📌Верить без доказательств в любом случае аморально

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-05-22 11:03

Философия ИИ

Уи?льям Ки?нгдон Кли?ффорд (англ. William Kingdon Clifford; 4 мая 1845, Эксетер, Великобритания3 марта 1879, Мадейра, Португалия) — английский математик и философ.

Вы, наверное, никогда не слышали об Уильяме Кингдоне Клиффорде. Его нет в пантеоне великих философов — возможно, потому, что его жизнь была прервана в возрасте 33 лет, но я не могу вспомнить никого, чьи идеи были бы более актуальны для нашей переполненной связями, ведомой искусственным интеллектом, цифровой эры.

Это может показаться странным, учитывая то, что мы говорим о викторианском британце, чья самая известная философская работа — эссе, написанное 150 лет назад. Однако реальность совпала с мыслями Клиффорда. Его однажды казавшееся преувеличенным утверждение о том, что «это всегда, везде и для кого-либо неправильно, верить чему-либо при нехватке доказательств», уже является не преувеличением, а технической реальностью.

В «Этике веры» (1877) Клиффорд дает три аргумента в пользу того, почему у нас есть моральное обязательство верить с ответственностью, т. е. верить только тому, что в достаточной мере доказано и что мы тщательно изучили. Его первый аргумент начинается с простого наблюдения: наши убеждения влияют на наши действия.

Все согласятся, что наше поведение определяется тем, что мы считаем истинным в мире, то есть тем, во что мы верим. Если я убежден, что на улице идет дождь, я возьму зонт. Если я считаю, что такси не берут кредитные карты, я удостоверяюсь, что у меня есть наличные деньги, прежде чем садиться в машину. И если я верю, что воровать неправильно, я буду платить за свои покупки, прежде чем уйти из магазина.

Получается, что то, во что мы верим, имеет огромное практическое значение. Ложные убеждения о физических или социальных фактах приводят нас к неэффективному образу действий, которые в самых крайних случаях могут угрожать нашему выживанию.

Но здесь речь идет не только о нашем собственном самосохранении. Как и у всех социальных животных, наша деятельность воздействует на окружающих нас людей, и неправильные убеждения ставят под угрозу наших собратьев. Как предупреждает Клиффорд: «Мы все сильно страдаем от культивирования и поддержания ложных убеждений и фатально неверных действий, к которым они приводят...». Если вкратце, безответственность в формировании веры этически неверна, потому что, как социальные существа, когда мы во что-то верим, то ставки очень высоки.

Наиболее естественным возражением против этого аргумента является то, что, может быть и правда, что некоторые из наших убеждений приводят к действиям, которые могут быть разрушительными для других, но на самом деле большинство из того, в чем мы убеждены, вероятно, несущественно для наших соотечественников.

Таким образом, если взять утверждение Клиффорда, получается во всех случаях ошибочно верить при недостаточном количестве и качестве доказательств, это будет всего лишь притягиванием за уши. Я думаю, что критики были - когда-то были - правы, но не сейчас. В мире, в котором почти все убеждения мгновенно распространяются, при минимальных затратах, для глобальной аудитории, каждое из них может иметь последствия в «Клиффордовском» смысле.

Если вы все еще считаете, что это преувеличение, подумайте о том, как убеждения, появившиеся в пещере в Афганистане, ведут к действиям, прервавшим столько жизней в Нью-Йорке, Париже и Лондоне. Или подумайте о том, насколько влиятелен весь этот поток информации, льющийся через новостные ленты ваших социальных сетей, в вашем собственном повседневном поведении. В глобальной цифровой деревне, в которой мы сейчас живем, ложные убеждения порождают более широкий резонанс в обществе, поэтому аргумент Клиффорда, возможно, был преувеличением, когда он впервые его озвучил, но сегодня это уже не так.

Второй аргумент Клиффорда подкрепляет его суждение о том, что в любом случае неправильно основываться на неубедительные доказательства, так как неэффективные способы формирования убеждений превращают нас в неосторожных, доверчивых последователей.

Клиффорд ясно высказывает эту мысль: «Никакое реальное убеждение, каким бы пустяковым и фрагментарным оно ни казалось, никогда не бывает незначительным; оно подготавливает нас к тому, чтобы получать больше подобных убеждений, подтверждает те, которые раньше напоминали его, и ослабляет другие; и поэтому постепенно оно прокладывает незаметную стезю в наши самые глубокие мысли, которая может когда-нибудь привести к реальному действию и оставить след на нашем характере».

Интерпретируя предупреждения Клиффорда на наши переполненные связями времена, его мысль заключается в том, что неосторожная убежденность превращает нас в легкую жертву для разносчиков фальшивых новостей, теоретиков заговора и шарлатанов. И позволить себе стать хозяевами этих ложных убеждений является морально недопустимым, потому что, как мы видели, стоимость ошибки для общества может быть катастрофической. Эпистемологическая бдительность — это гораздо более ценная добродетель сегодня, чем когда-либо, поскольку потребность в просеивании противоречивой информации экспоненциально возрастала, и риск стать сосудом доверчивости — всего лишь в нескольких прикосновениях к экрану смартфона.

Третий и последний аргумент Клиффорда о том, почему вера без доказательств является морально неприемлемой, заключается в том, что при нашей способности передачи убеждений, у нас есть моральная ответственность не загрязнять колодец коллективного знания. Во времена Клиффорда способ, которым наши убеждения были вплетены в «драгоценный запас» общественного знания, заключался, прежде всего, в речи и письме. Из-за этой способности коммуницировать, «наши слова, наши фразы, наши формы, процессы и способы мышления» становятся «общественной собственностью». Осквернять эту «реликвию», как он ее называл, добавлять ложные убеждения, аморально, потому что жизнь каждого человека в конечном итоге зависит от этого жизненно важного, общего ресурса.

Хотя последний аргумент Клиффорда звучит правдоподобно, снова кажется преувеличением утверждать, что всякая ложное убеждение, которое мы поддерживаем, является моральным оскорблением общественного знания. Но реальность, опять же, согласовывается с Клиффордом, и его слова кажутся пророческими. Сегодня у нас действительно есть глобальный резерв убеждений, в который кропотливо добавляются все наши обязательства: его называют «Большими Данными».

Вам даже не нужно быть активным пользователем Интернета, постить в Twitter или разглагольствовать на Facebook: все больше и больше того, что мы делаем в реальном мире, записывается и оцифровывается, и оттуда алгоритмы могут легко заключить, чего мы хотим, прежде чем мы сами дадим об этом знать. В свою очередь, этот огромный запас хранимых убеждений используется алгоритмами для принятия решений и для и насчет нас.

И это тот же резервуар, к которому обращаются поисковые сервера, когда мы ищем ответы на наши вопросы и приобретаем новые убеждения. Добавьте неправильные ингредиенты в рецепт Больших Данных, и то, что вы получите, будет потенциально токсичным продуктом. Если должно быть время, когда критическое мышление должно стать моральным императивом, а доверчивость — порочным грехом, то оно пришло.

Оригинал

Перевод: Роман МихайловРедактор: Владимир ЛазаревОзвучил: Руслан ЗаикаВерстка: Василий Козак

Материал вышел при поддержке Евгения Врублевского и Антона Кутырева.


Источник: m.vk.com

Комментарии: