Курс лекций «Введение в современную эстетическую теорию»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-04-10 19:55

Философия ИИ

Лектор Александр Викторович Марков

Курс посвящен основным направлениям современной эстетической теории, которая рассматривается как ресурс для создания философской поэтики, включающей различные техники интерпретации поэтического текста. Курс состоит из четырех лекций, посвященных наиболее ярким явлениям в современной эстетической теории, которые предложено исследовать в их исторической изменчивости и как симптом важных перемен в социальной мысли.

Александр Викторович Марков — доктор филологических наук, профессор кафедры кино и современного искусства РГГУ, ведущий научный сотрудник отдела христианской культуры Института мировой культуры МГУ имени М.В. Ломоносова.

Основной предпосылкой курса является то, что в последнее десятилетие (2000-2010) эстетическая теория претерпела радикальные изменения, среди которых нужно выделить:

А) Переход от ценностной модели эстетического знания (эстетическое как область умозаключений, позволяющих окончательно соотнести ценности «мира прошлого») к конструктивной модели (эстетическое как область постоянной проблематизации ценности «собственного положения»). Превращение «эстетического» в самостоятельную область теоретического исследования, наравне с «политическим», в противовес прежней критике эстетического опыта как неизбежно соскальзывающего к бытовому опыту.

Б) Установление новых пределов критического знания: эстетическая критика уже не может резко развести область сбывшихся смыслов и область открытых интерпретации знаков, но всякий раз погружается в «знак» как в точку постоянного «различения», продуцирующего новое знание. Отказ (в различных формах) от противопоставления индивидуального опыта и поэтических элементов текста.

В) Размывание границы между эстетикой (как учением о «возвышенном» восприятии, корректирующем общий опыт) и поэтикой (как рассмотрением предельного опыта «автора», вынесенного за границы обычной рецепции). Реформирование поэтики как «возвращение субъективности».

Г) Появление в эстетике проблематики современной медийной теории (media studies): интенсивность сообщения, продуцирование опыта различения и т.д. Новое различие между эстетикой и поэтикой: эстетика как мимесис исторического опыта, поэтика как реорганизация исторического опыта.

Д) Впервые со времён идеализма романтической эпохи тесное сближение эстетики и политики, после того, как в дискурсе стали анализироваться не только свойства сообщения, но и свойства его восприятия. Начавшееся развитие социологических и историко-теоретических методов изучения восприятия.

Также по ходу будут затронуты общие проблемы социальной истории современной науки, такие как развитие центров притяжения гуманитарной мысли, изменение конфигурации научного поля, появление теоретического фронтира как результат множественности смежных дискурсов.

Лекция 1. Хэрольд (Гарольд) Блум и эстетический поворот

Прагматизм в эстетике и проблематизация «объективного опыта». Особенности американской рецепции постструктурализма: сведение «тождественного» и «различного» на один уровень восприятия. Социальные каналы влияния «новой критики»: проблема рамок восприятия, отождествлявшихся с рамками социальной жизни. Теория автономного жанра как теория субъективного опыта. Манифест Хэрольда Блума «Карта перечитывания» (1975): тенденция к бесконечному увеличению контекстов. Кризис этой идеи в 1990-е гг.: внешние и внутренние причины. Книга Х. Блума «Гений» (2002) и увеличение числа принципов формирования канона. Литературоведческий environmentalism 2000-х гг. Проблема «именований» в континентальной и англо-американской теории (творчество Х. Блума 2005-2010 гг.): появление проблемы «энергии», сферы действия именования. Перформативная эстетика: критика понятия «читательского ожидания» и различение мира авторских влияний и мира читательских рецепций. «Возвращение субъективности» в англо-американском литературоведении и эстетике.

Лекция 2. Жак Рансьер и собирание эстетической теории

Трансформация понятия «мимесис»/«имитация» в свете сдвигов в литературной теории 2000-х гг. Кризис постструктурализма и проблематизация психоаналитического аппарата эстетики (термины «влечение», «желание» и др.). Критика Рансьером описательной эстетики и введение экспериментальных параметров. Рансьер как теоретик институциональных правил. Критика системных разрывов в языке и трактовка человеческого опыта как «неразорванного текста». Связь эстетики и политики: «реформа» правил наблюдения. Общие сдвиги в философской рефлексии над литературой в 2000-е гг. Рецепция идей Рансьера во Франции и в США.

Лекция 3. Современное прочтение Хайдеггера: от поэтики к логике и обратно

Категориальный аппарат современных теорий искусства и восприятие хайдеггеровской эстетики как опытной науки. Проблематика сообществ в наши дни и смыкание понятий «произведения» и «эстетического действия». Попытки превратить Хайдеггера в теоретика восприятия: понимание «контекста» не как суммы данностей, а как своеобразной технологии. Сравнение законов эстетического восприятия и законов мышления. Радикальная критика понятий «анонимной власти» и «политического» и создание новой поэтики власти. Рассмотрение Хайдеггера как критика космологии и создателя «эстетики спасения». Попытки заново осмыслить отношение прекрасного и возвышенного, в связи с критикой различных концепций субъективности.

Лекция 4. Жак Деррида: эстетический проект и его философская рецепция

Пути влияния идей Ж. Деррида на эстетику. «Голос и феномен»: радикальная критика представлений о выразительности, практический аспект интеллектуальных операций и их эстетизация. Проблематика возвышенного в теории имени Ж. Деррида: имя и явление, политический и экономический аспекты знака. Эстетика социального и установление границ социального опыта как границ возвышенного. Проблема изображения как фрагмента и историзация опыта трансцендентального. Эстетический подход к возможному и деконструкция как замена причинно-следственных связей на картографию границ переживаний и действий. Новое понимание власти и авторитета: авторитет имени и авторитет действия, и особенности рецепции этого аспекта мысли Деррида в англо-американских теориях. Попытка преодоления установки на «политическое» и проблема источников авторитетного высказывания. Уточнение этих источников в европейском дерриданстве последних лет. Теория искусства: статус искусства как проекции артистического поступка, в отличие от статуса «социального», просто аккумулирующего готовые поступки. Теория «следа» Ж. Деррида и попытка новой классификации искусств. Попытки прочесть Ж. Деррида в теоретико-познавательном или в риторическом ключе, неудача этих попыток применительно к эстетической мысли Деррида.

Подборка литературы на основе лекций А. В. Маркова «Введение в современную эстетическую теорию»

1. Гарольд Блум «Западный канон. Книги и школа всех времен» (2017)

Книга йельского деконструктивиста Хэрольда (или Гарольда) Блума, автора не менее знаменитой книги «Страх влияния». В этих двух книгах Блум рассказывает, как книги пишут книги, создавая антагонистические отношения внутри текста последующей книги между этой последующей и книгой предшествующей. В «Западном Каноне» Блум страстно защищает автономность эстетической ценности и необходимость канона перед лицом «Школы ресентимента» — тех культурных тенденций, которые со времен первой публикации книги (1994) стали практически непререкаемыми. Развивая сформулированные в других своих книгах концепции «страха влияния» и «творческого искажения», Блум рассказывает о двадцати шести главных авторах Западного мира (от Данте до Толстого, от Гёте до Беккета, от Дикинсон до Неруды), а в самый центр канона помещает Шекспира, который, как полагает исследователь, во многом нас всех создал.

2. Жак Рансьер «Эстетическое бессознательное» (2004)

(ebook)

Жак Рансьер (р. 1940) — почетный профессор университета Париж VIII (Венсенн) и руководитель программы Международного философского коллежа, один из ведущих философов современной Франции. В «Эстетическом бессознательном», анализируя эстетические анализы Зигмунда Фрейда, он ставит перед собой весьма амбициозную задачу: вскрыть глубинные, не до конца эксплицируемые связи между ключевыми парадигмами художественной мысли и бессознательным — не только как инстанцией психического аппарата, но и как мыслительным конструктом отца психоанализа.

Эстетическое бессознательное — это бессознательная мысль, которая присутствует в произведениях искусства эстетического режима. Для Рансьера искусство и литература — это та область, в которой наиболее явственно проявляется бессознательное. Тот факт, что сам Фрейд, разрабатывая свои идеи, не раз прибегал к анализу произведений искусства, только подтверждает этот факт. А Эдип стал даже центральной фигурой в его теории.

Два бессознательных — эстетическое и психоаналитическое — сходны в своей основе. Они обращаются к мифам, к снам, к народным верованиям, таким образом они не разделают проявления духа на низкие и более высокие. Это было особенно важно для Фрейда, порвавшего с предшествующей научной традицией, которая не брала в рассмотрение те проявления душевной жизни, которые считались низкими, расценивая их как пренебрежимые данные. Искусство, по мнению Рансьера, является носителем эстетического бессознательно, которое способно быть посредником между позитивной наукой и народными верованиями и мифами. Эстетическое бессознательное обеспечивает возможность соединения мысли с немыслием, знанием с незнанием.

3. Жак Деррида «Голос и феномен» (1999)

Читать онлайн: https://royallib.com/book/derrida_gak/golos_i_fenomen..

Публикуемые в книге произведения Жака Деррида «Голос и феномен» (полное название «Голос и феномен: введение в проблему знаков в феноменологии Гуссерля»), «Форма и значение» и «Различение» принадлежат к его работам шестидесятых годов. Вопросы, обсуждаемые здесь, многочисленны: это и внутренний критицизм феноменологии и ее одновременная фундаментальная захваченность метафизикой; это и изначальное единство идеальности и феноменологического голоса; это и проблема сущностной связи речи со смертью субъекта и исчезновением объектов; это и круговое отношение между смыслом и значением и формой; это и завораживающее движение знаменитого различения-,выходящего на сцену с истощением всех оппозиций и т. д. Книга адресована философам, логикам, культурологам и широкому кругу читателей, интересующихся современной французской философией.

4. Жак Деррида «Письмо и различие» (2000)

Одна из главных книг крупнейшего философа современности, оказавшего решающее воздействие на обновление методологии гуманитарных наук в 1970—1980 гг. С этой книги началась всемирная слава Ж. Дерриды. Она содержит полемику со структуралистским подходом, критический анализ гуссерлевой феноменологии, философских коннотаций фрейдовского психоанализа, глубокую и оригинальную трактовку взглядов Батая и Левинаса.

I. Сила и значение

II. Cogito и история безумия

III. Эдмон Жабе и вопрос книги

IV. Насилие и метафизика (эссе о мысли Эммануэля Левинаса)

V. «Генезис и структура» и феноменология

VI. Навеянная речь

VII. Фрейд и сцена письма

VIII. Театр жестокости и закрытие представления

IX. От частной экономики к экономике общей: Безоговорочное гегельянство

X. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук

XI. Эллипс

5. Мартин Хайдеггер «Исток художественного творения»

Работа немецкого философа Мартина Хайдеггера, в которой поднимается проблема сущности искусства. Хайдеггер стремится найти новый ракурс для рассмотрения искусства, выходя за рамки привычных социологического, психологического и эстетического подходов.

Хайдеггер называет искусство загадкой, которую необходимо прежде всего увидеть. Точка зрения при этом смещается с проблем классической эстетики (соотношение искусства и красоты) на проблему соотношения искусства и истины.

6. А. Бадью «Век поэтов» (1992)


Источник: magazines.russ.ru

Комментарии: