Анна Ямпольская: Зачем нам искусство?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Что такое «эстетический опыт»? Как известно, слово «эстетический» можно понимать в двух смыслах — как то, что относится к теории искусства (например, в «Лекциях по эстетике» Гегель говорит, что искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме), и как то, что относится к чувственности (например, «трансцендентальная эстетика Канта описывает, как мы мыслим априорные формы чувственности»). Второе значение слова в наше время менее употребительно, однако именно оно было исходным: термин ???????? был введен в философию Аристотелем в значении ощущения, исходного чувственного опыта, который составляет самый основной слой доступа к миру. В лекции мы расскажем о попытках вернуться к этому исходному пониманию «эстетического», которое представлено в работах Эрвина Штрауса, Анри Мальдине и Марка Ришира. В этой перспективе произведение искусства оказывается не просто источником «эстетического удовольствия» или предметом «эстетического суждения»; опыт встречи с произведением искусства как опыт «эстетический» в исходном смысле этого слова — это опыт, в котором субъект переживает радикальную трансформацию, позволяющую ему по-новому увидеть мир, других и самих себя. Лектор — Анна Ямпольская, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ, профессор кафедры современных проблем философии.

Доп. Лит-ра:

- Шолохова C., Ямпольская А. (сост.) - (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами.-2017

Феноменология — одно из самых влиятельных философских направлений XX века, сформировавшееся в трудах Гуссерля и Хайдеггера. Психотерапия и деконструкция, экзистенциализм и теория искусства, философия науки и религиозная мысль в той или иной степени испытали ее влияние. Одной из самых ярких и масштабных форм феноменологии за пределами Германии стала французская феноменология. В настоящем издании представлены переводы важных работ, написанных ведущими французскими, бельгийскими, швейцарскими феноменологами (Э. Левинас, М. Анри, Ж.-Л. Марион, М. Мерло-Понти, М. Ри-шир, Р. Вернет, А. Мальдине и Ж. Бенуа), а также комментарии к ним. Составители назвали этот сборник «(Пост)феноменология», чтобы подчеркнуть, что речь идет не о преодолении феноменологии, которая всегда существует, выходя за свои собственные границы, превосходя самое себя, а, скорее, — о раскрытии новых горизонтов для феноменологических исследований.

- Ямпольская А. - Феноменологический метод и его границы: от немецкой к французской феноменологии.-2013

Исследуется феноменологический метод и границы его применимости, динамика представлений о феноменологическом методе в немецкой и французской феноменологии. Рассматриваются специфика феноменологических исследований гетеро- и автоаффективности, правомочность феноменологической теологии. Проанализированы основные концепции феноменальности, разработанные во французской феноменологии.

Для студентов, аспирантов, исследователей, а также для тех, кто интересуется феноменологией и современной западной философией.

- Ямпольская А. - Искусство феноменологии.-2018 [отсутствует]

Верно ли, что речь, обращенная к другому - рассказ о себе, исповедь, обещание и прощение - может преобразить человека? Как и когда из безличных социальных и смысловых структур возникает субъект, способный взять на себя ответственность? Можно ли представить себе радикальную трансформацию субъекта не только перед лицом другого человека, но и перед лицом искусства или в работе философа? Книга А.В. Ямпольской "Искусство феноменологии" приглашает читателей к диалогу с мыслителями, художниками и поэтами - Деррида, Кандинским, Арендт, Шкловским, Рикёром, Данте - и, конечно же, с Эдмундом Гуссерлем.

СТАТЬИ:

01. Ришир М. - Феноменология поэтического элемента.-2016

Ришир исходит из гуссерлевского противопоставления фантазии и воображения, которое у самого Гуссерля не было вполне прояснённым. Французский философ рассматривает воображение как представление объекта посредством его образа. Иными словами, он видит в воображении «репрезентативный акт». Напротив, фантазия у него не имеет ничего общего с репрезентацией. Более того, в отличие от имагинативного акта, акт фантазии даже не является интенциональным.

02. Соколов Р. - Феноменологический трансцендентализм и поэтическое видение: концепция поэтического элемента марка Ришира.-2016

Данная публикация представляет собой перевод на русский язык статьи Марка Ришира Феноменология поэтического элемента, сопровождаемый предисловием переводчика. В своей статье Ришир выявляет «поэтический элемент» феноменального опыта как его фундаментальное условие, опираясь при этом как на традицию и методы трансцендентальной феноменологии, так и на эмпирические исследования психоанализа. Ришир наделяет конкретным эмпирическим наполнением заимствованный им у Гуссерля концепт перцептивной фантазии, обращаясь к теории «переходного объекта» Д.В. Винникотта, а затем экстраполирует полученные результаты на опыт создания и восприятия «поэтического» произведения (понимая последнее в широком, аристотелевском, смысле). Перцептивную фантазию в феноменологии Ришира следует отделять от «чистой фантазии»: последняя представляет собой «минимальный уровень схематического самовосприятия». Она существует уже в качестве «зачатков смысла», которые имеют место в пассивном синтезе, во «внеязыковом мирном схематизме». Чистая фантазия становится перцептивной фантазией именно тогда, когда происходит переворачивание ( revirement ) «зачатка смысла» в «смысл зачатка», благодаря некой фантазийной смене точки зрения. Этот процесс подразумевает формирование особого «поля игры» (Винникотт), или пространства трансцендентальной интерфактичности, в котором устанавливается некий первоначальный (доинтенциональный) тип отношений между двумя эго: младенцем и матерью, зрителем и актёром. В этом отношении перцептивная фантазия «воспринимает» в фантазии не какой-то объект, а другую перцептивную фантазию, принадлежащую другому. Благодаря этому, формируется локус первичной коммуникации: пространство трансцендентальной интерфактичности, которое, будучи «воспроизведено интенционально», становится затем пространством интерсубъективности. Относясь к некой фантазийноаффективной сфере, перцептивная фантазия (или «поэтический элемент») обладает некоторой «феноменологической избыточностью» по сравнению с логическим понятием. Поэтому здесь можно говорить об особом типе познания реальности, выходящем за рамки её объективистскологической экспликации.

03. Власова О.А. - Эрвин Штраус: феноменология сенсорного опыта.-2008

Статья посвящена проблеме опыта в эстезиологии Эрвина Штрауса. Вскрывая истоки его творчества и обозначая магистральные линии философских влияний, автор выявляет основные задачи эстезиологии как науки о сенсорном опыте, определяет ее роль в развитии феноменологического движения.

04. Детистова A.С. - Феноменологический проект М. Ришира: фантазия как измерение феноменологического.-2012

Марк Ришир, представитель третьего поколения феноменологов, оспаривает проект Эдмунда Гуссерля, заключающийся в основании универсальной эгологической науки, рассматривающей каждое переживание как мое переживание. Ришир предлагает переформулировать проблемы феноменологии с точки зрения анонимных процессов «самообразующегося смысла». Фантазия, описанная Гуссерлем в текстах XXIII тома «Гуссерлианы», становится одним из оснований для нового феноменологического проекта.

Комментарии: