Статья: "На нет и суд есть" из цикла "Современная философия науки" |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-05-23 16:28 В мире моделей все есть. Есть там скептицизм «Пирронический», который отрицает обоснованность наших обоснований любых утверждений. Наши ментальные конструкции висят в пустоте, вытаскивая самих себя за волосы, под ними нет твердой почвы - утверждает он. И есть скептицизм «Академический», который отрицает ощутимую эпистемологическую пользу от наших ощущений. Органы чувств постоянно обманывают нас, а можно ли доверять лжецам в принципе? – вопрошает он. И есть скептицизм «Демонический», который попросту отрицает материальность всего материального мира. А ну как мы все поголовно мозги-в-кастрюле или ячейки в Матрице, или игровые персонажи в виртуальной реальности?! – стращает он. И есть еще более простой солипсизм, который отрицает существование практически всего, помимо своего носителя. Может быть, весь этот безумный мир просто привиделся мне? - безумствует он. И есть множество более мелких подвидов того же семейства, которые отрицают адекватность тех или иных подкатегорий нашего когнитивного процесса. Cкептицизм Юмовский отрицает причинность и индуктивные обобщения, а позитивистский - этику и метафизику. Относительно недавно возникшая модельная мутация под названием «мистерианизм» отрицает человеческую способность разрешить «тяжелую проблему сознания». «Деконструкция» в рамках постмодернизма объявляет науку типичным социальным феноменом со всеми вытекающими и отрицает ее способность разрешить не менее тяжелые проблемы человечества. Релятивизм различных модификаций отрицает существование объективной истины, полагая, что она у каждого своя. И даже правящий физикализм-материализм в радикальной трактовке отличился отрицанием правомочности задавания вопросов о природе законов природы или пресловутых «квалий». Что же объединяет все эти с первого взгляда столь разные «измы»? Что у них одинаково? Я Вам так и быть подскажу, если Вы сами не заметили - они все что-то отрицают. У всех у них на «где истина?» один ответ – ее нет. Ты меня породил, я тебя и убью. Так говорит мысль, посягнувшая на жизнь своего отца — мышление. По существу, все эти модельные уловки означают одно – немедленную эпистемологическую капитуляцию (знания получить невозможно). Насколько она оправдана? Один мой хороший знакомый, грек по национальности, любит выражаться так: «нет» у нас всегда есть. Почему бы не рискнуть и не посягнуть на «да»?! Тем более естественна подобная постановка вопроса сейчас, когда вся обозримая новейшая история представляет собой непрерывную череду успехов науки. Я могу себе представить человека античности, который бы превозносил преимущества отключки-атараксии. Или средневекового христианина, который бы усиленно замаливал грех гордыни, дерзнувшей знать. Но мне очень сложно понять современных людей (хоть философов, хоть не очень), ежедневно чистящих зубы, катающихся в автомобилях и барахтающихся в соцсетях и при этом точащих зубы на ту самую ветку, на которой восседают. Так говорил Иммануил Кант: «Скептицизм – место для отдыха человеческого разума, где он может подумать о своих догматических блужданиях и обозреть ту область, в которой находится… Но это не постоянное место жительства». Все верно – в скромных дозах сомнение может быть использовано в медицинских целях, в больших – смертельно. Например, как мы убедились в предыдущих статьях, теория моделей скептически относится к большому количеству догматических тезисов современной физикалистско-материалистичекой парадигмы. Однако при этом она не отрицает ни возможность обретения новых знаний, ни статус старых, которые надеется инкорпорировать в свои модели. Спустившись с философского Парнаса на грешную землю, мы к своему удивлению обнаружим, что и там обитает модельная живность, которая страдает схожими недугами. Более того, там этих тварей вообще несметное количество. Что есть истина? – риторически воскликнул Понтий Пилат библейского Евангелия от Иоанна, и символически не получил никакого ответа. Увы, картинно задуманная метафора в полном соответствии с тезисом полиомии имела больше одного прочтения. Помимо подразумевавшейся (вероятнее всего) творческим коллективом авторов подстановки читателями в пустое место Иисуса из Назарета, модельное развитие христианства быстро привело к пустоте пассивной эпистемологии «неисповедимых путей Господних», «верую, ибо абсурдно» и философской системы Блаженного Августина. Люди должны были смиренно ожидать Божественного просветления у безбрежного океана неведения. Так и ждали полтора тысячелетия, пребывая в иллюзии обладания той самой истиной. Причем многие до сих пор продолжают это делать. За неполных три года общения с аудиторией БГБ я приобрел бесценный палеоидеологический опыт, лично познакомившись с целым рядом, казалось бы, вымерших модельных форм жизни. Например, еще в этом году кто-то усиленно агитировал меня за то, что от презренного интеллекта надо отречься в пользу некоего «духа». Эта таинственная метафизическая инстанция должна была неминуемо привести нас к выведению высокодуховных и рьяных homo non-sapiens. На самом деле – это самый обыкновенный древний мистицизм, многократно доказавший свою несостоятельность в истории человечества. Я лично неоднократно пребывал в т.н. состояниях «единения с Богом», которые так высоко ценятся в этих кругах. Приход в голову самой обыкновенной мысли посредством инсайта я бы ни за что на это не променял. Плевок в сторону своих настоящих предков, сделавших ставку на этот самый разум, (в отличие от былинных Адамов, Ноев, Атлантов, инопланетян и т.п.) моим собеседником никак логически не обосновывался, причем не без обоснования - ведь разуму доверять нельзя! Это мне сильно напоминает популярную в прошлом веке философскую шутку – докажите существование разумности. Смеяться надо вот где – «докажите» предполагает «разумность», которую и надлежало продемонстрировать. Отдельный гигантский класс паразитных ментальных моделей составляют особи начальной фазы развития. Конечно же, далеко не все из них, а только те, которые не желают работать над собой и расти к интеллектуальным высотам. Эти фокусницы жульнически заранее заготовили в потайных складках своих юбок ответы на абсолютно все вопросы, которые им можно задать. Тем самым они предлагают псевдо-решения наших проблем, которые не предоставляют ровным счетом никакой конструктивной информации. Что толку от того, если я истолкую произвольное событие посредством Божией воли?! Или вот еще – относительно новый мем интенсивно размножается вирусной заразой в многострадальной России, под названием симуляционизм. По существу, это аналог вышеупомянутых демонических мозгов-в-кастрюле, который утверждает, что весь наш мир – игра, компьютерная симуляция. Однако в простонародном использовании эта модель моментально превращается в генератор объяснений самых разнообразных феноменов. В принципе любое «почему» встречается посредством «по воле демиургов (могучих программистов)». И провожается тем самым экспресс-методом в небытие, а ведь новорожденная модель могла бы жить и развиваться! Обратите внимание на сходство в поведении этих моделей с их скептическими соратницами. Они тоже продают «нет» реальному развитию моделей. Работая в режиме затычек-заглушек, они тоже вывешивают над всеми уходящими вдаль ходами пещеры неведения Платона грозные запреты: «Любознательным вход воспрещен!» Нет ли суда на все эти «нет»?! Пусть мы не можем строго доказать неадекватность основных претензий скептицизма. Пусть нам надлежит всю жизнь прозябать в одной коммуналке стенка к стенке с сомнением в истинности наших базовых истин. Не можем ли мы подвергнуть эти ментальные модели осуждению на чисто моральных основаниях?! Не удивляйтесь – по моим шпионским данным в мире моделей эпистемология (теория знаний) непосредственно граничит с этикой. Причем одновременно в нескольких местах – на Востоке, сверху и в самой мякоти в серединке. Как так получилось? Тяга к знаниям сделала из обезьяны человека. По некоторым оценкам самобытных теорий – это самое ценное, что у нас есть. С их помощью мы реплицируем их же в себе подобных с дипломами или без, производим айфоны или атомные бомбы, группируемся в церкви или шайки, летим к удивительным звездам или в житейскую трубу. Коль скоро это так, то и обращаться с ними надлежит бережно, с любовью. Исторически эпистемология во многом возникла из желания дать нормативные рекомендации желающим обрести знания – т.е. советы о том, как себя правильно вести. По сей причине мы в полном праве выразить общественное «кю» неправильным ментальным моделям. Мы категорически не согласны на то, чтобы они блокировали развитие наших знаний. Что касается нас самих, то обычная отмазка обыкновенных людей в том, что они прикрываются малой значимостью собственной персоны для науки. Поэтому им якобы разрешено то, что не дозволено ученым. Условный обыватель обитает в условном изме, утверждая, что тем самым всего лишь занимается гимнастикой для ума. Нет, друзья мои, это - глушитель для вибраций мозга, это – песок для забивания извилин, это – интеллектуальное самоубийство, это - эпистемологическая безответственность. Каждая мини-транзакция нашей веры вносит микро-вклад в благосостояние тех или иных ментальных сущностей. Так давайте все же судить модели праведно! Давайте верить в меру! Мы наш, мы новый суд устроим И к знанью путь проложим с боем Мы достаточно побродили вокруг да около моделей эпистемологии, пришло время проникнуть в самую сердцевину. Любая теория должна прежде всего определиться по поводу предмета, которым занимается. Так что же такое знания? Кто знает, пошевелите соответствующей извилиной. А теперь дайте ей отдохнуть, поскольку через неделю ей придется серьезно поработать. Знания о знаниях совершенно бесплатно раздает Блог Георгия Борского. Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|