Мобильные приложения для пожилых: огромный и недооценённый рынок |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-05-29 17:00 Пожилые — недооценённая аудитория Согласно исследованию Pew Research Center, смартфонами владеют 74% 50-64 летних людей и 42% лиц старше 65 лет. В России, по данным компании GfK, интернетом пользуется 31 млн людей старше 55 лет. В 2017 году смартфон для выхода в интернет освоили 14% таких россиян. Все больше пользователей, в том числе в категории 60+, используют приложения для всех сфер жизни. Согласно отчету App Annie, в 2018 году общее число загрузок мобильных приложений во всём мире превысило 194 млрд. Во многих странах работают стартапы, которые охватывают различные сферы жизни пожилых людей. Например, на сайте AngelList можно найти 466 стартапов в категории Elder Care и 134 стартапов категории Senior Citizens. Однако в России рынок мобильных приложений для категории 60+ до сих пор почти пустой. Причина в том, что долгое время разработчики не рассматривали эту категорию как целевую из-за низкой IT-грамотности. «В последнее время интерес к возрастной аудитории со стороны разработчиков повысился. Среди основных драйверов можно выделить несколько: — Насыщение рынка приложений для наиболее активных возрастных аудиторий и поиск свободных ниш со стороны разработчиков; Среди основных сдерживающих факторов — сложность освоения новых технологий возрастными пользователями, а также низкая осведомленность целевой аудитории о приложениях и возможностях». «Сейчас идет большая недоконкуренция практически во всех категориях мобильных приложений для старшего поколения», — добавляет Анастасия Лазибная, руководитель проекта «Баба Деда». Алексей Сиднев, генеральный директор Senior Group, выделяет пять основных направлений приложений, которые могли бы быть нужны пожилым людям — это безопасность, здоровье, напоминания, досуг и общение. «Практически во всех этих направлениях отсутствуют специализированные приложения для пожилых. Приложения, которые есть на рынке, в основном не таргетируются на такую аудиторию и не адаптированы для использования ей». На основании данных, предоставленных экспертами, можно выделить несколько категорий приложений для пожилых, распространенных в России в данный момент: 1 Околомедицинские Напоминания о приеме лекарств, справочники лекарств, системы мониторинга симптомов болезни, дистанционное консультирование, уход за близкими 2 Адаптационные Рассчитанные на аудиторию с проблемами слуха, зрения и так далее 3 Информационные Социальные сервисы, информация о досуге для пожилых 4 Развлекательные А также приложения для психологической разгрузки, тренировки памяти и улучшения когнитивных способностей Однако четкое позиционирование именно на аудиторию старшего возраста в нашей стране — редкость среди этих категорий. Околомедицинские приложения По данным Statista, в 2017 году общий мировой рынок мобильных медицинских приложений оценивался примерно в 2,4 млрд долларов. Эксперты прогнозируют, что к 2025 году размер рынка составит более 11 млрд долларов. Согласно отчету App Annie, собственное здоровье беспокоит не только жителей развитых стран, таких как США, Великобритания и Франция (рост числа установок приложений в категории «Медицина» на 35%), но и жителей стран развивающихся, таких как Бразилия, Индия и Индонезия (+35%, +65%, +110% соответственно). Перед системами здравоохранения разных стран встает совершенно новый класс задач, в связи с чем бурно развиваются технологические компании, решения которых направлены на улучшение процессов обслуживания пожилых людей. Медицинские и околомедицинские мобильные приложения чаще всего являются частью цифровых решений, которые решают определенные задачи: по уходу, надзору, контролю и так далее. В России они только набирают популярность еще и из-за того, что закон о телемедицине, позволяющий докторам дистанционно оказывать медпомощь пациентам путем проведения телемедицинских консультаций, консилиумов и дистанционного мониторинга, вступил в силу только с января 2018 года. Один из удачных примеров убер-медицины в России — сервис вызова врачей на дом Doc+. Врачи оказывают консультации через чат, аудио- или видеосвязь с помощью специализированного приложения, разработанного компанией. Некоторые стартапы в этой категории до сих пор проходят длительные процессы согласований, поэтому на данный момент не готовы рассказывать о своей деятельности. «Существует большой класс решений, которые осуществляют мониторинг состояния пожилых людей, как правило, с целью экстренного информирования родственников и социальных служб о нештатных ситуациях, таких как падение, долгое отсутствие движения и других подозрительных аномалиях в стандартном поведении человека. С другой стороны, развивается класс устройств медицинского качества для удаленного наблюдения за состоянием пожилого человека в соответствии с назначениями, которые делает врач. Такой класс технологий всегда неразрывно связан и софтверными решениями, которые также требуют обязательной регистрации в Росздравнадзоре. Сейчас процесс регистрации медицинского софта довольно запутанный, особенно когда применяются технологии на базе машинного обучения для помощи врачу. Это тормозит развитие рынка». Приложения по уходу за близкими В 2017 году в США выпустили приложение Papa, с помощью которого пожилые люди могут нанимать студентов, чтобы те помогали им по дому или просто проводили с ними время. Разработчики опирались на данные исследований, показывающие, что более всего люди старшего возраста страдают от одиночества. В России аналогов пока нет, но наиболее похожий функционал у сервиса «Близкие.ру». С помощью сервиса пользователь может вызвать специалиста по уходу на дому для своих пожилых родных. Средняя продолжительность визита составляет около двух часов. Минимальная стоимость услуги — 890 рублей за один визит в день. Компания заранее обговаривает с клиентом список задач, которые специалист должен выполнить во время визита: сходить в магазин, сделать уборку, позаботиться о гигиене подопечного, провести с ним время и так далее. Через мобильное приложение родственники могут контролировать работу специалиста. Другой пример из этой категории — бесплатное американское приложение Alzheimer's Caregiver Buddy, которое упрощает жизнь людям, ухаживающий за больным Альцгеймером. Приложение позволяет отслеживать симптомы, координировать уход с другими членами семьи или опекунами, а также контролировать назначения и лекарства. В нем также есть справочный центр, где воспитатели могут найти ответы на срочные или часто задаваемые вопросы. Адаптационные приложения По данным Национального института здоровья США, каждый третий человек в возрасте 65-74 лет совсем не слышит, и почти половина из тех, кто старше 75, имеют проблемы со слухом. Израильская компания AbiliSense разработала приложение, которое постоянно слушает мир вокруг, анализирует звуки и преобразовывает их в сигналы, поступающие на смартфоны, носимые гаджеты и другие IoT-устройства. Приложение, в частности, помогает слабослышащим пожилым людям, живущим самостоятельно, избегать травм и потенциальных угроз (например, краж). Аналогичных российских разработок пока нет, однако в Google Play можно скачать несколько приложений по распознаванию речи слабослышащим человеком. Информационные приложения В последнее время интерес к сфере мобильных приложений со стороны государства заметно вырос. В 2019 году в России появятся цифровые социальные карты для пенсионеров, которые будут работать в приложении на смартфоне. Пенсионеры смогут воспользоваться приложением, чтобы предъявить свои права на льготы — нужная информация будет зашифрована в QR-коде на экране гаджета. В настоящее время специалисты уже заключают соглашения с магазинами: первыми стали магазины Х5 Retail group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Также обсуждается совместный проект с РЖД. Осенью 2018 года Дмитрий Медведев поддержал идею создания единого мобильного приложения для пенсионеров. Обсуждается возможность создать базу получателей различных льгот в привязке к их возрасту, в том числе на основе тех больших данных, которые имеются в распоряжении крупных компаний, например, Сбербанка. Нахождение человека в такой базе данных можно фиксировать посредством приложений в мобильных телефонах, а также с помощью пластиковых карт. Рассматривается также возможность создания мобильного приложения, которое позволяло бы идентифицировать гражданина как пенсионера при приобретении товаров, за которые ему полагается скидка в том или ином магазине. Развлекательные приложения Согласно отчету App Annie, 74% всей выручки в 2018 году сторам принесли мобильные игры. Сегмент игр для пожилых людей также довольно большой: в основном это игры, тренирующие память, кроссворды, психологические тесты. Однако российские разработчики только начинают осваивать этот сегмент. «Специализированное российское приложение для пожилых, сталкивающихся с ухудшением работы когнитивных функций мозга, например, из-за деменции, пока отсутствует. Зарубежный образец — Gray Matters. Приложение позволяет снизить риск развития болезни Альцгеймера, предлагая человеку перестроить свой ежедневный образ жизни. Пользователь каждый день проходит определенные тесты, отвечает на вопросы, ведет дневник, узнает какие-то факты о полезных продуктах и так далее. Фактически человек получает рекомендации, которые разделены по шести основным категориям: физическая активность, сон, питание, снижение стресса, улучшение когнитивных способностей и социализация. В России уже разработаны онлайн-тренажеры для мозга, но пока нет готовых решений, ориентированных именно на пожилую аудиторию». Интересен пример зарубежной компании Fountain Digital Labs, которая запустила приложение VIrry VR (в рамках проекта Virry Life) и использует его как средство борьбы с возрастными изменениями мозга у пожилых людей. Человек надевает шлем виртуальной реальности и «переносится» в дикую природу, где может взаимодействовать с животными, например, кормить или изучать их. Партнеры проекта — кенийский заповедник LEWA. Компания провела исследования воздействия виртуальной реальности на психику пожилых людей в гериатрическом центре «Малаховка». Компания исследовала динамику показателей, отражающих состояние сотрудников и подопечных гериатрического центра при ежедневном взаимодействии с дикой живой природой с помощью приложения, Перед первым VR погружением участники проходили тестирование по методике запоминания десяти слов, которую разработал один из основателей нейропсихологии Александр Романович Лурия. Также использовалась авторская методика известного возрастного психолога Екатерины Вадимовны Мурашовой: «свободный рисунок на тему природы» перед первым погружением в среду виртуальной саванны. До и после VR эксперимента участники отвечали на вопросы, отмечая собственное состояние. Также производилось измерение частоты сердечных сокращений. «Мы обнаружили, что в 34% случаев посещения VR-саванны подопечные пансионата заметили снижение переживаемых болевых ощущений, а в 40% значимо улучшилось настроение. 58% людей потом обсуждали погружение в виртуальную реальность со своим близкими. Также мы отметили улучшение когнитивных способностей и рост интереса ко всему новому. Что очень важно — у пожилых людей возникло ощущение, что они помолодели. "Понижение субъективного возраста" — важнейший показатель эффективности, так как уже доказана и в РФ, и в США корреляция между здоровьем и субъективным возрастом». Анастасия Лазибная считает, что в России катастрофически не хватает мобильных приложений для ранних пенсионных возрастных групп, у которых фокус и интересы смещены на другой контент, включая знакомства. Например, до сих пор нет нормально локализованных или созданных специально под российскую аудиторию приложений для знакомств в категории 50+. Эксперты о рынке «Основной барьер для aging tech — в отношении. Я сталкиваюсь со стереотипами в отношении пожилых и технологий, эйджизмом, незнанием и нежеланием узнавать больше о жизни старшего поколения. Чем больше будет пожилых людей и чем больше они будут использовать технологии, тем больше на этот рынок будут обращать внимание разработчики, инвесторы и технологические корпорации. Нужно ждать, но активно, вместе раскачивая рынок». Илья Мурыгин, менеджер по коммуникациям франко-российской компании QRepublik, разрабатывающей инновационные неэлектронные медицинские идентификаторы, видит проблему в том, что пользование мобильными приложениями для пожилых все еще акцентируется больше на их детях, которые куда более лояльны к цифре. Компания работает на зарубежных рынках, 80% розничных пользователей — американцы. «Со сменой поколения придёт и другая ситуация. Пока в России о здоровье думают в самую последнюю очередь, оставляя решение любых вопросов на авось, и вместе с низкой платежеспособностью населения на данном этапе это не сулит особо красочных перспектив. Не думаю, что какие-либо цифровые продукты для пожилых сейчас могут взорвать рынок — только если ими будут пользоваться их дети». Илья Мурыгин, менеджер по коммуникациям франко-российской компании QRepublik «Скорее всего, успешным будет приложение, которое разрабатывается совместно со специалистами по гериатрическому уходу. Senior Group готовы помочь разработчикам и поделиться своей экспертизой, организовать тестирование подобных приложений на наших подопечных в гериатрических центрах, пансионатах и на надомном обслуживании, чтобы совместно создать хороший продукт для многих миллионов пожилых людей и дать им возможность быть современными независимо от возраста, а также показать им, что технический прогресс — это не страшно, а полезно и облегчает быт». «Очень скоро население, которое сейчас активно пользуется цифровыми продуктами, повзрослеет, и как только продукты и сервисы станут просто повседневным товаром, позиционирование "для пожилых" станет нерелевантным. То есть отстройка по типу "мобильный банк для пожилых" станет не нужна — все клиенты будут иметь достаточный пользовательский опыт, и ассоциация с возрастом станет неуместной и где-то даже неэтичной. С другой стороны, возможность создания нишевых продуктов для пожилых, связанных с какими-то признаками этой группы населения — например, плохое зрение или необходимость управления пенсионными накоплениями — актуальна сейчас и будет использоваться и далее». В 2018 году мировой рынок товаров и услуг для пожилых превысил $436 млрд. По прогнозам AT Kearney, к 2020 году глобальная платёжеспособность людей в возрасте 60 лет достигнет $15 трлн. Объем российского рынка товаров для ухода за пожилыми и немощными людьми, а также товаров для реабилитации оценивается в 30 млрд рублей в год. Это гигантский и пока недооцененный для России рынок. Источник: rb.ru Комментарии: |
|