Какие IT-профессии востребованы в нефтянке

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-04-17 03:25

it новости

Сегодня, завтра и через 10 лет

Сегодня нефтяная отрасль — это не только работа на скважинах в суровых условиях Сибири и Крайнего Севера. И не только продажа топлива на АЗС. Нефтедобыча и переработка активно переходят на цифровые рельсы, и IT-специальности нужны отрасли все больше.

Rusbase поговорил с экспертами «Газпром нефти» и подготовил обзор наиболее актуальных профессий в нефтянке, имеющих дело с цифровыми технологиями.

Разработчик Big Data

Дмитрий Дзюба

О том, из чего состоит работа

Я работаю программистом, разрабатываю решения для бизнеса с применением Big Data — изучаю, как их хранить и извлекать из данных пользу.

Обычно под Big Data подразумеваются объемы данных, которые не помещаются ни в обычный компьютер, ни в «классическое» серверное решение. Работа с большими данными требует распределенного хранения, масштабирования, а значит, и определенного подхода к извлечению и использованию.

Что это за данные? Это может быть что угодно. Например, данные с завода, где находятся тысячи и тысячи датчиков, которые каждую секунду или даже чаще передают показания. Или любые сведения о действиях людей в интернете и реальной жизни, которые можно использовать для пользы бизнеса.

Сейчас мы работаем над проектом «Цифровой завод», над автоматизацией производства нефтепродуктов. На примере Омского нефтеперерабатывающего завода наша задача — наладить сбор и обработку данных о производственных процессах с целью их моделирования, прогнозирования, выработки оптимального режима и нагрузок работы каждого элемента оборудования. Это нужно, чтобы получить максимальную прибыль и повысить безопасность работы. Решение должно состыковываться с системой логистики. И если эксперимент будет успешным, то опыт распространится на всю отрасль.

Про образование и ценные знания в работе

По образованию я физик, окончил Ростовский госуниверситет. Затем прошел аспирантуру и защитился. Специализированного IT-образования у меня нет. Поэтому учился по книжкам, сведениям из интернета, на практике. Суммарно приложенные к этому усилия (учитывая, что в индустрии я уже лет двадцать), думаю, дали результат.

В нашей индустрии это совершенно типичный случай — когда люди успешно работают без специализированного образования, более того, самообразование для нас — необходимый навык. Работа связана с постоянным изучением новых инструментов, подходов, практик. Классического математического образования и в целом развитого кругозора может хватить для базиса в работе, но, безусловно, человеку с профильным образованием было бы легче — по крайней мере, на старте.

Что ожидает профессию в будущем

Как и в любой другой отрасли, в Big Data будут развиваться стандарты, появится больше типовых решений, подходов и инструментов, так что отчасти большие данные из передовой отрасли перейдут к решению более обыденных задач.

Однако если смотреть на дальнейшее развитие средств связи, вычислительных мощностей, способов сбора информации, на наработки в области искусственного интеллекта, то можно ожидать и качественный скачок. В любом случае, предсказать, как будет дальше развиваться индустрия, очень сложно.

Совет тем, кто хочет этим заниматься

В университетах уже есть соответствующие курсы: думаю, с них и можно начать. Желательна хорошая математическая база. И, конечно, нужно четко понимать, насколько профессия вам подходит по мозгам и темпераменту.

Аналитик по цифровой трансформации

Рауль Тенчурин

О том, из чего состоит работа

Если по-простому, бизнес-аналитики и аналитики по цифровой трансформации делают из ХЗ — ТЗ. То есть когда ничего вообще непонятно, а есть слово блокчейн, есть некий информационный фон про цифровую трансформацию — и нужно понять, как с помощью технологий сделать процессы эффективнее. В таком случае прибегают к помощи аналитиков.

Аналитики позволяют понять, как построить процессы, сделать их лучше с учетом инструментов цифровой трансформации и претворить в жизнь.

Я бы сказал, что моя профессия по духу близка к предпринимательству — с той лишь разницей, что человек работает в определенных корпоративных правилах. Это художник, который техническим языком пытается применить IT-инструменты для создания цифровых систем будущего. Он не ограничен какими-то регламентом, должностной инструкцией, типовым процессом, чем-то таким, что можно пощупать. Здесь не работает «делай раз — два — три и получится четыре». Это скорее про сочетание исследовательской и предпринимательской деятельности.

Про образование и первые шаги в профессии

Мои знания можно условно разделить на две части. Это знание фактуры и аналитические навыки. Учился я в МГТУ имени Баумана по специальности «Аэрокосмические системы и разгонные блоки». Понятно, что фактура, которую мне преподавали в вузе, не имеет никакого отношения к тому, чем я сейчас занимаюсь. Но хорошее высшее образование дает аналитические навыки. Ведь образование — это то, что остается после того как забывается все, чему учился.

Вторая составляющая — знание фактуры. Это изучение практических смежных тем. Потенциальному аналитику, который хочет поступить в университет и выбирает себе специальность по цифровой трансформации, я бы порекомендовал поступить на кафедру, где дают базовые ИТ-знания. Например, бизнес-информатика, где вас будут учить ИТ и дадут общее представление о бизнес-приложении этих инструментов. Это хороший плацдарм для дальнейшей работы.

Начинать придется с простых проектов, в которых есть запас по времени — чтобы разобраться. Далее вы перейдете к более сложным проектам, наберете темп, экспертизу, опыт, чтобы считаться профессионалом в отрасли.

О готовности нефтянки к цифровой трансформации

Если сравнивать российский нефтяной бизнес с мировой индустрией, то можно сказать, что мы примерно на одном уровне. Если же говорить о том, насколько зрелый у нас ландшафт и вообще цифровые инструменты управления бизнесом, то нефтянка несколько отстает от банковской сферы и сферы страхования. Но это временно, потому что в любом бизнесе IT-составляющая играет все большую роль, и нефтяная отрасль — не исключение.

Что ожидает профессию в будущем

Согласно докладу ООН, до 40% сегодняшних профессий перестанут существовать через 10 лет. И я уверен, что профессия аналитика будет постепенно эволюционировать.

Может, в текущем виде эта профессия и не сохранится. Но совершенно точно: человек лучше любого робота и искусственного интеллекта тем, что умеет не просто анализировать информацию по определенным правилам, а также создавать принципиально новые способы исследования этой информации. В этом смысле профессия аналитика по сравнению с другими IT-специальностями будет более живучей.

Через 10 лет, я думаю, аналитик по цифровой трансформации станет таким же обыденным специалистом, как сейчас бизнес-аналитик в системных интеграторах.

«Вам стоит учиться моей профессии, если вы…»

... обладаете исследовательским и предпринимательским духом. Вы склонны к риску, но при этом не теряете голову, а идете на риск осознанно. У вас должен быть не просто предпринимательский дух, но и привычка к системному аналитическому мышлению. Все, что происходит вокруг вас, вы привыкли раскладывать на детали и давать этому исчерпывающее объяснение.

DevOps-инженер

Владимир Лунев

О том, из чего состоит работа

В рамках специальности DevOps я занимаюсь администрированием и добавлением новых пользователей, решением проблем, настройкой оборудования для наших программных комплексов. Также в задачи входит разворачивание и поддержка систем, например: базы данных и программы, которые будут с ними работать, средства мониторинга системы, средства виртуализации. То есть программы, с которыми вы сами не взаимодействуете, но они выполняют основную работу и следят за тем, чтобы все компоненты работали безопасно и в штатном режиме. Также есть программы, предоставляющие интерфейс взаимодействия, который может быть показан как веб-страница (для человека) и как программный интерфейс (для других программ).

Кстати, DevOps-инженер может вырасти до team-лидера. Дальше уже включается управление большим количеством людей и проектов — и для карьерного роста, помимо прочего, потребуется понимание отрасли.

Если говорить об интересных проектах, где я участвую, прямо связанных с нефтяной отраслью — могу привести в пример цифровой завод. Это сбор и анализ показаний целого предприятия в цифровом виде. Показания нужно куда-то складывать, обрабатывать, предоставлять удобный доступ к ним — и мы разрабатываем решения для этих целей.

Про образование и ценные знания в работе

Я учился в Санкт-Петербургском политехническом университете на программного инженера. В такое образование входит практически все, что может понадобиться для работы в IT: от проектирования микропроцессоров до управления проектами.

Прежде всего в моей работе нужно знание операционных систем, с которыми работаешь. В основном это Linux, потому что практически все сервера сейчас работают на ней. В некоторых случаях — Windows. Плюс знание языков, на которых пишутся скрипты в оболочках ОС, например, Bash — сценарная оболочка в Linux. У нас необходимо уметь администрировать Open Stack, Kubernetes, Puppet и другие вещи. Хорошим подспорьем будет знать несколько языков программирования, потому что со скриптовыми языками типа Bash много не напишешь, для некоторых задач нужен какой-нибудь Python.

Что ожидает профессию в будущем

Замена роботами нам пока не грозит. Но программные системы совершенствуются, и нужно все меньше усилий, чтобы их разворачивать и поддерживать. То есть все меньше для этого нужен отдельный специалист. Поэтому, скорее всего, специальность DevOps в будущем сольется с разработчиком. А разработчика в далеком будущем заменит какая-нибудь нейронка, которая пишет программы по требованиям, описанным бизнес-аналитиками. И останется всего несколько разработчиков, которые будут писать эти нейронки.

Руководитель направления развития торговых систем

Сергей Емельянов

О том, из чего состоит работа

В работе мы погружаемся в технические процессы, делаем цифровые продукты, но моя профессия все же универсальна: это коммерция. А в ее основе лежит понимание того, что нужно клиенту, как ты будешь это продавать. Много времени уходит на анализ данных и работу с аналитическими инструментами.

На Западе профессии вроде моей обычно называются Chief Business Development Officer, Chief Product Officer. В России эти направления связаны с развитием продукта, стратегией, маркетингом.

Как этому учиться? Здесь работает классический японский путь, когда человек начинает с простого и растет поступательно. Можно практиковать гембу. Но в любом случае требуется смотреть на задачи в трехмерном формате.

Про образование

У меня два образования. Первое — техническое, связанное с электротехникой. Учился в сфере железнодорожного транспорта, но я вообще не работал в этой отрасли. Двенадцать лет я проработал в инвестиционных банках с инвестпродуктами, торговыми технологиями и коммерцией. Получил образование по специальности «Финансовый менеджмент на предприятии». Естественно, есть квалификационный аттестат ФСФР 1.0 для специалистов финансового рынка по брокерской, дилерской деятельности и управлению ценными бумагами.

Я и в настоящее время много вкладываю в образование. Летом прошел общероссийский конкурс и две недели провел на образовательном интенсиве во Владивостоке. В октябре окончил тренинг по машинному обучению и анализу данных. Прошел курс ВШЭ по Python и прикладным библиотекам для анализа данных. Плотно работаю с Data Science и BI-аналитиками.

О проектах

Сейчас мы в Центре цифровых инноваций пытаемся перейти от классических проектов в компании к продуктовым направлениям, которые обладают ценностью для клиента и непрерывной историей развития — адаптируются под запросы рынка.

Я работаю над цифровизацией коммерческого блока — в частности, над проектом «Газпромнефть Марин Бункер». Компания входит в периметр коммерческой дирекции и непосредственно связана с реализацией судового топлива, обладает собственным флотом и терминальными активами, участвует в арктических проектах. Изначально мы пришли в незнакомый бизнес, погрузились в процессы, разработали концепцию цифровизации и функциональную архитектуру с акцентом на возможность масштабирования на другие активы коммерческой дирекции.

Большой пласт работы связан с организационной и исследовательской частью. Мы вовлекаем команду бизнеса в наши «космические» идеи цифровизации. Например, для исследования вопроса по оптимизации маршрутов танкеров при вывозе арктической нефти с платформы Приразломная пришлось погрузиться в типы классификации ледовой обстановки, наладить взаимодействие с исследовательскими центрами, разобраться в поставке информации со спутников. Сейчас мы близки к началу полноценной реализации проекта.

Кстати, возвращаясь к вопросу, чем мне приходится заниматься, отвечу: практически всем. Анализ, проектирование, командообразование, экономика поставки ценности, идеология проектной деятельности... Но сейчас я стараюсь занять роль владельца продукта с ориентацией на коммерцию и управлять командой.

Проект — это комплексное решение по цифровизации. В него входят торговая платформа по реализации нефтепродуктов, модуль прогнозирования объемов реализации на тридцать дней вперед и система мониторинга логистической цепочки.

Все проекты напрямую связаны с ИТ — распределенное хранение, Data Science. Мы встраиваем в текущую деятельность фреймворк Agile и движемся в сторону SAFe 4.0.

Ценные навыки в работе

Первый навык — это лидерство. В нашу работу вовлечено много команд, и у каждой свои ожидания и мотиваторы. Нам приходится общаться, выстраивать диалог и искать общие потребности.

Второй навык — правильная организация работы. Ты должен понимать технологическую схему реализации продукта: как трансформировать потребности, выраженные на языке бизнеса, в конкретные IT-решения. Здесь важно понимать, как работают все звенья команды — от бизнес-аналитиков до программистов, — и говорить с каждым на их языке.

Третий навык — это бизнес-анализ и проектирование. Я сам погружаюсь в бизнес и передаю знания команде. Когда ты как владелец продукта понимаешь, что нужно, начинаешь предлагать конкретику реализации решения.

Что ожидает профессию в будущем

Думаю, что в ближайшие десять лет изменится стек рабочих технологий, но базовые принципы останутся. Продукт, бизнес и клиент — вещи неразделимые.

Solution Architect

Денис Королев

О том, из чего состоит работа

Мои ключевые задачи связаны с архитектурным сопровождением IT-проектов. Я выбираю прикладные и системные платформы под функционал конкретного проекта (или участвую в выборе), а потом утверждаю их на экспертном совете. Также в работу входит контроль за реализацией проектов — проверяю документацию на соответствие утвержденным решениям по архитектуре разрабатываемых систем, слежу за испытаниями IT-решений.

Кроме того, я участвую в поиске и анализе новых технологий, которые оцениваются с точки зрения применения в компании.

Про образование и любимые проекты

Моя основная специальность — математик-программист. Окончил Курганский государственный университет. Второе образование — переквалификация на инженера по разработке нефтяных и газовых месторождений в Томске. С 2009 года я отвечал за разработку единого информационного пространства в блоке главного геолога дочернего общества компании, для чего и потребовалось получить дополнительные знания.

Из интересных (и уже достаточно «зрелых») проектов, где я участвовал, стоит выделить те, чья главная цель — повысить качество оценки новых активов.

Из «новых» я бы выделил проекты по созданию платформенных решений, например, проекты по развитию платформы ЭРА:ГРАД.Еще интересны и важны текущие проекты по работе с данными — автоматизация верификации данных, синхронизация нормативно-справочной информации, формирование единого каталога данных.

Ценные навыки в работе

Я считаю важными коммуникативные навыки, умение работать в команде. Постоянно приходится убеждать окружающих в правильности своих решений. Также важна информационная компетентность, способность постоянно вникать, анализировать, разбирать.

Совет тем, кто хочет этим заниматься

Школьникам я советую развивать математические и аналитические способности. Точные науки важны для развития ключевых навыков профессии.

На свою профессию нужно смотреть как можно шире. Вчера я был инженером-программистом, сегодня я IT-архитектор, а завтра, возможно, стану руководителем подразделения.

О будущем профессии

Сфера IT всегда дополняется чем-то новым, уходит что-то старое. Это касается и технологий Industry 4.0 — сюда входят Big Data, AR/VR, блокчейн, интернет вещей, «облака». Скоро наступит эра квантовых технологий. Это послужит скачком для развития таких технологий, которые мы сегодня даже представить не можем. Но они все будут связаны с IT. Значит, наши знания и навыки будут по-прежнему нужны, хотя и потребуют развития.

Аналитик данных

Дмитрий Перец

О том, из чего состоит работа

Основной аспект моей работы — это создание различных математических моделей, которые позволяют находить оптимальное решение при управлении месторождением. То есть считать эффект от проведения мероприятий на скважинах, выбирать оптимальный режим работы скважин и т.д.

Второй аспект — оптимизация работы сотрудников «Газпром нефти»: создание и проведение курсов, создание площадок по обмену данными и знаниями, которые позволяют сотрудникам делиться наработками.

Про образование и любимые проекты

Я учился в Санкт-Петербургском политехническом университете. Бакалавриат по направлению «Системный анализ и управление», а магистратура — по специальности «Математическое моделирование процессов нефтегазодобычи».

Проект, которым я сейчас руковожу, это попытка создать систему, которая будет автоматически формировать календарь геолого-технологических мероприятий на месторождении для того, чтобы максимизировать добычу. Проект направлен на объединение инструментов по расчету эффектов от различных мероприятий, а также на получение новых знаний при помощи машинного обучения из данных, которые хранятся в базах. Проект находится на стыке нескольких дисциплин: здесь это статистика, машинное обучение и стандартные подходы нефтяного инжиниринга. И это очень интересно.

Ценные навыки в работе

Живость ума и открытость всему новому. Мне нравится, когда люди готовы при решении задач применять не только готовые подходы, но и нестандартные, использовать знания из смежных областей.

Совет тем, кто хочет этим заниматься

Наверное, стоит больше заниматься базовыми науками — физикой, математикой и программированием. Дело в том, что для работы во многих отраслях сперва достаточно знаний именно по этим основополагающим наукам. Умея численно решать дифференциальные уравнения, можно найти свое призвание в любом направлении. Качественных инженеров катастрофически не хватает!

О будущем профессии

С каждым годом добывать нефть все сложнее. Чтобы поддерживать добычу на требуемом уровне, необходимо создавать и внедрять новые подходы и решения. Поэтому я не переживаю за нефтяную отрасль — работы хватит на всех!


Источник: rb.ru

Комментарии: