Творческая природа познания |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-04-15 03:01 Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия— 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма. Рассматривая типы актов сознания, Кант особым образом выделил воображение. Человек склонен не только к пассивному восприятию и мышлению, когда он лишь обрабатывает возникающие перед ним предметы, но также способен создавать нечто совершенно новое. Воображение нельзя выразить только через мышление понятий или рассудочное представление вещей. Рассматривая роль воображения в познании субъекта, Кант совершает так называемый "коперниканский переворот в философии": человек не просто меняет себя, чтобы познавать мир, но и мир (а точнее его представление) вынужден меняться под влиянием воображения человека. Научная деятельность базируется на творческих актах, которые и есть акты воображения. Человек не открывает законы природы — он творчески их создаёт. Это подтверждается тем фактом, что очень многие научные теории и открытия первоначально были созданы различными учёными и в совершенно разных формулировках, но позднее, в рамках унификации и стандартизации науки, часто распространение получает какая-то одна. Так, например, исторически было признано, что методы обращения с бесконечно малыми величинами Ньютона и Лейбница оказались эквивалентны, хотя сами формы и записи и рассуждений их были различны. Точно также в XX веке абстрактные конструкции, которые в итоге стали теоретической основой архитектуры современных вычислительных устройств, эвристически считаются абсолютно эквивалентными: Машина Тьюринга, рекурсивные функции Гёделя и лямбда-выражения Чёрча. Это же относится и к главному открытию Николая Коперника: наука не открыла, что Земля вращается вокруг Солнца, можно сказать, что Солнце стало центром солнечной системы только тогда, когда люди об этом заявили. Движение и пространство относительны, и в них нельзя выделить какого-то абсолюта, поэтому в строгом смысле нет никакой возможности объективно установить некий "центр" Вселенной или хотя бы Солнечной системы. Однако именно в творческом познании мы обнаруживаем потребность упорядочивать знания о мире тем или иным образом, и в определённый момент гелиоцентрические представления стали в большей степени качественно упорядочивать все прочие связанные знания человека. Это может выглядеть отчасти абсурдно, так как, разумеется, свойства объективного мира не могут зависеть от того, как на них смотрит человек, а взаимоотношения космических тел имеют ровно ту же природу, что и до возникновения науки и даже до возникновения человека. Но все наши понятия о природных взаимоотношениях (например, что значит быть центром системы, иметь сферическую форму или вращаться) существуют в первую очередь как часть человеческого сознания, и потому внутри него представление мира может переворачиваться. Хотя в определённых случаях можно сказать, что эти перевороты обусловлены ростом объёма и качества нашего знания, но также можно сказать, что ряд вариаций знания о мире и его частях оказываются абсолютно равнозначны. Комментарии: |
|