило миру философов. И умерло. Перестало отвечать запросам учёных Нового времени, и те ушли в свободное плавание. Но вот, старые институты полумертвы, кто же даст денег на новые? Мы уже говорили о том, что основными спонсорами учёных на сломе эпох были богатые люди, вплоть до королей и герцогов. Однако все это фриланс: мудрецов можно было в любой момент попросить освободить помещение. Потому что слишком умные. Со временем в умах появилась мысль, что стоит поставить все это дело на рабочие рельсы, дабы не терпеть таких издержек. Учёные стали организоваться в академии. На первых порах это были, скорее, кружки по интересам. Даже спонсорства, как такового, не было. Но со временем начали появляться академии наук при поддержке крупнейших государств. Это был огромный прорыв: учёные отошли от роли придворных алхимиков при каких-то важных шишках, желающих приобщиться к тайнам мироздания (собственно, отсюда и пошли всякие тайные ордены — богатые Буратино желали мистики, а им любезно подыгрывали) и стали полноценными членами общества с постоянными доходами. Две самые интересные существующие на момент повествования академии зародились в двух вечно противоборствующих странах: Франции и Англии. Разумеется, учреждения стран-антагонистов не могли не родить двух деятелей, устроивших скандал, который сделает материковую и островную науку антагонистами. Их имена Ньютон и Лейбниц. Ньютон Наш первый герой рос не слишком бедным замкнутым мальчиком, очень любившим над чем-то думать. Времени ему уделяли мало, и жил он себе спокойно, увлекаясь естественными науками, пока матушка не попыталась переложить на него часть домашних обязанностей по управлению имуществом. Спойлер: не получилось. Школьный учитель пришел на выручку и уговорил мать Ньютона отправить его на обучение в Кембридж. Тот тогда находился в печальном состоянии – снова воцарилась монархия, Король был если не молодой, то уж очень недальновидный, и на его помыслы нужны были деньги. Злые языки говорят, что по блату, через дядю, преподававшего в Кембридже Ньютон был зачислен на место студента-сайзера. Платить за обучение такие сайзеры были не обязаны, они отрабатывали свое обучение каким-то другим образом, чаще всего, давая уроки богатым студентам. Надо сказать, что самого расцвета вольности ума научная среда еще не пережила. Обучали в основном по трудам Аристотеля, не затрагивая достижения последних лет. Этим пришлось заниматься самостоятельно: на полях студенческих тетрадей Ньютона мы видим упоминания о картезианстве(учение основанное на трудах Декарта), Копернике и Галилее. В данном случае чрезвычайно важно было иметь хорошего учителя, который бы не только знакомил с чем-то новым, но и помог систематизировать старые наработки. Для Ньютона таковым стал его научный руководитель – Исаак Бэрроу. К слову, именно он познакомил Ньютона с биноминальным разложением функций. В дальнейшем Ньютон написал работу по разложению чисел в бесконечный ряд. Бэрроу же уговорил опубликовать ее. Ньютон произвел подробный конспект своих и чужих наработок и назвал его «Анализ с помощью уравнений с бесконечным числом членов». Этот труд сделал его широко известным в узком кругу специалистов. Тут мы встречаемся с нашем вторым героем – Лейбницем. Авантюрист от мира науки, не уступавший Ньютону. Заинтересовавшись новинкой: математическим анализом, Лейбниц начинает переписку со своим английским коллегой. Здесь мы остановимся и перенесемся к биографии Лейбница. Лейбниц Как и Ньютон и Декарт, Готфрид Лейбниц имел определенные шоры университетской программы. Он также интересовался трудами Кеплера и Галилея. Он родился в семье профессора этики Лейпцигского Университета. Отношения с отцом, судя по всему, были довольно теплые. Отец описывал эпизоды как из священной, так и из светской истории. Лейбницу они запали в душу и сильно повлияли на дальнейший путь, половина которого была посвящена юриспруденции и зачаткам гуманитарных наук своего времени. После смерти родителя Готфриду досталась внушительная библиотека. Оттуда он достал сочинения Тита Ливия и начал читать, параллельно изучая латынь. И, внимание, учитель чуть не уговорил закрыть библиотеку, чтобы Лейбниц «не перетруждал себя преждевременными интеллектуальными занятиями». Как и предполагает читатель, Лейбниц был гораздо одареннее как сверстников, так и студентов старших курсов. Однако надо понимать специфику обучения в библиотеке: знаний у тебя будет достаточно, но они будут не систематизированы и разнородны. Преодолеть этот барьер в одиночку порой бывает очень трудно. К счастию, приводить весь тот хаос в голове, какой может произвести библиотека профессора философии морали, пришлось Лейбницу под шефством начитанного человека – Якоба Томазия. К концу обучения у нашего героя практически полностью сформировалась картина мира. В 1664 году Лейбниц получил степень магистра философии. Затем Готфрид обратился к юриспруденции. Вначале в Лейпцигском университете ему отказали в докторской степени, после чего он отправился в Альтдорф-Нюрнберг и успешно защитился, став дипломированным юристом. Но и далее его даже на секундочку не заносит в сторону математики. Наслушавшись сказок про орден Розенкрейцеров, наш дорогой авантюрист отправляется в Нюрнберг и пытается влиться в коллектив. Он берет огромную кипу алхимических трактатов и делает свой первый в жизни копипаст: надергав формул пострашнее, приправив все это ученым языком и таинственными символами, создает что-то похожее на ученую записку и идет в Орден с явным желанием приобщиться к тайнам мироздания. Взглянув на этот внушающий благоговейный ужас и трепет документ, Розенкрейцеры признали его своим. С написанием ученых записок ситуация не изменилась ни на грамм за почти четыре столетия. Существуют все-таки вечные явления. Ему предоставили доступ к лаборатории и поручили за определенное жалование заниматься бумажной работой. В дальнейшем он знакомится с курфюрстом Майнцским и на некоторое время уходит с головой в политику. Даже заезжает во Францию, где пытается уговорить короля Людовика XIV пойти завоевывать Египет, дабы хоть как-то отвлечь его от попыток зажевать немецкие земли. Эта поездка в Париж приносит на его путь прекрасного человека – Гюйгенса. Он становится учителем Лейбница по математике . В 1700 году Лейбниц продавливает создание берлинской Академии наук и становится ее первым президентом. В это же время он становится иностранным членом французской Академии наук. Среди первых успехов на математическом поприще «Трактат об искусстве комбинаторики» и первые попытки математизации логики, которые продолжит булева математика(трактат «Исследование законов мышления, на которых основываются математические теории логики и вероятностей» был написан в 1854году). Готфрид работает над распространением научных знаний и создает журнал «Acta Eruditorum», ставший одним из штандартов, вокруг которого собиралась интеллектуальная элита Европы. Также Лейбница находят братья Бернулли. Якоб Бернулли заинтересовывается методом дифференциального анализа и пишет с просьбой разъяснить пару темных мест. Лейбниц отвечает через три года, когда оба брата уже прекрасно разбираются в вопросе и даже имеют известность в научных кругах. Вместе два молодых математика и один именитый формируют триумвират, который задаёт моду на матанализ в течении почти двадцати лет. Об их союзе еще будет подробнее сказано позже. Час Х Вспоминаем хронологию: в 1669 году Ньютон публикует через своего наставника «Анализ с помощью уравнений с бесконечным числом членов» (в этот же период был написан в стол «Полный метод анализа»). В 1673 Лейбниц оказывается заинтересованным ньютоновским анализом, ведет переписку и в 1675 году практически полностью формирует свой метод. Разница в подходах минимальна и, по большей части, касается записи: два ученых шли примерно одним путем, обмениваясь в письмах своими мыслями. В 1681 Лейбниц создает свой журнал. В 1704 Ньютон публикует полное изложение своего метода (Лейбниц к этому моменту, как прародитель публицистики, заполонил публикациями по анализу всю читающую Европу). Сразу же после этого в журнале Лейбница появляется анонимная рецензия не очень хорошего содержания, смысл которой можно передать в следующей фразе: «Ньютон присвоил себе анализ Лейбница, и ему стоит сгореть за это со стыда». Готфрид делает лицо оскорбленной невинности и говорит, что это не он эту рецензию написал. В своем журнале. Вообще понятия не имел о том, откуда эта рецензия взялась. Ньютон стерпел и промолчал. Но среди последователей как Лейбница, так и Ньютона вспыхнула настоящая война, которая привела к тому, что наука Туманного Альбиона не на одно столетие абстрагировалась от европейской арены, а шутки про британских ученых звучат и по сей день. Спор о приоритете метко назван американским историком науки Д. Мели «золотым веком диспутов о приоритете в стиле метания грязью». Если зашёл формат и тема, переходите по ссылочке в авторскую группу https://vk.com/stroyakxxi . Там мы будем разбирать экономику, естественные и технические науки. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|