Аналог современного интернета советские учёные могли бы создать и позже. Но помешали чиновничьи страхи.
Не только калькулятор
«Буржуазная печать широко разрекламировала новую науку – кибернетику. Эта модная лжетеория, выдвинутая группкой американских «учёных», претендует на решение всех стержневых научных проблем и на спасение человечества. По утверждению кибернетиков, поводом к созданию их лженауки послужило сходство между мозгом человека и современными сложными машинами» – так писал историк науки Михаил Ярошевский в своей знаменитой статье 1952 г. «Кибернетика – «наука» мракобесов».
Сталин тогда был ещё жив, и к кибернетике относились с опаской. Тем не менее в СССР уже работала первая ЭВМ, производившая 3 тыс. операций в минуту, а лучшие умы штудировали книгу основоположника кибернетики американца Норберта Винера. Был среди них и молодой военный инженер Анатолий Китов. Для себя он сделал вывод: электронно-вычислительные машины когда-нибудь будут играть важнейшую роль в жизни людей. В те годы такая мысль звучала странно: считалось, что ЭВМ – это всего лишь калькулятор и, кроме как выполнять быстрые вычисления, она ни на что больше не годна.
Анатолий Китов был первым в СССР, кто защитил диссертацию по программированию движения военных ракет. В 1954 г. он возглавил вычислительный центр Министерства обороны, который сам создал. А через 3 года написал свой главный труд – «Электронные цифровые машины». В нём-то впервые прозвучала идея создать в стране автоматизированную систему управления. Такую, чтобы ЭВМ, разбросанные по всем уголкам Советского Союза, оказались связаны в единую сеть, которая будет собирать информацию, анализировать её и эффективно управлять экономикой страны.
В 1959 г. на стол Никиты Хрущёва ложится докладная записка полковника Китова. Она посвящена развитию вычислительной техники. Учёный предлагает организовать общенациональную компьютерную сеть многоцелевого назначения. Позже она получит название ОГАС – Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации.
Правительство даёт зелёный свет некоторым предложениям Китова: действительно, надо создавать новые ЭВМ и широко внедрять их в народное хозяйство. Но главная идея – создать в СССР автоматизированную систему управления – увы, остаётся без внимания.
Но Анатолий Китов не сдаётся и в том же году пишет Хрущёву второе письмо. В нём предлагается ещё более масштабный проект – сделать единую компьютерную сеть и для военных, и для гражданских нужд. В мирное время она бы обслуживала народное хозяйство, а при нападении супостата мгновенно переключалась бы на оборону. Предполагалось, что система объединит вычислительные мощности десятков тысяч предприятий, а обслуживать технику будут из центра. По мнению Китова, проект позволит совершить качественный скачок и Советский Союз обставит США в «кибернетической гонке».
Выступления учёного на эту тему вызвали резонанс в научной среде, а одна его статья была опубликована в США. Правда, самого Китова вскоре из партии исключили и с работы уволили. А всё потому, что критически высказался о системе управления – как в Министерстве обороны, так и в высших эшелонах советской власти. Он предлагал эту систему кардинально реформировать. Разумеется, партийным бонзам не понравилось, что их хотят заменить «электронными мозгами». Проект «советского интернета» был отклонён.
Кто боится ЭВМ?
Но у Китова хватало последователей. В 1962 г. в журнале «Коммунист» вышла статья физика Александра Харкевича. Он писал, что пора переложить на компьютерные сети задачи обработки и сбора информации – в условиях плановой экономики без этого не обойтись. Харкевич доказывал, что подобная система связи возможна лишь в социалистическом государстве. И излагал те самые принципы, по которым работает современный интернет.
Руководству СССР уже стала нравиться идея, что все экономические проблемы можно решить с помощью компьютерных сетей. За успехами советских программистов пристально следили и из-за океана. В ЦРУ было организовано спецподразделение по изучению «советской кибернетической угрозы». Один из советников президента Кеннеди писал, что если СССР создаст «замкнутые системы связи, в которые будут включены самообучающиеся вычислительные машины», то Америке придёт конец.
Ещё один ученик Китова, академик Виктор Глушков, развил идеи своего предшественника. Он добился того, что проект ОГАС был одобрен Косыгиным и начал реализовываться. Предполагалось, что через автоматизированные системы управления (АСУ) будут проходить электронные платежи и даже зарплаты. И это в 1960-е гг.! XXII съезд КПСС принимает программу, в которой подчёркивается важная роль кибернетики в развитии страны и построении светлого будущего. Советская пресса называет ЭВМ «машинами коммунизма», а под эгидой Академии наук СССР выходят сборники статей «Кибернетику – на службу коммунизму».
По предварительным оценкам, на создание «советского интернета» требовалось 20 млрд рублей. Позже сумма выросла до фантастических 40 млрд. Технологии развивались, проект постоянно обновлялся, а финансовых средств катастрофически не хватало. На предприятиях и в ведомствах формировались свои АСУ, но они не были связаны в единую сеть.
К тому же учёные столкнулись с противодействием со стороны чиновников. Те саботировали процесс и всячески затягивали его. Похоже, их, как и партийную верхушку времён Хрущёва, страшила мысль о том, что функции управления возьмёт на себя искусственный разум, а сами они останутся без мягких кресел. Был ещё один страх: беспристрастный компьютер мог вскрыть множество злоупотреблений, списаний и прочих «недочётов» на местах.
Проект ОГАС просуществовал почти 20 лет. Его продолжали утверждать на съездах партии, но было очевидно, что для его реализации не хватает твёрдой воли и сильной руки. Той самой воли и той руки, которые когда-то сделали возможными создание атомной бомбы и полёт человека в космос.
С началом перестройки о «советском интернете», к сожалению, окончательно забыли.