Почему я всегда такой? (перевод новой статьи Стивена Хайеса)

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-05-04 21:05

Психология

Откуда берутся страх, беспокойство и тревога? И почему мы так часто стоим на своём?

Задумывались ли вы, почему мы делаем то, что делаем? Почему наши действия часто иррациональны и бессмысленны, хотя мы прекрасно знаем, как правильно поступать.

Например, почему мы боимся мнимых проблем в будущем, хотя знаем, что они, скорее всего, никогда не произойдут? Или почему нас так волнует, что о нас думают совершенно незнакомые люди; люди, которых мы никогда не встречали раньше и, скорее всего, никогда не встретим?

И почему мы постоянно критикуем и ругаем себя за мелкие ошибки, зная, что это вредно?

Наш разум полон причуд и недостатков, и многое из того, что мы думаем, не имеет смысла, пока мы не посмотрим на наше эволюционное прошлое и то, как современное использование когнитивных способностей создаёт эволюционное несоответствие.

Во всём виноваты предки

На протяжении большей части человеческой истории человечество жило небольшими племенами в опасном и естественном мире. Вокруг прятались опасные животные, а враги норовили украсть ограниченные ресурсы.

В племенах, где умели действовать сообща против опасностей, было больше шансов иметь детей и передавать гены дальше. Для этого нужно быть чувствительным к потенциальным признакам опасности, как непосредственно, так и через обучение и обусловливание, поэтому нужно было применять определённые стратегии поведения.

Отслеживание признаков опасности с помощью символического обучения происходит полмиллиарда лет. У нас было достаточно времени, чтобы преуспеть в этом. Возможность избегать угроз через символическое обучение — мне необязательно в живую встречаться с медведем, чтобы бояться его — уникальный навык. Подобная вербализация ожиданий использует древние схемы выживания в мозге.

Сегодня мы живем в совершенно другой среде, но у нас все еще есть эти схемы и стратегии поведения. И с такой точки зрения психические проблемы, от которых многие страдают, начинают обретать больше смысла. Человеческое символическое обучение иногда причиняет нам боль.

5 угроз, с которыми мы боремся каждый день

1. Всё будет плохо

Мы часто боремся с негативными пугающими мыслями. Мы сразу видим опасность и думаем, что худшее впереди. Негативное мышление делает жизнь сложнее, чем она есть. Мы в большей безопасности как вид, чем раньше, но мы никогда ещё не ощущали такой угрозы. Подумайте, как легко представить, что каждый, идущий по тёмной улице, убийца и злодей. Попробуйте представить (только раз!). Вы удивитесь, как это просто.

Однако в рамках эволюции поиск возможных угроз имело решающее значение для выживания. Предположим, вы видите нечёткую круглую форму на близком расстоянии. Вы можете мыслить позитивно и думать, что это просто большой камень, и идти дальше. Или вы можете мыслить негативно, предполагая худшее и думая, что на самом деле это большой медведь, желающий убить вас.

Если вы ошибаетесь в негативном прогнозе – ничего страшного. Вы напуганы, вы измените маршрут, и всё. Если вы ошибаетесь в позитивном прогнозе, а камень – это большой медведь, вы станете обедом. До определённой степени негативное мышление – лучшая стратегия, поэтому мы с вами произошли от длинной цепочки негативных мыслителей и тех, кто хорошо обнаруживает угрозу.

Проблема в том, что подавляющее число угроз создано разумом. Мы можем беспокоиться о чём угодно. Если мы не сможем обуздать эту часть разума, наша тенденция обнаруживать и избегать опасности может снизить качество жизни.

2. Болезненные воспоминания (руминации)

Мы часто вспоминаем плохое. Мы помним моменты, когда сказали что-то не то или когда были обиженными и несчастными. И хотя событие было в прошлом, мы всё ещё переживаем так, как будто это было вчера. Наш разум заставляет нас снова и снова переживать боль – нравится нам это или нет.

В точки зрения эволюции воспоминания о прошлых угрозах помогали избежать их. Предположим, вы столкнулись с опасным животным и едва выжили. Вероятно, было бы полезно мысленно повторить случившееся и подробно рассмотреть ситуацию; что вы сделали не так, что могли бы сделать иначе. Возможно, это лучше подготовит вас к следующей встрече с хищником. В некоторой степени, руминация (мысленная жвачка), вероятно, увеличила шансы выживание.

По мере того как символическое решение проблем захватывало наши умы, мы могли размышлять над все большим и большим количеством вещей: пренебрежение, страх за здоровье или возможности, или предполагаемый источник трудностей. То, что когда-то могло быть полезным, сочеталось с символическими способностями, сделало этот процесс токсичным.

3. Что подумают другие

Мы часто беспокоимся о репутации. Мы беспокоимся о статусе и о том, что другие люди скажут о нас за спиной. И из-за этого мы устанавливаем рамки приемлемого поведения.

Мы придумываем, что мы «должны» носить, говорить и даже то, что «должны» думать и чувствовать.

Раньше беспокойство о репутации было ещё одним преимуществом выживания. Люди уязвимы в одиночестве, и если наши предки хотели выжить, им нужно было обеспечить своё положение в стае. Мы следили за тем, какое влияние мы оказываем на других, и наша способность к сотрудничеству и выживанию росла. Социальная чувствительность – преимущество.

Проблема в том, что теперь, когда у нас мало «лайков» в Фейсбуке, возникает ощущение, что нас изолируют. Пытаясь на это повлиять, мы загоняем себя в рамки дальше и дальше. Но когда мы ограничиваем себя жёсткими рамками, то чувствуем себя неуютно рядом с другими.

4. Я – неудачник

Мы часто сравниваем себя и свои достижения с другими. И каждый раз, когда мы не оправдываем ожидания (что неизбежно время от времени), мы начинаем ругать себя. Мы смотрим на свои неудачи как недостаток характера и делаем вывод, что мы «недостаточно хороши», становясь несчастными и обиженными.

Раньше больше всего имело значение не то, как хорошо чувствовали себя люди или превзошли ли они остальных. Важно было, сможете ли вы действовать вместе, чтобы выжить. Некоторая степень сравнения, наверное, была преимуществом. Посмотрите, как играют маленькие дети. Вы увидите, что небольшая эмоциональная боль от проигрыша мотивирует к сокращению разрыва между собой и другими. Так было всегда,

Сейчас самосравнению и самокритике есть где развернуться. С одной стороны, мы больше не сравниваем себя с членами стаи. Мы сравниваем себя с вымышленными историями и фотографиями в соцсетях, с позолоченными ванными комнатами богачей и знаменитостей. Мы думаем, что если мы не совершенны во всех отношениях, значит мы недостаточно хороши. Неудивительно, что нарциссизм и ощущение небезопасности увеличиваются.

5. Хочу больше/ещё

Нам всегда мало того, что мы имеем. Мы всегда преследуем какую-нибудь великую цель, надеясь, что она наконец-то принесет счастье. К сожалению, когда мы достигаем этой цели, вновь обретённое счастье быстро исчезает. Новый автомобиль становится просто автомобилем, и у нас появляется новая великая цель. Бесконечная потребность в большем количестве – рецепт жадности и психологического страдания.

Раньше поиск большего количества полезных вещей был абсолютно необходим. В скудной среде преимуществом для выживания было больше еды, больше оружия и больше любых других ресурсов. Сдержанность была практичной и естественной. Даже король мог не иметь того, что имеет сегодня средний класс. Наше «хочу ещё» убивает нас и нашу планету.

Что делать?

Наш мозг и стратегии поведения не были предназначены для вызовов 21-го века, с постоянной медийной диетой из страшных событий и социальных сравнений. Мы ведём себя странно, потому что мозг пытается решить древнюю проблему безопасности и принадлежности, используя психические процессы, не предназначенные для современного мира.

Нельзя остановить то, что обусловлено эволюцией. Мы не перестанем думать негативно и бояться будущего. Мы не сможем противостоять желанию бесконечно обдумывать или беспокоиться о мнении других или сравнивать себя и хотеть большего. Мы – не тот тип обезьян.

Но мы можем научиться менять отношения с собой. Мы можем научиться жить с тревогой и неприятными мыслями, не вовлекаясь в них. Вместо того, чтобы бояться внутренней ментальной жизни и позволять ей нами управлять, мы можем замечать это и сосредотачиваться на более значимых вещах. Это долго, сложно и требует практики.

Всякий раз, когда мы погружаемся в неприятные мысли и чувства, мы можем глубоко вздохнуть и задать вопрос, как эта борьба могла бы помочь нашим предкам. Это помогает почувствовать сострадание к себе. Чаще всего наш ум, решающий проблемы, просто пытается защитить нас и сделать так, чтобы мы не остались одни. Мы – обезьяны такого типа.

Перевод: Марина Белоусова, Антон Вотрин. Редактура и адаптация: Антон Вотрин.

Ждёте новых статей? Нравится наш контент? Вы можете поддержать наш проект материально, любой суммой от 1 рубля:

— ссылка, чтобы мгновенно сделать перевод: https://money.yandex.ru/to/41001428235805

Наши каналы:

— » ВК

— ВК


Источник: m.vk.com

Комментарии: