ЗАМЕТКИ СЕЛЬСКОГО БИБЛИОТЕКАРЯ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-04-09 02:56
Идеал современного образования, как представляется, заключается в том, чтобы дать человеку (независимо от его будущей профессии) цельный образ мира, причем не какой-то отвлеченный, вневременной, а соответствующий текущему уровню понимания и знаний. Такой образ является основой для гармоничного развития человека, для уяснения смысла жизни и своего места в ней. Без целостного, развернутого мировоззрения человек лишается возможности приобщиться к национальному и общечеловеческому самосознанию, почувствовать причастность к своему народу и человеческому роду (его прошлому и будущему), что неизбежно приведет к разочарованию в самих основах бытия.
Поиск этого идеала, несмотря на маловразумительную позицию в данном вопросе государства, активно идёт в сфере школьного образования. Для примера можно назвать школу Ивановскую на Лехте (Ярославская обл., директор Владимир Мартышин), в которой во главу угла поставлено целостное развитие личности и возрождение традиционного мировоззрения; классическую гимназию при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина (Москва, директор Елена Шичалина) и гимназию Свято-Алексиевской Пустыни (Ярославская обл., руководитель иеромонах Петр (Василенко), где воскрешаются лучшие образцы дореволюционной гимназии; школу № 225 (Москва, директор Наира Костанян), в которой плодотворно используется педагогическое наследие Ф.И. Буслаева. К сожалению, подобный поиск образовательного идеала в высшей школе сегодня крайне затруднителен. Высшее образование всё сильнее втягивается в так называемый Болонский процесс, выгодный прежде всего богатым странам Евросоюза. Для России он чреват унификацией, окончательным сломом советской системы образования (которая, между прочим, сохранила преемственность с дореволюционной высшей школой), ростом «утечки мозгов» (как студентов, так и преподавателей). Утешения ради, стоит заметить, что, как показал Рустем Вахитов (статья «Болонский процесс в России», 2013), Болонская реформа по многим моментам у нас буксует, т.к. обнаружилась принципиальная несовместимость российских вузов и университетов западного типа. У части российской элиты существуют совершенно безосновательные и безответственные амбиции встроиться на равных правах с США и Европой в мировой образовательный рынок. Отсюда – абсолютно бесперспективная гонка за место в международных рейтингах вузов, в тех самых рейтингах, которые составляются опять-таки в интересах стран золотого миллиарда (в некоторых ведущих российских университетах ситуация дошла до полного абсурда: с профессорско-преподавательского состава под угрозой увольнения требуют обязательной публикации научных статей в иностранных журналах на иностранном языке). Странное дело: даже тогда, когда Запад окончательно сбросил с себя маску приличия и любезности, и показал истинное к нам отношение, мы, забыв об элементарном человеческом достоинстве, продолжаем стоять в передней и униженно выпрашивать право находиться в господской половине. Но даже не это главное. Пора наконец осознать, что современные рыночные отношения в сфере образования неизбежно ведут к деградации учебного процесса, так как по законам рынка на первый план (и на первые места в рейтингах) будут выходить не те вузы, которые действительно дают полноценные знания, а те, которые умеют громче всех прокричать о себе (реклама), а потом выгодно себя продать (менеджмент). То есть конкуренция (одна из священных коров либерализма) будет не среди педагогов и учёных, а среди рекламщиков и менеджеров. К слову, подобная уродливая конкуренция сегодня характерна и для других важнейших сфер человеческой деятельности, таких как искусство, медицина, журналистика. Общемировая образовательная политика определяется не обществом, а транснациональными корпорациями, заинтересованными в подготовке узкопрофильных специалистов-винтиков, готовых бездумно производить и потреблять навязываемые им товары и услуги. Вопреки принятой в 1988 году Великой хартии университетов, согласно которой университет является независимым, автономным учреждением, которое «критическим образом создает и распространяет культуру», современная система высшего образования полностью подчинена текущей политико-экономической конъюнктуре, выполняя заказ глобальной власти. Даже в мрачные «тоталитарные» Средние века университеты имели большую суверенность. Это еще одно свидетельство наступления диктатуры корпоратократии. Зависимость университетов от мирового капитала, опосредованно сказавшаяся и на школьном образовании, закономерно привела к деформации, искажению взаимоотношений ученика/студента и учителя/преподавателя. Вынужденный отказаться от предоставления системного мировоззрения (ведь это не имеет никакой практической пользы и не приносит прибыль), а также от такого важнейшего компонента образования как воспитание (ведь это нетолерантно и посягает на неприкасаемую "свободу выбора" подростка) педагог в одночасье лишился своего авторитета. Учащийся видит в нём не наставника, не учителя жизни, а обычного продавца очередной услуги (в данном случае образовательной). Так как современный потребитель с младых ногтей почитает священной только одну книгу – «Права потребителя», где первым пунктом значится величественное «Клиент всегда прав», то современное положение учителя/преподавателя следует признать совершенно незавидным. А если прибавить к этому, что многие ученики/студенты, воспитанные масскультом и рекламой (вот теперь кто главные воспитатели!), считают себя креативными индивидуальностями, не нуждающимися в наставничестве и дисциплине, и воспринимают процесс обучения не как напряжённый труд, а, в лучшем случае, как пассивное развлечение (чему способствует бездумная, к месту и не к месту, компьютеризация/визуализация учебного процесса), – участь продавца образовательной услуги, а вместе с ним и всей системы образования, незавидна вдвойне. Кроме того, следует понимать, что молодёжь, не имея возможности реализовать в университете глубочайшую потребность человека в истине, в постижении современного состояния мира, рано или поздно, удовлетворит ее в другом месте. В самом деле, мы уже сегодня видим, что молодое поколение предпочитает формировать свое отношение к действительности в основном с помощью новостных мультимедийных СМИ и блогов. По справедливому утверждению филолога Бориса Мисонжникова (монография «Феноменология текста», 2001), уже сам по себе факт одностороннего использования мультимедиа (вне зависимости от содержания сообщений) ведёт к пассивному потреблению готовых решений и «разрыву цепи единого мыслительного процесса». Очевидно, что картина мира, явленная в этих источниках информации, есть не что иное, как примитивный и небезопасный суррогат. Для формирования здорового, гармоничного мировоззрения сегодня совершенно необходимо включить в школьную и вузовскую программу обязательную дисциплину, посвящённую объективному, критическому освещению общества потребления. На эту тему существует масса научно-популярной литературы, в том числе адаптированной к учебному процессу (например, монография молодого исследователя Алексея Ильина «Наше потребительское настоящее», 2016). В рамках данной дисциплины следует уделить особое внимание медиаэкологии, изучающей воздействие средств коммуникаций (прежде всего электронных СМИ) на сознание человека. Эта новая – и потому обещающая много открытий – наука, у истоков которой стояли канадский учёный Маршалл Маклюэн и американский социолог, к сожалению, мало оценённый у себя на родине, Нейл Постман, даёт ключ к пониманию того, как с помощью СМИ происходит манипулирование массовым сознанием. И последнее. У кого-то может возникнуть вопрос: а так ли необходимо вообще массовое высшее образование требующее, как известно, немалых расходов? Ведь, с одной стороны, последние 30–40 лет большинство профессий подверглось максимальному упрощению и сводится к контролю автоматический устройств, с другой стороны, не так давно человечество обходилось не только без высшего, но и без среднего образования. Дело в том, однако, что раньше, когда «традиционное» человеческое сознание не было расщеплено, отчуждено от самого себя рациональным самоанализом, цельный, гармоничный образ мира давался человеку как бы самим собой – через традиционный труд, посещение храма, непосредственное общение с природой, людьми. Современному человеку, живущему в совершенно иных условиях и обладающему совершенно иным типом сознания (в своей основе – рационального и оторванного от непосредственного восприятия бытия), чтобы достичь подобной цельности мировоззрения, необходимо приложить многолетние и напряженные усилия, учась в школе, а затем в институте. Такова неизбежная плата за возможность жить и оставаться человеком в сегодняшней дисгармоничной техноцивилизации. Высшее образование, венчая собой длительный многоступенчатый учебный процесс, предполагает сознательную выработку у человека гармоничной и цельной системы представлений об окружающем мире. Конечно, массовая высшая школа, порожденная индустриальной эпохой, продолжает и сегодня выполнять утилитарные задачи (подготовка узких специалистов для различных отраслей экономики), но эти задачи станут второстепенными, уступив место главной – мыслить с веком наравне. Таким образом, на новом витке развития высшая школа, став всеобщей, имеет схожую миссию с первыми европейскими университетами, на чем настаивал Ортега-и-Гассет еще в 1930 году в своей замечательной работе «Миссия университета». Комментарии: |
|