Язык тела: что такое невербальная семиотика

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Как невербальные средства общения взаимодействуют с языком, какие функции выполняют жесты и чем различаются коммуникативные системы людей и животных

В процессе личного общения люди используют не только естественный язык, но и разные другие знаковые (семиотические) коды. Как изучают жесты и что они способны рассказать об эмоциях и отношениях между людьми, рассказывают эксперты ПостНауки.

Вербальные и невербальные сообщения могут конфликтовать

Помимо языковых средств, важную роль в коммуникации играет просодия — все, что связано с интонацией, ударением, темпом, громкостью и другими аспектами, не связанными с фонемами. Представьте, что вы живете в доме с тонкими стенами и слышите, как общаются между собой соседи. Вы не можете разобрать ни слова, но по просодии — скорости, громкости, интонациям — вы улавливаете некоторый смысл их общения, — например, что они ругаются или успокаивают кричащего ребенка.

Также коммуникационную информацию передают визуальные сигналы: жесты, движения рук, головы, поза, направление взгляда, мимика, дистанция между собеседниками и прикосновения — все, что иногда называют языком тела. Если человек делает комплимент с кислым выражением лица, очевиден конфликт между вербальной и невербальной составляющими, и оценить, что из этого важнее, бывает очень сложно.

Невербальные аспекты общения изучаются разными науками

То, как взаимодействуют между собой естественные языки и эти знаковые коды, получило в науке известность как проблема мультимодальности. Эта проблема рассматривается в многочисленных дисциплинах.

Мы используем не только слова, но и звуки, не имеющие отношения к языку: внедренные в контекст общения, они обретают смысл. Например, когда мы хотим сказать, что человек ведет себя неадекватно, мы можем покрутить пальцем у виска и присвистнуть. Или в ситуации, когда мы хотим обратить внимание окружающих на свое присутствие, мы можем откашляться, «прочистить горло». Эти неречевые звуки, их значение и взаимодействие с языковыми и неязыковыми средствами коммуникации изучает паралингвистика.

Наука, которая исследует жесты, их системы и процессы, называется кинесикой. Она охватывает широчайший спектр проблем: как общаются посредством жестикуляции дети и взрослые, мужчины и женщины, больные и здоровые люди, как жесты выражают эмоции и так далее. Окулесика изучает зрительный контакт: почему одни люди смотрят собеседнику прямо в глаза, а другие старательно изучают пол, что означает подмигивание и как взгляд передает намерения собеседника. Гаптика исследует язык прикосновений: рукопожатий, поцелуев, пощечин, профессиональных жестов, подразумевающих контакт с телом собеседника, например, при медосмотре. Хронемика изучает темп речи, системология — то, как мы украшаем свое тело для коммуникации. Почему, например, в деловом костюме человек ведет себя иначе, чем в домашнем халате? Проксемика сосредоточена на пространстве коммуникации: дистанции между собеседниками, распределении мест при деловом общении или на семейных ужинах, как ведут себя люди на сцене и так далее. Есть даже направление, которое изучает то, как мы используем при общении пищу (что, например, означают слова «пир», «угощение», какое значение имеет выпивка), — оно называется «гастика».

Появляются все новые и новые направления исследований невербальной коммуникации. Одна из новейших дисциплин — аускультация — сосредоточена на том, что мы слышим, когда мы слушаем, как именно мы определяем, какая информация из речи собеседника нам нужна, а какая — не очень. Когда мы выходим на улицу, мы погружаемся в мир разнообразных звуков. Наш мозг не вынес бы этого информационного шума, не обладай он способностью фильтровать звук и фокусироваться только на том, что важно в данный момент.

Жест — это особый язык

Жесты, которые мы используем при повседневном общении, складываются в язык со своей собственной лексикой и синтаксисом. Ученые делят жесты на семиотические классы. Например, эмблематические жесты сами по себе несут смысловую нагрузку и не нуждаются в речевых дополнениях. Скажем, кивок головы или моргание, его мимический аналог, в некоторых культурах рассматривается как знак согласия. Тем не менее его применение ограничено. Когда собеседник спрашивает: «Ты меня любишь?», кивать головой в ответ кажется неуместным. Для эмблематических жестов составляются специальные словари, которые описывают их и дают интерпретацию. А вот иллюстративные жесты, сопровождающие речь, однозначно истолковать очень сложно: определенного значения у них нет, хотя некоторую функциональную нагрузку они несут. В ситуации, когда человек возмущенно восклицает: «Ну сколько можно тебе повторять!», жестикуляция ритмизует речь, усиливает ее. Наконец, выделяются жесты-регуляторы, которые помогают выстроить общение. Например, когда преподаватель слушает ответ студента на устном экзамене, он может подбадривающе кивать головой. Это не означает, что преподаватель полностью согласен с тем, что говорит студент, но он дает экзаменуемому понять, что его информация воспринята, что его внимательно слушают.

Жесты очень сложно комбинируются с речью. Некоторые реплики невозможно произнести без жестикуляции: фразу «Вот такая рыба!» интерпретировать без соответствующего размеру рыбы жеста руками очень сложно. А некоторые жесты, в свою очередь, могут сопровождаться паралингвистическими конструкциями — звуковыми сигналами, не имеющими отношения к языку, причем их употребление зависит от ситуации. Если мы прикладываем палец к губам, чтобы собеседник, к примеру, не разбудил спящего ребенка, то мы, как правило, не издаем звук «Тсс!», но если делимся секретом с другом, то это вполне допустимо.

На языке жестов общаются не только люди с ограниченным слухом

В Африке есть несколько жестовых языков: такой способ общения практикуют жители селения Адаморобе на востоке Ганы, помимо использования родного языка акан. Деревня была основана во второй половине XVIII века, и в ней рождалось множество детей с нарушениями слуха — предположительно, тогда и возник язык жестов. За два столетия он превратился в полноценную языковую систему, имеющую свою грамматику, строение слов и предложений, даже свои заимствования и, что может показаться удивительнее всего, фонетику. Хотя сегодня слабослышащих в Адаморобе всего 2%, люди продолжают общаться при помощи жестов.

Как речевые языки по всей планете используют гласные и согласные, так и жестовые языки мира имеют некоторые общие особенности. Но язык адаморобе довольно самобытен: в отличие от европейских и американских жестовых языков, он предпочитает отображать своими знаками суть понятия, а не его очертания. Жесты, используемые носителями адаморобе, выражаются вовсе не только руками: используются также ноги, плечи и мимические знаки. Некоторые знаки иконичны, то есть похожи на изображаемый предмет: например, «машина» обозначается вибрирующей струей воздуха, проходящей между неплотно сжатыми губами, как если бы автомобиль изображали играющие дети. Но не все знаки адаморобе такие, ведь носителям языка приходилось придумывать и обозначения для абстрактных понятий. Например, слово «позавчера» выражается с помощью губ, спрятанных во рту. В адаморобе есть и алфавит: набор определенных положений пальцев и кисти, которые воспроизводятся для обозначения сразу нескольких понятий в зависимости от движений руки, причем эти понятия могут быть весьма далеки друг от друга. Всего в языке адаморобе 360 таких знаков.

Неязыковые средства общения роднят нас с животным миром

Коммуникативные системы существуют не только у людей, но и у животных, которые тоже умеют передавать и получать информацию. Для разных видов актуальны разные сведения: например, муравьи из больших колоний передают сородичам, где находится пища, а самец соловья с помощью пения размечает границы своей территории и привлекает самок. Эти сигналы запускают у получателей информации определенную программу поведения: муравьи отправляются искать пищу, самка соловья осматривает участок и решает, вступать в контакт с этим самцом или лететь на поиски другого, в то время как другой самец выбирает, конкурировать ему за эту территорию или занять другую.

Неязыковые средства общения — мимика, позы, жесты, танцы, интонации, прикосновения и так далее — роднят нас с животными. Они могут сообщить о том, силен говорящий или слаб, весел или грустен, чувствует свою правоту или сомневается. Обладателя властной позы и осанки, доминантных интонаций люди часто неосознанно начинают слушаться, даже если им никто не говорил, что этот человек тут главный. Эти средства ориентированы на бессознательное, в то время как речь развилась в процессе эволюции как дополнительное средство коммуникации, ориентированное на сознание. Если невербальная коммуникация способна передавать только такие аспекты, как «сильный — слабый», «большой — маленький», «властный — подчиненный», «веселый — грустный», то язык может обозначать конкретную информацию, сообщать что-то новое: стоит ли делать топор из этого камня или нет, можно ли есть этот клубень или он ядовит, за какой дичью имеет смысл гнаться и так далее. Поэтому несловесный пласт коммуникации, хотя и не исчез совершенно, ушел на периферию общения.



Источник: postnauka.ru

Комментарии: