Какова природа романтической любви? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-05-30 03:35 Мало существует на свете тем, над которыми бы люди бились так лихорадочно, так отчаянно и так безуспешно, как над любовью. Вот уже несколько тысячелетий философы, поэты, учёные и все, кто испытал это чувство, пробуют распутать её тайны. Нужно признать, результаты сих размышлений скудны, и сколь бы ни были мы умудрены, сколь бы глубоко не проникли умственным взором, этого оказывается недостаточно. По ту сторону всех наших знаний прощупывается некое двойное и тройное дно, потайные ходы и лазы, чьё присутствие несомненно, но подступиться к которым мы пока не в состоянии. В попытке суммировать коллективный опыт человечества и по возможности пролить на него новый свет в первую очередь нам потребуется рассмотреть феноменологию любви – то, как она показывает и проявляет себя, её самые несомненные и характерные симптомы. Затем мы попробуем разобраться в движущих ей силах на двух фундаментальных уровнях – сперва нейрофизиологическом, в опоре на данные современной науки о мозге, а затем на психическом, основываясь на психолого-философском анализе. Прежде, впрочем, нельзя не предостеречь от повсеместной ошибки, будто любовь, причём именно тот её образ, что сложился за последние два века, является неотъемлемой и в сущности неизменной частью существования, стоящей над обществами и эпохами. Минимальная историческая осведомлённость показывает, что статус и объём данного чувства в обществе подвержены кардинальным переменам. И хотя мы можем выделить ряд общих свойств, что и будет сделано далее, внешние формы любви, как и её сила и частота зарождения между людьми, также очень сильно зависят от историко-культурных координат. Мы, к примеру, с трудом отыщем у аборигенных народов Африки, Новой Гвинеи и Амазонки привычные нам формы романтической привязанности и совсем не в привычных сегодня количествах. Отношения между мужчиной и женщиной выглядят в этих местах несколько иначе. У народов древности вспышки сильного чувства были, судя по всему, намного реже, чем ныне, и им придавали безмерно меньшее значение. Красноречив уже тот факт, что до XX века свыше 95% браков в мире были договорными и не основывались даже на малейшем эмоциональном контакте. В Индии и ряде других стран доля договорных браков до сих пор превышает, по разным оценкам, 73-90%. Даже в европейских странах до XIX века и эпохи романтизма любовь играла очень скромную роль и – опять же – никто и не думал рассматривать её всерьез как важную часть отношений между полами. I. Любовь есть травматическое столкновение От Египта и Вавилона до наших дней одно в сильной любви бесспорно – она выбивает почву из-под ног и представляет собой подрывную, революционную стихию. Любовь суть травма, но травма в сугубо техническом смысле – не потому что непременно обречена быть несчастной, ибо это вовсе не так, а поскольку образует глубокий и резкий разрыв в ткани нашего привычного существования. Этот инсайт запечатлён не только в памяти тысячелетий и личном опыте всякого, но и во множестве языков мира (например, французском и английском), где влюбиться дословно значить «упасть в любовь», «провалиться в любовь». Падение по своей внутренней сути внезапно, стремительно и травматично; оно представляет собой утрату контроля над собственной волей, над жизнью и очень часто действительно заканчивается дурно. Вообразите себе хорошо устроившегося в жизни человека. У него есть дело, которое он любит, друзья, с которыми с большим удовольствием проводит время, увлечения, планы и перспективы; всё у него гладко, славно и движется вперёд. Последнее, что ему нужно, это по-настоящему влюбиться. Тотчас же произойдет следующее – самые основания его бытия начнут сотрясаться и ходить ходуном, будут поставлены под угрозу ворвавшейся стихией хаоса и могут быть ей напрочь сметены. Он перестаёт ощущать себя хозяином своей воли, своих чувств, своего разума – всё это будто захвачено некоей внешней силой. Работа, друзья, все былые занятия отступают на второй план, будущее становится совсем непредсказуемым, и если любовные отношения развиваются трагически или чрезмерно бурно, вся его жизнь может быть целиком демонтирована. История и отражающая её великая литература пестрят примерами фатальных травм – особенно блестяще это описано у Достоевского, характерна также история тургеневского персонажа Павла Кирсанова из романа «Отцы и дети». Хотя трагизм не принадлежит к непременному существу любви, несомая последней резкая утрата контроля, революция и переворот очень часто оказываются разрушительны, поэтому в мировом искусстве именно её роковая ипостась выступает так рельефно. II. Любовь не имеет разумной и прагматической мотивации В отношениях почти неизбежно наступает момент, когда звучит вопрос, исходящий обыкновенно от женщины: «За что ты меня любишь?» Разумеется, ответа на него не существует, но мы отказываемся в это верить и потому начинаем судорожно искать и предлагать правдоподобные варианты. Красота, ум, чувство юмора, улыбка, вкус – свойства и отличительные черты перебираются одно за другим. Однако быстро становится ясно, что их присутствие или отсутствие в человеке ничего не объясняет. Если бы основой любви являлся некий набор свойств, это должно было бы означать, что как только попадается человек, наделённый ими в большей мере, ему должно тотчас отдать предпочтение. Но мы знаем, что это не так и как часто самые красивые и умные оставляют безразличными, а учащенное биение сердца вызывает кто-то, казалось бы, вовсе этими светлыми благами не одарённый. Сколько в истории было казусов, сколько раз люди недоуменно качали головами и не могли взять в толк, как и за что можно было полюбить того или другого. В том и состоит одна из великих причуд любви, что она, как гласит народная мудрость, «слепа», то есть не имеет рациональной основы и не зиждется на действительных качествах любимого человека. В тех случаях, когда мы можем объяснить, за что мы любим другого человека, любви просто нет. Он может быть всесторонне прекрасен и обладать самыми замечательными чертами и может потому казаться, будто именно в них дело, но это заблуждение, явно идущее вразрез с опытом. Любовь является чем-то «сверх». Без этого таинственного компонента, без этого «сверх» данный набор свойств не вызовет у нас ничего, кроме уважения и симпатии, не породит этого волшебного отклика. Сильная любовь лишена и прагматических резонов, иными словами, люди не обязательно любят тех, с кем им хорошо или полезно быть вместе. Напротив, я полагаю, что вернейшим пробным камнем такой любви является желание человека быть с другим вопреки тому, что он делает его несчастным. Счастье и несчастье, выгоды и убытки – эти различия становятся безразличны и не имеют никакого касательства к подлинному чувству. Это обстоятельство отражено в двух любимых мною и стилистически безупречных высказываниях. Первое принадлежит Эмилю Чорану: «Великая и единственная оригинальная черта любви в том, что она делает счастье неотличимым от несчастья». Второе – за авторством Лиона Фейхтвангера: «Любовь – это слизывание мёда с шипов». Во все эпохи люди любили невзирая на свои интересы, невзирая на своё благополучие и счастье – зачастую в отчетливо сознаваемый ущерб им. III. Любовь имеет нейрофизиологическую основу Наука последних десятилетий получила в своё распоряжение инструменты, позволяющие понять, какие именно процессы в мозге опосредуют зарождение романтической привязанности. Поскольку, однако, многие эксперименты на людях проводить не представляется возможным, требовалось найти вид животных, максимально близкий генетически к человеку и демонстрирующий ярче всего формы поведения, которые можно было бы назвать протоформой любви, то есть вид моногамный с прочной долговременной связью между особями. Это оказалось весьма непросто, так как моногамия является невероятно редкой и в большинстве случаев эволюционно проигрышной стратегией. В основном она возникает в крайне тяжелых для выживания условиях, где пребывание обоих родителей с потомством в течение длительного срока жизненно важно для его выживания. Лишь 5% млекопитающих свойственно то, что называется серийной моногамией – когда самец остаётся с самкой на продолжительный срок, после чего партнёры меняются. Действительно же моногамными являются примерно 12 видов на земле из 10 миллионов (приблизительно 0,0001%), большинство из коих, правда, птицы. Учитывая узость выбора, главными кандидатами для исследований были и остаются желтобрюхие полёвки (Prairie vole), симпатичные грызуны, живущие в Северной Америке. Эти создания формируют моногамную связь, длящуюся всю жизнь, справедливо делят между собой обязанности по заботе о потомстве и уходу за чистотой гнезда и проявляют разные формы нежности. Первым делом в ходе исследований было обнаружено, что в момент образования связи между животными в их мозге происходит усиленная выработка дофамина – нейротрансмиттера, отвечающего, грубо говоря, за положительные эмоции от ожидаемого вознаграждения. В этом наблюдении нет ничего нового – да и кроме того, хорошо известно, что дофаминовый отклик возникает в сотнях ситуаций, от употребления сладкого до общения с друзьями и потому не является специфическим для любви и её протоформ. Намного интереснее резкое повышение у самок уровня окситоцина – гормона, который порой неверно называют «гормоном любви», хотя корректнее было бы назвать его гормоном положительных социальных связей. Максимальные значения по количеству окситоцина – у рожающей женщины, которой он обеспечивает сильную связь с ребёнком после его рождения. Следующий пик наблюдается во время полового акта и особенно оргазма, но окситоцин усиленно выделяется и во время касаний, объятий, танца, поцелуя, при зрительном контакте и просто дружеском общении с представителями того же пола. У самцов образование связи опосредуется другим похожим гормоном, вазопрессином, однако её поддержание также зависит от окситоцина. Подавление этих гормонов во время образования связи у полёвок приводит к тому, что связь вообще не возникает. Напротив, если искусственно повысить их уровень, то любая полёвка образует связь с любой другой противоположного пола в течение шести часов. Биохимия человеческого мозга и мозга полёвок в этих деталях практически идентичны, поэтому представленные данные по изменению гормонального профиля были подтверждены и на людях. Современная нейрофизиология, таким образом, даёт более ясное видение механизма зарождения романтической любви, но в практическом плане она не столько сообщает нечто действительно новое, сколько подтверждает многие хорошо известные издревле вещи. Во-первых, этому событию способствуют факторы повышения дофамина – всё, что провоцирует положительные эмоции и положительные ожидания. Во-вторых, ключевую роль играют факторы выработки окситоцина: ощущение родства, доверие, касания, объятия, поцелуи, зрительный контакт, интимная близость. IV. Любовь есть объективация архетипа идеального партнера Несмотря на успехи естественных наук, они не вносят никакой ясности в тот коренной вопрос, почему пресловутый гормональный отклик происходит в одном случае, но не происходит в другом? Что лежит в основании стихийного взаимопритяжения двух людей? Пробуя хотя бы подобраться к решению названной проблемы, нам требуется вступить во владения глубинной психологии и в первую очередь опереться на концепцию, которой положил начало Карл Густав Юнг. Юнг полагал, что наряду с инстинктами, побуждениями, потребностями в психике человека существуют врождённые информационные блоки, некие типические образцы самых значимых для человеческого опыта ситуаций и персонажей. Он дал им название «архетип», что с древнегреческого переводится как перво-образ, перво-модель (arkhe-tupos). К таковым архетипам относятся определённые человеческие роли – герой, мудрец, воин, искатель, шут, злой правитель, добрый правитель, отец, мать. Среди них есть и воображаемые исторические эпохи – например, золотой век (образ идиллического прошлого или будущего) и конец света, а также многое другое. Список архетипов, иерархические отношения между ними, как и их природа остаются открытым вопросом. Одни, как сам Юнг, Джозеф Кэмпбелл и Мирча Элиаде тяготели к убеждённости в их полностью или частично врождённом характере. Другие, к примеру, создатель теории мемов Ричард Докинз и большинство современных учёных, видят в них сугубо культурное явление без биологической основы. Современная наука, впрочем, не оставляет сомнений, что в процессе смены людских поколений и эволюции некоторые обстоятельства столь часто повторялись в нашей жизни и вместе с тем имели такую принципиальную важность, что мозг выработал специальные нейронные сети для взаимодействия с ними. Так, недавно была обнаружена врождённая нейронная сеть, отвечающая за реакцию на змей и их обнаружение. Как известно, змеи вызывают инстинктивный страх у большинства людей и других приматов, даже если они никогда раньше не видели их и не представляют, что это такое. Подобного рода информационные блоки рассредоточены по всему нашему мозгу, и каждый год наука находит всё новые. Вполне разумно предположить, что некоторые ключевые архетипы могут иметь указанную нейрофизиологическую основу. Среди первых кандидатов на такой базовый архетип я бы назвал образ идеального партнёра. Мы, homo sapiens, являемся наследниками половой репродуктивной системы, возраст которой насчитывает сотни миллионов лет. В нашем мозге потому существует огромное количество датчиков, задачей которых является определение наиболее подходящего партнера. Они оперируют в опоре на сложный, скрытый пока от наших взоров и подчас причудливо иррациональный набор критериев, часть коих являются биологическими, а часть зависят от нашего социокультурного и личного опыта. Я полагаю, то, что происходит во время «падения в любовь», так это активация названного глубинного архетипа. Наши датчики по тем или иным причинам срабатывают, и мы видим в человеке более или менее совершенное воплощение сокрытого в недрах психики божественного образа «идеальной женщины» или «идеального мужчины». Судя по всему, срабатывание архетипа идеального партнёра может иметь две основные формы. В первом случае любовь захватывает полностью, подчиняет волю и приковывает к другому невзирая на всякие различия между людьми, сколь бы они ни были глубоки. Она хаотична, чужда всяких соображений и нередко заканчивается трагически, являясь травмой в самом прямом значении слова. Во втором и – пожалуй, к счастью – более распространённом случае, чувство это начинается мягче, постепенно нарастает и основывается на действительном родстве – её перспективы и само течение куда благостнее. Люди часто мечтают о воспеваемой любви с первого взгляда, о роковом ударе молнии, то есть именно любви первого типа. Не ведают они, что творят, и это как раз тот случай, где уместно припомнить древнее наставление бояться своих желаний. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|