Memory studies

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-05-04 16:51

Философия ИИ

- Memory studies. Разговор о прошлом в терминах культурной памяти — это важнейший подход к культурной истории и истории идей:

(поиск корреляции индивидуальной и коллективной памяти как основы формирования исторического сознания)

"Культурная память — глубоко теоретическая идея, которую трудно постичь и совершенно невозможно определить. Начиная с трудов Мориса Хальбвакса «Коллективная память» (1950) и Фрэнсис А. Йейтс «Искусство памяти» (1966) в центре внимания многих исследователей оказалось само понятие памяти, историческое развитие памяти, сдвиги в значении этого понятия, культурные отголоски понимания памяти в каждую эпоху, но равно и изменчивость ее теоретических импликаций. За последние двадцать лет значительно возрос интерес к связи между историей и памятью, и выход монументального труда «Места памяти» (1984–1992) под редакцией Пьера Нора привлек ко всей этой тематике небывалое внимание. Но почему от нас требуют помыслить культурную память, если нам бывает трудно определить даже столь общеупотребимые понятия, как «традиция», «история», «наследство», «историческое влияние» и т.д.? Не есть ли культурная память просто новоявленная модная формулировка для того, что все мы знаем как историческую традицию? В этой работе я постараюсь доказать, что сама идея культурной памяти нацелена на детальное описание подводных течений истории, непрямых и опосредованных влияний, всего того, что мы можем предварительно обозначить как «неосознанные пережитки прошлого» (‘unconscious after-life of the past’). Другими словами, историческая память требует от нас отслеживать воображаемые констелляции исторических смыслов; и мы встречаем такое понимание прежде всего в трудах Аби Варбурга и Вальтера Беньямина.

На самом деле, они оба пытаются обозреть сложное и многогранное развитие, воспроизведение и переменчивость образов, тем и символов начиная с греческой античности и итальянского Ренессанса до немецкого барокко и пейзажа современных столиц. Но в ходе этого и Варбург, и Беньямин фокусируются на главной проблеме историографии, которую очень точно описал французский историк Пьер Нора. Историческая реальность, предположил Нора, двусторонняя: с одной стороны, мы имеем дело с ощутимой реальностью, в большей или меньшей степени материальной, вписанной в пространство, время, язык и традицию, но с другой стороны, мы сталкиваемся и с чисто символической реальностью, которая живет сама по себе и может выживать, даже если долго никак не проявляет себя материально [1]. Идея Варбурга и Беньямина требует сосредоточиться как раз на этой перекличке между материальными условиями культуры и их символическими «пережитками»; причем оба исследователя пытаются описывать это в терминах культурной или социальной памяти."

"Наши понятия традиции, наследия и истории, доказывает Варбург, как доказывает и Беньямин, суть прежде всего символические констелляции смысла.

Но должно быть очевидно, что такое неосознанное присутствие прошлого требует интерпретации; иначе говоря, оно требует воображаемой реконструкции.

Культурная память, если смотреть на нее из перспективы Беньямина и Варбурга, состоит не только из всем очевидных проявлений исторических традиций, что так или иначе ритуализируются или припоминаются в конкретных социальных ситуациях, например на День поминовения, — но скорее понятие, с помощью которого мы описываем неосознанные следы, скрытые взаимосвязи, забытые детали и символические репрезентации того, что в общем и целом мы обыкновенно определяем как «историческую традицию». Мы могли бы теперь точно сказать, что культурная память — это вовсе не одна из форм этой традиции, но что сама историческая традиция с несомненностью входит в область культурной памяти. Исходя из этого, мы в состоянии сделать вывод, что разговор о прошлом в терминах культурной памяти — это важнейший подход к культурной истории и истории идей. Как я уже отмечал, культурная память схватывает образы-посредники, тексты-посредники, идеи-посредники в их функционировании в огромных временных промежутках. Исследуя извилистую эволюцию культурной памяти, мы можем понять, как настоящее настигнуто прошлым и как прошлое моделируется, изобретается, переизобретается и реконструируется настоящим".

Кристиан Эмден

"Пережитки (‘Nachleben’): Культурная память у Аби Варбурга и Вальтера Беньямина": http://gefter.ru/archive/10342

___________________________________________

- Хальбвакс М. - Социальные рамки памяти.-2007

https://vk.com/doc370716055_501653656

Теоретическая монография французского социолога Мориса Хальбвакса, впервые вышедшая еще в 1925 году, оказалась широко востребованной в гуманитарных науках последних десятилетий. Как показывает автор, даже в сознании отдельного человека запоминание и припоминание фактов обусловлено по ряду важнейших параметров "рамками" и "ориентирами", которые создаются обществом (речью, представлениями о пространстве и времени и т. д.).

- Морис Хальбвакс - Коллективная и историческая память:

http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html

+

- Хальбвакс М. - Социальные классы и морфология.-2000

https://vk.com/doc370716055_501653548

- П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок - Франция-память.-1999

https://vk.com/doc370716055_501653430

"Франция-память" - первый перевод на русский язык основных текстов "Мест памяти". В ней собраны важнейшие статьи Пьера Нора, в которых изложена теория "Мест памяти", а так же статьи М. Озуф, Ш. Пюимежа, М. Винока, иллюстрирующие на конкретном материале новый подход к истории Франции.

КОНСТАТАЦИЯ РАЗРУШЕНИЯ "МОДЕЛИ ИДЕНТИЧНОСТИ":

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000227/st004.shtml

"Память, в концепции П.Нора, абсолютно не терпит плюрализма интерпретаций, а это значит, что ей невозможно существовать в эпоху диалогического постмодернистского дискурса. Память - нерефлектируема, жизненна, всегда актуальна, в настоящем, символична и мифологична, связана с сакральным, достоверна, множественна и неделима, коллективна и индивидуальна, субъективна, связана с конкретным носителем (образом, объектом); история - всегда относительна, проблематична, аналитична, критична, репрезентативна, укоренена в прошлом, связана со светским, универсальна, претендует на объективность, не прикреплена ни к чему, кроме времени, история менее всего склонна доверять памяти*. История практически полностью противоположна памяти. Иначе говоря, история - это тоже память, но которая из непосредственной объективно-коллективной превратилась в субъективно-индивидуально-психологическую и косвенную, архивную**. Поскольку же неизвестно, что может понадобиться в будущем, постольку надёжнее всё вообще превращать в архивы и памятники, т.е утрата национальной памяти повлекла лихорадочное увеличение процедур, которые могли бы её спасти. "Производство архива - это обостренное свойство нового сознания"***. "В эпоху потрясений устоев знаний каждая дисциплина стремится проверить свои основания с помощью их ретроспективного просмотра"****. Поэтому историей своих дисциплин усиленно занимаются все учёные, а не только историки".

+

- Нора П. - Всемирное торжество памяти.-2005

https://vk.com/doc81792619_459139722

- Йейтс Ф. - Искусство памяти.-1997

Книга широко известного автора - Френсис Амелии Йейтс рассказывает о герметической и классической традиции искусства памяти. Ф. А. Йейтс (1889 - 1981) является крупным представителем того исследовательского направления британской философской школы, которое получило название "история идей". В этой ее работе рассматривается, что есть память, коей наделен человек, и какое место целенаправленное обращение сознания к этой способности занимает в античном космосе, в средневековом мире и пронизанном магическими силами универсуме Возрождения.

Предмет этого исследования не знаком большинству читателей. Лишь немногие знают, что греки, изобретатели всевозможных искусств, открыли также искусство памяти, которое подобно другим было передано Риму и вошло затем в европейскую традицию. Это искусство памяти использовало технику запечатления в памяти неких "образов” и "мест”. Обычно оно квалифицировалось как "мнемотехника” и в новые времена представлялось весьма незначительной областью человеческой деятельности. Однако в эпоху, предшествовавшую изобретению книгопечатания, хорошо развитая память имела жизненно важное значение, и манипуляции с памятными образами должны были так или иначе захватывать всю душу целиком. Кроме того, искусство, использующее современную архитектуру для подыскания памятных мест и современную образность для формирования образов, должно подобно другим искусствам иметь свой классический период, свою собственную готику и свой Ренессанс. Хотя мнемотехническая сторона искусства памяти сохраняет свою актуальность и в античности, и в последующие времена и образует фактическую основу для его исследования, это исследование должно охватывать не только историю соответствующих технических приемов. По одному из греческих мифов, Мнемозина является матерью муз; история развития этой наиболее фундаментальной и трудноуловимой человеческой способности заставляет нас погрузиться на гораздо большую глубину.

- Варбург А. - Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности. (Художник и знаток).-2008

Аби (Абрахам Мориц) Варбург (1866-1929) - немецкий историк и теоретик искусства, один из основоположников иконологии. В университете Бонна изучал богословие, философию и историю искусства, диссертацию о мифологических картинах Боттичелли защитил в Страсбурге. Наряду с вопросами искусства Варбурга особенно интересовали психология истории и проблемы выживания архаико-мифологических традиций на последующих этапах цивилизации. В центре искусствоведческих симпатий Варбурга находилось итальянское Возрождение. Живя в Гамбурге, он собрал огромную библиотеку, в основу которой был положен новаторский - тематический, а не дисциплинарный - метод классификации; на базе этой библиотеки в 1920-е годы создан институт Варбурга, переехавший в 1933 году в Лондон. "Европейская шизофрения" (по выражению Варбурга), приведшая к Первой мировой войне, послужила в 1910-е годы одной из причин тяжелого душевного заболевания ученого; в 1920-е годы он вернулся к научной деятельности. Вот уже более ста лет труды Варбурга пользуются неизменным вниманием читателей, а последнее время отмечено настоящим валом публикаций ученого во всем мире. Эта книга - первый перевод на русский язык пяти основных работ Варбурга, в каждой из них намечено новое направление гуманитарного исследования и определен способ решения конкретной искусствоведческой задачи. Данное издание, несомненно, станет событием в нашей стране и вызовет большой интерес как специалистов, так и всех интересующихся изобразительным искусством.

- Беньямин В. - Происхождение немецкой барочной драмы.-2002

https://vk.com/doc-123642573_452321048

Вальтер Беньямин (1892-1940) неоспоримо входит в число главных творцов культуры прошлого столетия, сыгравших важнейшую роль в формировании нового мышления. "Происхождение немецкой барочной драмы" - классическая работа Беньямина, написанная в 20-е годы XX века и переведенная на многие языки. Немецкий театр - здесь лишь повод для проникновения в суть культуры, обнаружения ее закономерностей и изложения оригинальной философской концепции.

- Беньямин В. - О понятии истории.-2000

Вальтер Беньямин О понятии истории. (Новое литературное обозрение. – 2000. – №46. – С.81-90.)

«О понятии истории», или «Тезисы о философии истории», — неоконченная работа Вальтера Беньямина, состоящая из двух десятков фрагментов. «Тезисы» не предназначались для публикации, однако сегодня рассматриваются как одна из главных работ Беньямина.

- Бахтин М.М. - Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского.-1994

Михаил Михайлович Бахтин (1895—1975) — крупнейший советский литературовед, философ, филолог и теоретик культуры. В данном томе впервые представлены вместе два варианта книги: «Проблемы творчества Достоевского» (1929) и «Проблемы поэтики Достоевского»

(1963). https://vk.com/doc-123642573_480950833 (ЛП, 2002) Для облегчения работы с текстом печатается конспект М.М. Бахтина «К переработке книги о Достоевском» (1961). Издание содержит именной и терминологический указатели, комментарии.

- Бахтин М.М. - Творчество Франсуа Рабле.-1990

Книга о Рабле всемирно известного учёного филолога М.М. Бахтина (1895-1975) на многие годы определила развитие не только советского литературоведения, но и мировой науки о литературе. Законченная в 1940 году, работа эта увидела свет только четверть века спустя, в 1965 году.

- Бахтин М.М. - Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.-1975

https://vk.com/doc-123642573_480950583

Книга объединяет работы М.М. Бахтина разных лет, большей частью впервые публикуемые. В работах рассматриваются проблемы теории жанра, прежде всего — теории романа, изучения литературного слова; отдельные работы посвящены слову в романе, художественному времени и пространству в романе, сопоставлению эпоса и романа.

Настоящая работа является попыткой методологического анализа основных понятий и проблем поэтики на основе общей систематической эстетики. Исследование ведётся на широчайшем материале всемирной литературы

- Выготский Л.С. - Психология искусства.-1998

https://vk.com/doc370716055_441665616

Предлагаемая читателю книга выдающегося русского психолога Л. С. Выготского является первой попыткой отечественной психологии исследовать одну из самых сложных и загадочных областей человеческой деятельности — искусство.

СТАТЬИ:

01. Ажимов Ф. Е., Сабанчеев Р. Ю. - М. Мерло-Понти и М. Хальбвакс: экзистенциальный выбор как основание исторического сознания.-2015

https://vk.com/doc370716055_501659260

В статье осуществляется реконструкция экзистенциального выбора как основы формирования культурно-исторического сознания в экзистенциальнометафизическом проекте М. Мерло-Понти и социо-гуманитарной концепции исторической памяти М. Хальбвакса. Авторы приходят к выводу, что несмотря на различие философских оснований Мерло-Понти и Хальбвакс ищут корреляцию индивидуальной и коллективной памяти как основу формирования исторического сознания.

02. Дахин А. В. - Коллективная память сообщества: Невидимые структуры неизвестного знания.-2016

https://vk.com/doc370716055_501659697

03. Васильев А.Г. - «Осевое время» memory studies: российский след.-2012

https://vk.com/doc370716055_501660528

Целью статьи является анализ вклада российской гуманитарной мысли в формирование первых научных программ в области memory studies в период 1920-1930-х гг. Во второй половине 1920-х гг. французский социолог М. Хальбвакс и немецкий искусствовед А. Варбург ввели понятия коллективной/социальной памяти соответственно и сформулировали основные принципы и проблемы изучения этих феноменов. В статье показано, что разработанные в это же время в российской науке культурно-историческая психология Л. С. Выготского и теория жанров М.М. Бахтина раскрывают те механизмы функционирования коллективной/социальной памяти, которые лишь обозначены в теориях М. Хальбвакса и А. Варбурга. Вывод автора заключается в том, что концепции «Хальбвакса/Выготского» и «Варбурга/Бахтина» являются взаимодополнительными.

04. Сабанчеев Р. Ю. - Концепция «мест памяти» Пьера Нора как способ исторической реконструкции.-2018

https://vk.com/doc370716055_501660921

05. Аникин Д.А. - Мнемонические практики как предмет социологии религии М. Хальбвакса.-2019

https://vk.com/doc370716055_501661445

..Необходимость в сакрализованном прошлом запускает процесс становления религии как социального института. В своих поздних работах М. Хальбвакс переходит от упрощенного понимания религии к ее анализу в качестве совокупности мнемонических практик, основанных на пространственной локализации канонического текста.

06. Попова И.Л. - Проблема памяти и забвения: М.М. Бахтин о механизмах сохранениястирания следов традиции в истории культуры.-2016

https://vk.com/doc370716055_501662460

07. Липовецкий М.Н. - «Память жанра» как теоретическая проблема (к истории вопроса).-1990 https://vk.com/doc370716055_501669239


Источник: vk.com

Комментарии: