С Новым годом, дорогие наши читатели! И, если вы уже нарядили ёлку, посмотрите на неё внимательно и с уважением: перед вами один из самых устойчивых геномов нашей планеты.
Исследование, опубликованное Канадской лесной службой (Canadian Forest Service) и исследовательской группой Университета Лаваля (Universit? Laval), показывает, что геномы хвойных, таких как ели, сосны, различные пихты, остаются неизменными на протяжении, по меньшей мере, последних ста миллионов лет. Эволюция для них будто остановилась. Это означает, что ёлка, сосна или норвежская пихта, которые стоят сейчас в гирляндах в вашей гостиной, практически идентичны соответствующим растениям мелового периода.
Исследователи сравнили геномные макроструктуры для 157 семейств генов, присутствующих как в хвойных, так и в цветковых растениях. В результате выяснилось, что, в то время как геном хвойных не меняется, как минимум, сто миллионов лет, геномы цветковых претерпели значительные изменения за то же время и продолжают меняться.
Такая генетическая стабильность ёлки и её собратьев объясняет, почему так мало видов хвойных существует сегодня. Их сейчас не более шестисот, в то время как цветковых растений — более 400 тысяч видов.
По словам руководителя исследования, профессора Жана Буске, заведующего кафедрой лесного хозяйства и охраны геномики окружающей среды, «хвойные достигли баланса с окружающей средой очень рано», а «цветущие растения находятся под сильным эволюционным гнётом и сражаются за выживание и размножение».
Как заметила в связи с этим высказыванием автор журнала Salon Кэти Макдоно: «Кто бы мог подумать, что это так трудно — быть кизилом!»