СВЯЗАННОСТЬ РИТМОВ: ХАОС И ГАРМОНИЯ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-05-22 03:54

Теория хаоса

Приступая к разделу книги, посвященному Ритму, я хотел сформулировать разумное обоснование того, что я инстинктивно полагал очень важной гранью остеопатической работы. Ритм является неотъемлемой частью большинства остеопатических техник, особенно Общей Регулировки Тела в том виде, в каком она преподавалась Джоном Матрином Литтлджоном его студентам, а затем передавалась дальше Джоном Вернамом. То значение, которое придаётся умелым и опытным остеопатом важности ритма заставляет нас внимательно относиться к его роли в здоровье, болезни, диагностике и лечении.

В своих работах Литтлджон часто обращается к значению ритма в лечении, а так же в диагностике и интерпретации физиологических и патофизиологических состояний тканей тела. Тем не менее, я намерен не пересказывать его труды по данному вопросу, а попытаться найти свой собственный подход. Помимо работ Литтлджона существует немного остеопатической литературы, адресованной ритму, за исключением кранио-сакральных терапевтов, а также Барраля и Мерсьера по "новой" висцеральной манипуляции. Возможно, это объясняется тем, что ритм настолько фундаментален, что воспринимается как должное.

За пределами остеопатии я столкнулся с более богатыми находками. По словам Уинфри "Материя подобна калейдоскопу. Пока ты с ней работаешь, отдельные кусочки постоянно перестраиваются, образуя дразнящие новые схемы. Большинство из них растворяются под испытующим взглядом, но остается больше, чем стараешься увидеть". Значительная часть наиболее откровенного материала пришла из нового "системного" подхода к биологии. Этот не антропоцентрический подход взывал ко мне, потому что являлся одновременно объективным и холистическим. Многие его принципы могут применяться к системам на многих уровнях их организации. В нем акцентируются "схемы, которые соединяют", а не различия которые разделяют; предполагается, что механизм, вращающий "Колеса в рамках колес", фундаментально ритмичен. Используя термин ритм, я допускаю его замену словами вибрация, осцилляция, цикл, волна, удар, пульс, темп, каденция и т.д. Определение, объединяющее все ритмичные явления, должно исходить из этимологического корня, "ruthmos" в греческом языке означает "течь, струиться".

КОСМИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

В основе очевидной твердой реальности нашего микроскопического мира лежит динамическое взаимодействие, в котором происходит бесконечное создание и разрушение частиц в непрерывном разнообразии энергетических схем. Взаимодействия частиц закладывают основу стабильных структур, которые строят материальный мир, не оставаясь статичными, а продолжая осциллировать в ритмических движениях. Вся вселенная, таким образом, вовлечена в постоянный космический танец энергии.

Микроскопические или макроскопические, все жизненные процессы находятся в состоянии постоянного периодического движения и течения, и похоже, существуют две действующие основные полярные силы, а именно, расширение/сокращение; рассеивание/конденсация. Все природные явления - это проявление непрерывных осцилляций между двумя полюсами, при этом любые переходы осуществляются постепенно в ненарушаемой прогрессии. Однако, живые системы должны рассматриваться как динамические процессы, которые уравновешивают потребность в стабильности в условиях подвижности и адаптивности для упорядочивания и производства динамического тока энергии внутри и снаружи.

Процесс и стабильность, тем не менее, совместимы только в том случае, когда процессы формируют ритмические схемы, которые известны нам как флуктуации, осцилляции, вибрации и волны. Например, флуктуации играют решающую роль в динамике самоорганизации. Они составляют основу порядка живого мира. Иными словами, упорядоченные структуры возникают из ритмических схем (паттернов).

С точки зрения геометрических терминов аттрактор может рассматриваться как точка, представляющая статичное равновесие или устойчивое состояние, термостаз, или в биологической терминологии, гомеостаз. Все решающие вариабельности в теле являются осцилляторными: температура тела, кровяное давление, уровни гормонов, частота сердечных сокращений, дыхание, система нейромышечного контроля и т.д.

Тем не менее, важно помнить, что биологические системы имеют аттракторы. Они иллюстрируют способность системы сокращать большое количество степеней свободы до контроля в малом количестве измерений. Например, при ходьбе сотни степеней свободы движения нервов, мышц и суставов сокращаются до понятной и простой формы контролируемого движения.

Когда точечный аттрактор теряет свою стабильность, он становиться "периодическим аттрактором", его ядро становиться локально репульсивным (отталкивающим), закрывая систему и избегая растворения в общем токе энергии. В случае же глобальной аттракции позволяется целостность системы за счет непрерывного притока энергии и материи. Именно на границе этих двух полярных тенденций встречаются и уравновешиваются основополагающие потребности динамической системы. Ток энергии упорядочен в осцилляторную схему вокруг предельного цикла и в рамках аттрактора.

рис.1

Стабильная фиксированная точка действует как аттрактор: она привлекает к себе все расположенные вблизи нее точки. Когда стабильность утрачивается, точка начинает отталкивать все соседние траектории, но она сохраняет притяжение к более удалённым участкам. Локальное отталкивание и глобальное притяжение тока предполагает образование замкнутой кривой вокруг теперь нестабильной фиксированной точки, и кривая притягивает все близлежащие потоки. Эта замкнутая кривая называется предельным циклом и соответствует периодическому действию системы.

Маятник представляет любую осциллирующую систему, представлена ли осцилляция волной или концентрическим пульсом, распространяющимся по круглой орбите или вращающимся вокруг самого себя. (см. рис.2)

рис.2

С точки зрения наблюдателя всегда существует две точки, в которых маятник оказывается в состоянии покоя. Находясь в движении, он способен выполнять работу (как в часах с маятником). В покое он находится в состоянии максимума потенциальной энергии. В этой точке система одновременно и наиболее уязвима и наиболее доступна влияниям. «Точка покоя» — это внешний предел, в рамках которого минимальная затрата энергии может создать максимальное воздействие на осцилляторную систему. Это касается остеопатических техник.

Если развить эту мысль дальше в направлении трёхмерного пространства, можно посмотреть на аттрактор как на бассейн. Недостаток внутренней силы или превосходящая внешняя сила направят траекторию предельного цикла глубже в бассейн, делая состояние более стабильным, но потенциально более застойным. При недостатке окружающего влияния или при необходимости выражения внутренних сил траектория обогнёт край бассейна или переступит через него, создавая во втором случае бифуркацию. Это может привести к дезинтеграции системы, однако, наиболее часто это ведет к принятию или созданию другого аттрактора. В физиологической терминологии это могло бы представлять нормальное принятие альтернативной операции, такой как активация иного нейронного бассейна при передвижении или установление патологического состояния. Тем не менее, осцилляторный процесс предельного цикла колеблется около края, отвечая требованиям системы или окружения.

Аттракторы могут рассматриваться в качестве особой системы или одной из функциональных подгрупп систем. «Динамическая регуляция вовлекает переключение между различными стабильными краями, при этом периодические процессы следуют траекториям предельного цикла и достаточно связаны для формирования созвездия осцилляторов, имеющего тот же характер, что и вся операция. Для каждого осциллятора предельный цикл является единственной траекторией, которая допускается теорией нелинейной механики в качестве стабильного режима систем рассеяния. Это ведет к сетевому увеличению энтропии посредством всех операций даже тогда, когда происходит генерирование локальных аккумуляций негативной энтропии, что мы находим благодаря синтезу и восстановлению структур». Энтропия — это термодинамическое количество, которое меняется на обратное количеством, равным поглощенному или излученному теплу, деленному на термодинамическую температуру. Это означает также отсутствие схемы или организационный беспорядок. Рассеять значит разбросать, растратить или истощить. Нелинейная механика может относить это только к изогнутым линиям с ярким отражением в динамике. Аттракторы дают нам полезную модель динамических процессов, которые генерируют осцилляторные схемы и уравновешивают термодинамику.

От точек и периодических аттракторов теория переходит к хаотическим или непереодическим аттракторам. Называемые также странными аттракторами, они могут играть функциональную и адаптивную роль как природный рандомайзер, вводя элемент смещения, делая регулярное поведение нарушенно адаптивным, но позволяя совершаться новому ходу действия. Хаос может рассматриваться как новый режим нелинейной осцилляции или наслоением резонанса. Он может описываться как накопление многих нестабильностей в прелюдии к турбулентности.

В поиске свидетельств хаотической этиологии сердечных аритмий анализ ЭКГ показал не только утрату изменчивости, но и то, что биение сердца имеет метрономную регулярность, становясь негибким и неадаптивным. Эта "гипер неизменчивость" аналогична другим навязчивым невротическим двигательным схемам, таким как заламывание рук, гипервентиляция, ходьба взад-вперед, качание туловища, постукивание стопой и другие повторяющиеся движения. Такие движения жестко замкнуты на себе самих, они на низком уровне в бассейне аттрактора.

С другой стороны, шизофрения характеризуется чрезмерной нестабильностью схем мышления, неустойчивостью двигательного поведения, практически неощущаемым дыханием и "тенденцией к блужданию в пространстве возможности". Здесь хаос царствует бесконтрольно. Такие пациенты находятся у внешних пределов бассейна аттрактора, постоянно раздваиваясь от аттрактора к аттрактору. Нейромышечная система часто демонстрирует сходные поразительные изменения в качестве и степени двигательного контроля и активности.

ГАРМОНИЯ

Организм состоит из клеток целого, действующих как целое в унисон и в гармонии. Если тело нездорово, наблюдается изменение, а не просто отсутствие цикла. Ритм является основополагающим в коммуникации и интеграции систем, называемых "целостностью" ("holon"), каждая из которых имеет свой резонанс и находиться во взаимосвязи со "сплетенной сетью полей, каждое из которых пульсирует в своем ритме, но в гармонии с остальными".

Когда на эту матрицу сплетенных полей оказывается сильное гармонизирующее влияние, включаются и те части системы, которые вибрировали не в тон. Здесь для создания гармонии во всей системе порядок приравнен к интеграции подсистем.

Ясно, что вибрации любой частоты влияют на тело, включая свой собственный ритм в цепь полей тела, распределяя, таким образом, энергетические процессы на любой из взаимосвязанных уровней. С другой стороны, резонансы, являющиеся естественными для тела, привнесут гармонию туда, где она отсутствовала. Все физиологические процессы выражают этот принцип естественной нестабильности, демонстрируя динамические пивоты, которые инициируют стабильность системы тела. Любое функционирование начинается из этих точек и возвращается к ним в готовности к следующему циклу изменений.

 

Продолжение следует…


Источник: m.vk.com

Комментарии: