Анна Ямпольская: Зачем нам искусство? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-04-29 14:50 Что такое «эстетический опыт»? Как известно, слово «эстетический» можно понимать в двух смыслах — как то, что относится к теории искусства (например, в «Лекциях по эстетике» Гегель говорит, что искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме), и как то, что относится к чувственности (например, «трансцендентальная эстетика Канта описывает, как мы мыслим априорные формы чувственности»). Второе значение слова в наше время менее употребительно, однако именно оно было исходным: термин ???????? был введен в философию Аристотелем в значении ощущения, исходного чувственного опыта, который составляет самый основной слой доступа к миру. В лекции мы расскажем о попытках вернуться к этому исходному пониманию «эстетического», которое представлено в работах Эрвина Штрауса, Анри Мальдине и Марка Ришира. В этой перспективе произведение искусства оказывается не просто источником «эстетического удовольствия» или предметом «эстетического суждения»; опыт встречи с произведением искусства как опыт «эстетический» в исходном смысле этого слова — это опыт, в котором субъект переживает радикальную трансформацию, позволяющую ему по-новому увидеть мир, других и самих себя. Лектор — Анна Ямпольская, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ, профессор кафедры современных проблем философии. Доп. Лит-ра: - Шолохова C., Ямпольская А. (сост.) - (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами.-2017 Феноменология — одно из самых влиятельных философских направлений XX века, сформировавшееся в трудах Гуссерля и Хайдеггера. Психотерапия и деконструкция, экзистенциализм и теория искусства, философия науки и религиозная мысль в той или иной степени испытали ее влияние. Одной из самых ярких и масштабных форм феноменологии за пределами Германии стала французская феноменология. В настоящем издании представлены переводы важных работ, написанных ведущими французскими, бельгийскими, швейцарскими феноменологами (Э. Левинас, М. Анри, Ж.-Л. Марион, М. Мерло-Понти, М. Ри-шир, Р. Вернет, А. Мальдине и Ж. Бенуа), а также комментарии к ним. Составители назвали этот сборник «(Пост)феноменология», чтобы подчеркнуть, что речь идет не о преодолении феноменологии, которая всегда существует, выходя за свои собственные границы, превосходя самое себя, а, скорее, — о раскрытии новых горизонтов для феноменологических исследований. - Ямпольская А. - Феноменологический метод и его границы: от немецкой к французской феноменологии.-2013 Исследуется феноменологический метод и границы его применимости, динамика представлений о феноменологическом методе в немецкой и французской феноменологии. Рассматриваются специфика феноменологических исследований гетеро- и автоаффективности, правомочность феноменологической теологии. Проанализированы основные концепции феноменальности, разработанные во французской феноменологии. Для студентов, аспирантов, исследователей, а также для тех, кто интересуется феноменологией и современной западной философией. - Ямпольская А. - Искусство феноменологии.-2018 [отсутствует] Верно ли, что речь, обращенная к другому - рассказ о себе, исповедь, обещание и прощение - может преобразить человека? Как и когда из безличных социальных и смысловых структур возникает субъект, способный взять на себя ответственность? Можно ли представить себе радикальную трансформацию субъекта не только перед лицом другого человека, но и перед лицом искусства или в работе философа? Книга А.В. Ямпольской "Искусство феноменологии" приглашает читателей к диалогу с мыслителями, художниками и поэтами - Деррида, Кандинским, Арендт, Шкловским, Рикёром, Данте - и, конечно же, с Эдмундом Гуссерлем. СТАТЬИ: 01. Ришир М. - Феноменология поэтического элемента.-2016 Ришир исходит из гуссерлевского противопоставления фантазии и воображения, которое у самого Гуссерля не было вполне прояснённым. Французский философ рассматривает воображение как представление объекта посредством его образа. Иными словами, он видит в воображении «репрезентативный акт». Напротив, фантазия у него не имеет ничего общего с репрезентацией. Более того, в отличие от имагинативного акта, акт фантазии даже не является интенциональным. 02. Соколов Р. - Феноменологический трансцендентализм и поэтическое видение: концепция поэтического элемента марка Ришира.-2016 Данная публикация представляет собой перевод на русский язык статьи Марка Ришира Феноменология поэтического элемента, сопровождаемый предисловием переводчика. В своей статье Ришир выявляет «поэтический элемент» феноменального опыта как его фундаментальное условие, опираясь при этом как на традицию и методы трансцендентальной феноменологии, так и на эмпирические исследования психоанализа. Ришир наделяет конкретным эмпирическим наполнением заимствованный им у Гуссерля концепт перцептивной фантазии, обращаясь к теории «переходного объекта» Д.В. Винникотта, а затем экстраполирует полученные результаты на опыт создания и восприятия «поэтического» произведения (понимая последнее в широком, аристотелевском, смысле). Перцептивную фантазию в феноменологии Ришира следует отделять от «чистой фантазии»: последняя представляет собой «минимальный уровень схематического самовосприятия». Она существует уже в качестве «зачатков смысла», которые имеют место в пассивном синтезе, во «внеязыковом мирном схематизме». Чистая фантазия становится перцептивной фантазией именно тогда, когда происходит переворачивание ( revirement ) «зачатка смысла» в «смысл зачатка», благодаря некой фантазийной смене точки зрения. Этот процесс подразумевает формирование особого «поля игры» (Винникотт), или пространства трансцендентальной интерфактичности, в котором устанавливается некий первоначальный (доинтенциональный) тип отношений между двумя эго: младенцем и матерью, зрителем и актёром. В этом отношении перцептивная фантазия «воспринимает» в фантазии не какой-то объект, а другую перцептивную фантазию, принадлежащую другому. Благодаря этому, формируется локус первичной коммуникации: пространство трансцендентальной интерфактичности, которое, будучи «воспроизведено интенционально», становится затем пространством интерсубъективности. Относясь к некой фантазийноаффективной сфере, перцептивная фантазия (или «поэтический элемент») обладает некоторой «феноменологической избыточностью» по сравнению с логическим понятием. Поэтому здесь можно говорить об особом типе познания реальности, выходящем за рамки её объективистскологической экспликации. 03. Власова О.А. - Эрвин Штраус: феноменология сенсорного опыта.-2008 Статья посвящена проблеме опыта в эстезиологии Эрвина Штрауса. Вскрывая истоки его творчества и обозначая магистральные линии философских влияний, автор выявляет основные задачи эстезиологии как науки о сенсорном опыте, определяет ее роль в развитии феноменологического движения. 04. Детистова A.С. - Феноменологический проект М. Ришира: фантазия как измерение феноменологического.-2012 Марк Ришир, представитель третьего поколения феноменологов, оспаривает проект Эдмунда Гуссерля, заключающийся в основании универсальной эгологической науки, рассматривающей каждое переживание как мое переживание. Ришир предлагает переформулировать проблемы феноменологии с точки зрения анонимных процессов «самообразующегося смысла». Фантазия, описанная Гуссерлем в текстах XXIII тома «Гуссерлианы», становится одним из оснований для нового феноменологического проекта. Комментарии: |
|