Статья «Декарт и демон» из цикла «Современная история науки» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-04-11 13:35 Предположим, у Вас есть друг. Ну, не то чтобы обязательно даже друг, а просто приятель или знакомый. И пусть Вы его поймали на откровенном вранье. Ну, не то чтобы он постоянно Вас обманывал, но бывает – раз, другой, третий. Как поступите – развод и девичья? Или будете инвертировать поступающую от него информацию по модели басни про лгуна? Или все же простите его по-христиански великодушно, как ни в чем ни бывало? А теперь давайте у Вас будет компьютер. Ну, не обязательно даже компьютер, пойдет и айфон или любой другой современный гаджет. И пусть он самым похабным образом безобразно работает, например, зависает. Ну, не то, чтобы раз за разом, но регулярно случается это с ним, причем в самые неурочные моменты. Как поступите – выкинете его прочь как дефективного? Или сдадите в ремонт как сломанного? А может быть, сэкономите деньги и попытаетесь с ним как-то мирно сосуществовать? Не знаю как у Вас, а моя интуиция сообщает мне, что наше решение будет существенно разниться для одушевленного и неодушевленного предметов. А вот как тогда относиться к нашим собственным органам чувств? Они ведь нас тоже периодически вводят в заблуждение. Парадигматический древний пример - весло, погруженное в воду. Оно кажется нам сломанным. Или вот возьмем оптические иллюзии. Верхняя шпала Понзо и нижняя черта Мюллера-Лайера (см. ниже) упрямо видятся нам длиннее своих напарниц, даже если мы совершенно точно знаем о том, что они одинаковые. Именно подобного рода обманы зрения имел в виду Платон, создавая свою знаменитую аллегорию пещеры. Как мы видим, он относился к этим хитрым проделкам видения отнюдь не как к милым шалостям. На них была построена гигантская метафизическая картина, в котором нашему миру отводилась жалкая роль теневого отделения небесного рейха вечных идей. Значительно спокойнее и покладистее относился к эмпирике его не менее знаменитый ученик Аристотель. Да, наши сенсорные модальности легко могут обмануть, соглашался он, и даже пополнил известное собрание кунст-камеры курьезов тем, что сейчас величают «иллюзией водопада». Тем не менее в большинстве случаев их показаниям вполне можно доверять. Весьма взвешенная современная позиция, не так ли? Однако у Сократа было очень много духовных отпрысков. Как легко можно догадаться, его скептические наследники оккупировали диаметрально противоположный логический угол. Вышеупомянутые проблемы как нельзя лучше вписывались в их готовую излюбленную модельную схему. О них трубили не только пирронисты, с творчеством которых мы познакомились в прошлой статье. Их воспевали и относительно более благоразумные (в отличие от своих радикальных коллег, они полагали, что некоторое знание все же возможно – например, о том, что никакое другое знание невозможно) т.н. Академические скептики. Все долгие христианские века античный скептицизм не был в почете. Еще бл. Августин «разгромил» «академиков» в одной из своих работ. Я не могу с ходу вспомнить пример такого схоласта, который бы не излучал догматическую уверенность в том, что познание мира не только возможно, но и в принципе уже состоялось совместными усилиями трех Божественных ипостасей. Второе пришествие этих неортодоксальных идей случилось уже в шестнадцатом веке, насквозь беременном наукой. Важную роль в этом процессе сыграли французские мыслители, среди которых выделялся Мишель де Монтень. Выросший на этом модельном ряду крестный отец современной философии Рене Декарт не мог остаться в стороне от столь животрепещущих вопросов. Его «Размышления» олицетворили попытку снести все величественное готическое здание Аристотелевской науки на принципах всепроникающего сомнения. Конечно же, одной из первых целей в этом процессе для него стала информация, поступающая с наших телесных датчиков: «чувства обманывают нас время от времени, благоразумно никогда полностью не доверять тем, кто обманул нас хотя бы раз». Итак – снова архетипичное «не верю!» Причем облеченное в значительно более внушительные доспехи. Ибо тезис, который выдвинул Декарт, был много сильнее. Он гласил, что мы не в состоянии доказать существование ни внешнего мира, ни даже собственного тела! Как же так, спросите Вы?! А вот так - коль скоро мы не доверяем перцепции, с какой стати мы должны принимать на веру результаты ее работы?! И в самом деле, мы узнаем о существовании т.н. объективной реальности исключительно благодаря потоку сознания у нас внутри. И в самом деле, когда мы спим, события, наблюдаемые нами во сне, не имеют ни малейшего отношения к происходящему вовне нас. Кто тогда гарантировал, что не то же самое происходит во время т.н. бодрствования?! А затем в наш бренный мир был и вовсе впущен настоящий демон. Что, если совершенно все ощущения, впечатления и мысли в нашей голове происходят из враждебной роду человеческому инстанции?! Что, если их все скопом забрасывают в нашу голову совсем не те естественные процессы, которые мы предполагаем, а этот Злой Обманщик?! Этот аргумент, равно как и трилемма Агриппы, пережил века. Более того, он обрел новую жизнь в т.н. «мозгах в кастрюле». В этом популярном мыслительном эксперименте Гилберта Хармана средневековые мифические персонажи были всего лишь заменены на современных безумных ученых. Суть одна – мы не можем быть уверены в том, что не живем в Матрице и что нашими мозгами не манипулируют с целью создания иллюзии виртуальной реальности. И какие же выводы сделал из него Декарт? Замечательный мыслитель желал вовсе не только разрушать, он стремился из осколков старого построить новый мир. Посему он пошел в построении своей модели значительно дальше. Вначале пришел к выводу о том, что в одной единственной истине мы все же можем быть совершенно уверенными – собственного существования. Ведь мы мыслим, и даже если эти мысли имеют демоническую природу, они от этого не перестают быть мыслями. Ergo (следовательно) - cogito ergo sum (я мыслю - значит существую). Немного, однако, удалось нам до сих пор узнать о Вселенной и о себе, интересно, что же будет дальше?! Пришлось обнаружить в машине нашего мира спрятавшегося там Бога. Его Декарт контрабандой протащил в свою модель, воспользовавшись версией т.н. онтологического аргумента св. Ансельма. После этого дело пошло по давно накатанной теистической колее. Коль скоро у нас есть в наличии милосердный Всевышний, то с ним приходит и уверенность – из этого источника можно черпать исключительно кристальную воду чистой правды. Для достижения статуса железобетонного эпистемологического знания любой проблемы требуется всего лишь одно – четкое и ясное представление ее сути. Остальное – дело несложной техники. Именно с ее помощью Декарту удалось поднять из недр неведения такие интеллектуальные громады, как завихрения материи для вращения планет или животных духов для разжижения мозгов… И опять новая волна конструктивного скептицизма оказалась необыкновенно полезной для эпистемологии. Редкой оказалась позиция Ричарда Рорти, который полагал, что теорию знаний пора хоронить. Или Уилларда Куайна, что ее пора натурализовать. В целом философы стали активно искать средство от обнаруженной болезни. Кардинальное хирургическое лечение предлагали логические позитивисты, утверждавшие, что проблема принадлежит к классу «псевдо-научных». Однако эта популярная одно время модель потерпела сокрушительное поражение под огнем многочисленной критики. Другой альтернативой стала теория т.н. прямого или «наивного» реализма. Основная идея следующая - стоит различать перцепцию, результатом которой являются пропозиции (или их конгломераты-модели), с ее феноменологической основой. И в самом деле, на самом низком уровне мы ощущаем всего лишь «квалии» - качественное восприятие «чего-то как-то». Пусть мы, посмотрев наверх, обнаруживаем помимо этого «как-то», что там нечто золотеет на голубом. Здесь эти сырые факты уже чуть приодеты в некие теоретические понятия (цвета, которым нас научили в раннем детстве). На следующем этапе мы уже можем сказать, что распознали на небе Солнце. Еще дальше следует модель-утверждение «Солнышко проснулось». А там и до геоцентризма недалеко. Так вот, иллюзии, о которых шла речь выше, возникают этапом позже феноменологии. Получается, мы вполне можем утверждать, что сенсорные данные на самом низком до-пропозиционном уровне обоснованы сами собой, а ошибки появляются позже, на этапе последующей обработки информации. Ergo, никто нас и не обманывает. Интересное решение предлагает относительно недавно возникшее эпистемологическое направление под названием контекстуализм. Его отличительная черта – это утверждение, что модели становятся знаниями или наоборот в зависимости от контекста. В применении к демону Декарта его можно сформулировать следующим образом – да, существует риск быть жестоко обманутым. Однако для тех целей, которые мы преследуем (т.е. в том контексте, где мы находимся), он совершенно нерелевантен. Следовательно, его можно игнорировать. Схожую модель поддерживает теория моделей. С точки зрения ее метафизики мы как раз и являемся вариантом тех самых «мозгов в кастрюле», которых все как Берклианского черта боятся. Однако отсюда ровным счетом ничего не следует для нашего эпистемологического состояния. Пусть мы играем в странную игру - страдания в ней никто не отменял. Кастрюля, значит кастрюля. Надо устраиваться поудобнее в том, что дают. Если верить верующим, то люди и не в таких условиях еще живут. Если же верить в меру, то адское пекло в кухне нашего несовершенного мира никакие демоны не разводят. Мы всего лишь варимся в собственном соку. И это мы должны превратить наш мир иллюзий в настоящий рай… Совсем несложно предугадать, как отзовутся мои слова. Не бином Ньютона – по крайней мере, для человека, который уже третий год работает ферментом для переваривания попкорна. Подавляющее большинство проведет ровно одно мгновение у виска - что с этих безумных философов взять? Не думай о моделях свысока! Мне придется снова отклониться в сторону от основного повествования. Объективная реальность – следующий объект в объективе Блога Георгия Борского. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|