Травма мозга превратила продавца диванов в гения

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Продавца мебельного магазина Джейсона Паджетта мало что интересовало, кроме шумных вечеринок, но пятничный вечер 13 сентября 2002 года изменил его жизнь навсегда.

Паджетт стоял с друзьями рядом с караоке-баром, когда на него напали двое неизвестных: ударили его сзади по голове и ограбили. "Когда один из них ударил меня по затылку, я увидел вспышку света — словно при фотосъемке, — вспоминает он. — Следующее, что я помню — я уже был на коленях, и все вращалось вокруг меня, я не понимал, где я и как сюда попал".

Паджетта отвели в больницу, которая оказалась прямо через дорогу. Там выяснилось, что у него сотрясение мозга и почечное кровотечение — как следствие еще одного удара. С тех пор его поведение начало меняться быстро и радикально.

Его травма оказалась такой, которая способна привести к развитию синдрома навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР). Джейсон испытывал страх перед микробами и внешним миром, он выходил из дома только для того, чтобы купить себе еды. Но кроме этого, с ним произошло и еще кое-что, совершенно невероятное — изменилось то, как Джейсон видел вещи.

Джейсон Паджетт стал "видеть" математику во всем. Паджетт настолько одержим математикой и понимает настолько сложные концепции, что его называют гением. Кроме того, он обладает редким талантом рисования повторяющихся геометрических паттернов, известных как фракталы.

По словам Паджета: "Окружающие предметы — выглядят слегка зернистыми, словно компьютерная картинка с крупными пикселями, а вода, уходящая в отверстие раковины — не выглядит гладким потоком, уходящим по спирали вниз — теперь она будто состоит из мелких касательных линий". То же самое происходит с облаками, солнечным светом, проходящим через листву деревьев и лужами. Для Паджетта мир теперь выглядит словно старая компьютерная игра, как "Марио" на ретро-приставке.

Такие перемены внутри и снаружи вызывали у Паджетта смешанные эмоции: "Меня это удивляло… обескураживало… запутывало. Это выглядело неожиданно красиво, но и одновременно пугающе". Видя, как изменился окружающий его мир, Паджетт начал задумываться над серьезнейшими вопросами, имеющими отношение к математике и физике.

Паджетт был зачарован открывшейся перед ним информацией, но пока еще не находил слов, чтобы описать это — до тех пор, пока однажды дочь не спросила его, как работает телевидение. "Когда вы смотрите на телеэкран и видите на нем окружность — на самом деле это не окружность", — говорит он. — "Она состоит из прямоугольников или квадратов, и когда вы посмотрите еще ближе, видно, что линия на самом деле зигзагообразна. Вы можете уменьшить вдвое размер пикселей, потом еще вдвое, и еще, и постепенно будете приближаться к совершенной форме окружности, но на самом деле никогда ее не достигнете, потому что можете уменьшать размеры пикселей до бесконечности. Разрешение будет становиться все лучше, но идеальной окружности вам никогда не получить".

Паджетт чувствовал, что ему необходимо исследовать дальше эту интригующую концепцию. Он начал рисовать и продолжает это делать до сих пор. "Я нарисовал буквально тысячу, а то и больше изображений кругов, фракталов — любой формы, какую я только мог себе вообразить. Только так я мог наладить эффективную коммуникацию с тем миром, который я видел перед собой".

Джейсон Паджетт считает, что в его рисунках — "ключ к пониманию Вселенной". Для него они были настолько важны, что он повсюду носил их с собой. Во время одной из прогулок Паджет встретил физика, и во время завязавшегося разговора показал рисунки: "Я пытаюсь описать дискретную структуру пространства-времени, основанную на планковской длине и квантовых черных дырах", — так Паджет объяснил свою концепцию ученому.

Физик увидел в рисунках Паджетта признаки математики высокого уровня, он также настоятельно порекомендовал Джейсону учиться математике, и тот поступил в местный колледж, где начал обретать язык, необходимый для того, чтобы описать его увлечение, а точнее — одержимость.

Занятия в колледже изменили для него всё — он начал посещать психотерапевта, который помог ему справляться с ОКР. Позднее Паджетт связался с Берит Брогаард — датским когнитивным неврологом и философом из Университета Майами (США).

На основании длительных бесед Брогаард предположила, что у Паджетта — синестезия, особое восприятие окружающего мира, когда в мозге спутываются и перемешиваются разные способы чувствовать, и человек, например, начинает слышать шелест запахов, видеть цвет звуков и т.д.

Количество таких людей, по некоторым оценкам, — составляет примерно 4%. Некоторые из них могут видеть определенные цвета при прослушивании музыки или ощущать запахи, когда испытывают те или иные эмоции. Причина такого состояния — связи, возникающие между частями головного мозга, отсутствующие у большинства людей.

Таким можно родиться или получить такую способность после травмы, инсульта, аллергической реакции, которые вносят в мозг значительные перемены. Брогаард считает, что травма головы, полученная Паджеттом, стала причиной развития у него такой формы синестезии, при которой определенные вещи вызывают видение математических формул или геометрических фигур — либо у него в мыслях, либо прямо перед ним. Она также выдвинула гипотезу, что синестезия наделила Паджетта гениальными способностями.

"Большинство из нас не обладает способностью визуализировать математические формулы", — говорит Броггард. Чтобы проверить свои предположения, Брогаард пригласила Паджетта в центр изучения мозга в Университете Аалто в Хельсинки, где его мозг подвергли неоднократному сканированию.

Во время сканирования МРТ, на экране перед Паджеттом вспыхивали сотни уравнений, включая и неправильные. Затем исследователи изучили, какие части его мозга реагировали на то или иное уравнение.

По заключению врачей — у Паджетта есть сознательный доступ к таким частям мозга, которого обычные люди не имеют. Кроме того, зрительная кора работает совместно с той частью головного мозга, которая производит математические вычисления. Таким образом, предположение Брогаард оказалось верным — Джейсону Паджетту официально поставили диагноз приобретенного синдрома гениальности и одной из форм синестезии.

С тех пор Паджетт опубликовал книгу о своем опыте жизни с синдромом, которую назвал "Пораженный гениальностью" (Struck by Genius), он ездит по миру и рассказывает людям про то, что с ним случилось. А заодно — про математику. Его цель — помочь тем, кому есть чем поделиться, кто пережил что-то интересное в жизни, опубликовать такие истории или снять на их основе фильм. Он даже продает свои рисунки, на которых — фракталы.

Вот как описывает Паджетт свои мироощущения: "Я вижу это [красоту] повсюду, меня зачаровывают самые простые вещи, на которые большинство людей вообще не обращают внимания — например, капли дождя, падающие в лужи. В моих глазах лужа превращается в нечто, состоящее из сложных колеблющихся узоров, перекрывающих друг друга, создающих совершенные формы типа снежинок или звездочек. Вы бы постоянно ходили в абсолютном изумлении от того, что такое вообще существует. Я словно пробудился от сна, и математика помогла мне понять, что окружающая нас реальность просто волшебна".

по материалам bbc.com


Источник: www.bbc.com

Комментарии: