Восьмёрки на Луне |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-03-08 20:30 Часто, когда речь заходит о советских «Луноходах», вспоминают строку Владимира Высоцкого про «любимый лунный трактор». Впрочем, эти аппараты было бы точнее назвать не «тракторами», а «танкетками», ведь они создавались армейскими специалистами на основе технологий, имевших военное назначение. Именно поэтому многие подробности конструкции, испытаний и эксплуатации уникальных машин десятилетиями оставались засекреченными. Проект Е-8 Первый технически обоснованный проект планетохода, дистанционно управляемого с Земли, предложил кандидат технических наук Юрий Хлебцевич. В начале своей инженерной деятельности он занимался системами радиоуправления (в частности, для «антиракеты» И-32, которая должна была уничтожать вражеские баллистические ракеты). В 1953 году Хлебцевич перешёл в Московский авиационный институт, где получил возможность более или менее открыто излагать свои идеи. В статьях, которые публиковали молодёжные журналы, он рекламировал концепцию радиоуправляемой «танкетки-лаборатории» и доказывал, что её можно отправить в космос для изучения свойств лунной поверхности и поиска подходящего места для посадки будущего пилотируемого корабля. Хлебцевич снял небольшой любительский фильм, иллюстрирующий оригинальную концепцию, однако органы госбезопасности с подозрением отнеслись к инициативе и запретили инженеру выступать с публичными лекциями. В начале 1959 года все статьи по теме, готовившиеся к публикации, были изъяты. В то же время в Особом конструкторском бюро №1 (ОКБ-1) Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ), возглавляемом Сергеем Королёвым, начались работы над проектом Е. Столь лаконичное название проект получил по индексу блока Е – третьей ступени межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, ставшей носителем для первых советских спутников. В рамках проекта рассматривалось несколько типов телеуправляемых лунных аппаратов: Е-1 для попадания в Луну с доставкой на поверхность вымпела СССР; Е-2 для облёта Луны и фотографирования её обратной стороны с передачей изображения на Землю; Е-3 для детальной фотосъёмки лунной поверхности; Е-4 для попадания в Луну с применением термоядерного заряда. Не всё удалось сделать, как было задумано. Первый аппарат серии Е-1, получивший официальное название «Луна-1», успешно стартовал 2 января 1959 года, но пролетел мимо цели и вышел на гелиоцентрическую орбиту, став «искусственной планетой». Задачу попадания в ближайшее небесное тело решил аппарат Е-1А («Луна-2»), запущенный 12 сентября 1959 года. Обратную сторону Луны заснял Е-2А («Луна-3»), отправившийся в космос 4 октября 1959 года. Е-3 и Е-4 в исходном виде так и не были реализованы. В дальнейшем ОКБ-1 в сотрудничестве с Академией наук СССР предложило ещё несколько аппаратов в развитие программы: искусственный спутник Луны Е-5, посадочный модуль Е-6, дистанционный картограф Е-7 и планетоход Е-8. Последний поначалу рассматривался как средство для перемещения будущих космонавтов. Е-5 и Е-6 должны были отправиться к Луне ещё до конца 1961 года, но специалисты столкнулись с серьёзнейшими проблемами. Для реализации выхода на селеноцентрическую орбиту и мягкой посадки на лунную поверхность требовалось создать четырёхступенчатый вариант модифицированной ракеты-носителя Р-7А («Молния») с блоком И, заменившим Е, и блоком Л, запускаемым на околоземной орбите. Введение новой техники сопровождалось сбоями, из-за которых гибли готовые аппараты. Поэтому мягкую посадку на лунную поверхность удалось осуществить только 3 февраля 1966 года («Луна-9») – после одиннадцати неудачных попыток! Параллельно развивался проект планетохода Е-8. В конце 1959 года Сергей Королёв обратился к конструктору Жозефу Котину, прославившемуся созданием тяжёлых танков КВ и ИС, с предложением разработать «внеземное транспортное средство». В 1961 году были подготовлены три варианта шасси на основе гусеничного, колёсного и змееподобного движителей. Однако Котин, оценив масштаб предстоящих работ, отказался от реализации проекта, и все материалы перекочевали в НИИ автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения (НАТИ). В то же время к работам над Е-8 подключились учёные из Астрономического совета АН СССР, Научно-исследовательского радиофизического института, Геологического института, Пулковской, Крымской и Бюраканской обсерваторий. Коллектив НАТИ тоже не справился с задачей, и тогда проект взял на себя ленинградский «танковый» институт – ВНИИ-100 (будущий ВНИИТрансмаш), где шасси для планетохода, получившего индекс Л-2, начала конструировать специальная группа во главе с Александром Кемурджианом. 10 февраля 1965 года институт получил официальное решение Военно-промышленной комиссии (ВПК) с поручением приступить к проектированию будущих «луноходов». В марте 1965 года из-за высокой загруженности ОКБ-1 реализацией пилотируемой космической программы Сергей Королёв передал работы по беспилотным лунным аппаратам в ОКБ-301 Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина. Их возглавил опытный конструктор Георгий Бабакин. Подчинённый ему коллектив полностью пересмотрел существовавший план в пользу более тяжёлых аппаратов, которые могла вывести в космос только ракета УР-500К («Протон-К»), созданная в ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея. В июне 1966 года Бабакин направил Кемурджиану техническое задание, и через полтора года первый образец шасси был доставлен на его завод. Е-8 в варианте 1968 года представлял собой герметичный корпус с приборами, установленный на самоходное шасси. Корпус имел форму перевёрнутого усечённого конуса с выпуклыми верхним и нижним днищем. Верхняя поверхность корпуса использовалась как радиатор-охладитель системы терморегуляции, закрываемый на ночь крышкой с солнечной батареей. Для обогрева аппаратуры был применён радиоизотопный источник тепла, содержащий ампулы с полонием-210. Система электропитания, включавшая солнечную батарею и буферный серебряно-кадмиевый аккумулятор, обеспечивала бортовые системы постоянным током с предельным энергопотреблением до 1 кВт. Ходовая часть состояла из восьми мотор-колёс, причём каждое было ведущим. При необходимости любое колесо могло быть отключено от привода. Девятое мерное колесо расположили в кормовой части корпуса – с его помощью измерялся пройденный путь и коэффициент буксования. В носовую часть встроили иллюминаторы для объективов системы малокадрового телевидения (МКТВ), которая состояла из двух камер, дублировавших друг друга. Четыре панорамные телефотокамеры были попарно (вертикального и бокового обзора) установлены по бокам герметичного отсека, но работали только во время остановок. Для связи с наземными пунктами управления использовались три антенны: спиральная остронаправленная, конусная малонаправленная и штыревая. На поверхность Луны планетоход доставлялся ракетным корректирующе-тормозным модулем КТДУ-417 с собственной системой управления и четырьмя амортизированными опорами. После мягкой посадки производился подрыв пироболтов, которые удерживали Е-8 на модуле, и опускались две пары складывающихся трапов; при этом планетоход мог сойти на поверхность передом или задом (в зависимости от обстановки). Лунодром под Симферополем Движением планетоходов Е-8 нужно было управлять с Земли. В качестве основного места для этой цели загодя был определён Научно-измерительный пункт №10 (НИП-10), развёрнутый около села Кубанское Симферопольского района Крымской области, поблизости от трассы, ведущей в Евпаторию. В числе других НИПов он был возведён в соответствии с постановлением Совета министров СССР №1241-632сс от 3 сентября 1956 года, предусматривавшим создание Командно-измерительного комплекса (КИК) для управления «объектами Д» (тяжёлыми исследовательскими аппаратами типа «Спутника-3») и «объектами ОД-2» (беспилотными и пилотируемыми космическими кораблями типа «Восток»). На «горке», как называли московские гости в/ч 14109, обслуживавшую НИП-10, ударными темпами были построены технические площадки и жилой городок Школьное. Времени на «раскачку» не было: уникальное радиооборудование поставлялось с неотработанной («сырой») документацией и сразу вводилось в строй, поэтому представителям предприятий тут же приходилось обучать будущих операторов. Тем не менее, пункт не только отслеживал первые спутники, включая американские, и принимал информацию с лунных аппаратов, но и довольно быстро включился в управление межпланетными станциями и прототипами космических кораблей. В 1967 году главному конструктору НИИ-885 Михаилу Рязанскому поручили разработку аппаратуры для перехвата данных кораблей «Apollo», которые в то время готовились к полётам на Луну. Доктор технических наук Евгений Молотов вспоминал: «Предполагалось принимать с американских космических кораблей не только телефонную (голосовую) и телеметрическую, но и телевизионную информацию. Со всех этих кораблей принимались с хорошим качеством телефонные переговоры астронавтов с Землей и телеметрическая информация о состоянии бортовых систем. Принимаемый телевизионный сигнал имел низкое качество из-за недостаточного уровня энергетического потенциала радиолинии на базе 32-метровой антенны». Слежение велось за космическими кораблями экспедиций «Аполлон-8», «Аполлон-10», «Аполлон-11» и «Аполлон-12» с декабря 1968 г. по ноябрь 1969 г. Контрольный комплекс, созданный в короткие сроки <…> в кооперации с несколькими промышленными предприятиями, был готов к приёму сигналов с космических кораблей программы «Аполлон» в ноябре 1968 г. <…> Было решено включить в контрольный комплекс антенну ТНА-400 с диаметром зеркала 32 м, которая размещалась в Крыму, вблизи г. Симферополя. Она же позднее использовалась в качестве приёмной антенны радиотехнического комплекса «Сатурн-МС», обеспечивавшего управление советскими автоматическими космическими аппаратами для исследования Луны. <…> Отбор в группу управления Е-8 начался в мае 1968 года из числа молодых офицеров, занимавшихся системами космической связи. Среди сорока кандидатов были и военнослужащие НИП-10. Примечательно, что медкомиссию они проходили, как настоящие космонавты. Бортинженер Альберт Кожевников позднее рассказывал: «На наш НИП поступила телефонограмма с указанием отобрать людей, добровольцев, так сказать, в спецгруппу для работы с космической техникой. Для чего конкретно, где работать – из телефонограммы узнать нельзя было. Но магическая притягательность слов «космическая техника» сделала своё дело. <…> Институту медико-биологических проблем, куда нас сначала направили, пришлось с нами крепко повозиться. У них самих, как мне показалось, не было опыта в части специфики нашей будущей работы, а отбор делать нужно. Квалифицированные медицинские специалисты в течение месяца придирчиво оценивали наше общее физическое состояние, выносливость, возбудимость, долговременную и оперативную память, умение ориентироваться в пространстве, способность переключать внимание и быстро адаптироваться в неизвестных условиях и многое другое. И вот на наших глазах рождались тесты. Для начала прошлись по «тропе космонавтов». А тут и подоспела специфика – адаптивность зрения, цветоощущение, способность охватить одновременно много данных… Да, а для чего нас готовят, впервые услышал во время проверок. В самом общем виде… Но что такое луноход, узнал только во время встречи с Бабакиным». Всего отобрали четырнадцать офицеров, из которых сформировали три учебные группы: водители, штурманы и бортинженеры. Сначала они прослушали теоретический курс, затем приступили к практическим тренировкам. На территории НИП-10 были созданы пункт управления Е-8, спроектированный сотрудниками НИИ-885, и «лунодром» площадью 120 х 70 м. Здесь селенологи попытались воспроизвести участок лунной поверхности: срезали растительный слой, заменили его песчаным грунтом, вырыли воронки под «кратеры», насыпали возвышенности; затем весь участок покрыли евпаторийским ракушечником и покрасили в серо-чёрный цвет. В сентябре 1968 года туда прибыл технологический образец планетохода 108А с настоящим шасси и телекамерами. Разбившись на смены, офицеры начали тренировки. Водитель Вячеслав Довгань вспоминал: «Командиры и водители учились быстро оценивать обстановку, принимать решения на основании телеизображений, показаний приборов на пультах, данных телеметрии и коротких, односложных докладов штурмана и бортинженера. Водитель: «Вас понял. Первая, вперёд 2 метра». Командир: «Я – 103-й! Принято. Первая, вперёд!» Водитель: «103-й! Я – 101-й! Оценка обстановки: слева 15 – камень 20 на 40, на расстоянии двух метров; прямо – кратер полтора метра, на расстоянии трёх метров; справа – 45 кратер более двух метров, на расстоянии пяти метров. Решение – вперёд два метра». Пример доклада водителя командиру. Эти навыки также необходимо было выработать заранее. Отрабатывались периодичность, ритм докладов командира (позывной «103»), водителя («101»), оператора («102»), бортинженера («105»). В январе 1969 года по результатам тренировок сформировали два состава экипажа, а в НИП-10 юридически оформили создание «лаборатории для дистанционного управления автоматическими самоходными аппаратами типа луноход». Вероятно, несмотря на режим повышенной секретности, сведения о столь тщательной подготовке утекли вовне, и в народ пошла легенда о том, что где-то готовят отряд смертников, которым предстоит стать пилотами лунных аппаратов без возможности возвращения на Землю. Рекорды «Лунохода-1» Самый первый планетоход Е-8 №201 не добрался до Луны. Он был запущен с космодрома Байконур 19 февраля 1969 года и имел все шансы значительно опередить американскую экспедицию «Apollo 11», но подвела ракета «Протон-К»: на 52-й секунде полёта разрушился головной обтекатель, его обломки врезались в топливные баки, в результате чего произошёл взрыв. По итогам приоритет был отдан аппаратам Е8-5, создававшимся для сбора лунного грунта и автоматического возвращения образцов на Землю. Те из военнослужащих НИП-10, кто захотел остаться в экипажах, вошли в состав группы управления и анализа. Долгое время не было ясности, как сложится судьба планетоходов. И всё-таки правительство решило поддержать проект, чтобы хоть отчасти девальвировать в глазах мировой общественности успех американских астронавтов, разгуливающих по Луне. 10 ноября 1970 года ракета-носитель «Протон-К» вывела в космос станцию «Луна-17», в составе которой находился планетоход Е-8 №203. О назначении станции не рассказывалось до тех пор, пока 15 ноября она не совершила мягкую посадку в Море Дождей. Через два с половиной часа Е-8, получивший официальное название «Луноход-1», съехал с направляющих и приступил к выполнению программы. Начался сеанс работы №101 (1 – первый лунный день, 01 – первый сеанс связи). Управление аппаратом на Луне оказалось очень сложным делом. Две телекамеры стояли слишком низко; при этом работала лишь одна из них, вторая оставалась в запасе. Картинка была очень контрастной, без полутеней. Тем не менее, процесс шёл. Вячеслав Довгань рассказывал: «Я был так поглощён своей работой, что иногда чувствовал себя, как будто нахожусь на Луне. И единственное, что меня возвращало к реальности, это обязанность постоянного и непрерывного доклада. Было ощущение, будто я всё время разговаривал с собой или я разговаривал с луноходом. Надо отметить, что экипаж практически всю информацию, необходимую для управления луноходом, воспринимает опосредованно. Лишь плоскостное изображение лунного рельефа на телевизионном экране вносит элемент непосредственности. При этом водитель и командир могут оценить характер и величину препятствий на пути лунохода и расстояния до них. <…> Выполняя те или иные манёвры, мы анализировали не только взаиморасположение видимых на телеэкране образований лунной поверхности, но и тех препятствий (кратеров, камней), которые в данный момент уже были вне зоны нашей видимости, но ранее полученная информация прочно хранилась в памяти». Три первых месяца, помимо изучения лунной поверхности, «Луноход-1» выполнял ещё и прикладную программу: отрабатывал поиск района посадки для будущего советского космического корабля. Сначала аппарат продвигался на юго-восток. В конце третьего лунного дня направление его маршрута изменили на северо-западное. 20 февраля, по окончании четвёртого лунного дня, агентство ТАСС сообщило о полном выполнении первоначальной программы работ. Однако «лунный странник» не собирался «помирать», и учёным пришлось разрабатывать программу исследований ещё на один лунный день, потом ещё на один, потом ещё… 7 марта 1971 года, в начале пятого лунного дня, операторы «Лунохода-1» провели уникальный эксперимент – включили телекамеру и зафиксировали момент появления первых солнечных лучей. Во время дальнейшей работы кто-то вспомнил, что наступает Международный женский день. Свидетельствует Вячеслав Довгань: «…Вместе с нами работало немало женщин, которые осуществляли инженерное и техническое обеспечение. И на ночной сеанс придут на свои рабочие места ведущие специалисты Вера, Галя и врач Ида Викторовна. И тогда появилось неожиданное предложение: нарисовать на поверхности Луны цифру «8», снять панораму и снимки вручить женщинам. О своей затее, по понятным причинам, решили начальству не докладывать. Сказано – сделано. Во время сеанса движения по предварительному расчёту сделали две соприкасающиеся окружности (развернув шасси на 360°), отошли назад и увидели на экране задуманный узор. Это произошло 9 марта в 00 ч 13 мин. Убедившись, что всё получилось, сняли панораму, а фрагмент с теперь вечной «восьмёркой» вручили как необычный подарок женщинам. Космический автограф экипажа был принят с восторгом». Впрочем, ресурс «Лунохода-1» не был бесконечным. В сообщениях ТАСС описание состояния его систем сменилось с «нормального» на «удовлетворительное», а в начале двенадцатого лунного дня (30 сентября 1971 года) пришлось признать, что связь прервалась. Общее время активного функционирования аппарата составило триста земных суток – втрое больше запланированного времени эксплуатации! Сеансы связи проводились 157 раз; «Луноход-1» прошёл 10 540 м. Проблемы «Лунохода-2» «Луноход-2» (Е-8 №204) был модифицирован с учётом полученного опыта. Прежде всего, конструкторы прислушались к пожеланиям водителей и установили третью телекамеру на уровне роста человека, что расширило обзор впереди лежащей местности. Кроме того, была повышена частота передачи телевизионных изображений и существенно улучшена их чёткость. Кроме того, по предложению экипажа разработчики шасси ввели режим поворота на ходу, чего не было на первой машине. 8 января 1973 года «Луноход-2» отправился в космос в составе станции «Луна-21». Мягкую посадку станция совершила 16 января 1973 года в Море Ясности – в 172 км севернее места прилунения астронавтов корабля «Apollo 17». К сожалению, почти сразу выяснилось, что у нового аппарата отказала навигационная система. Экипажи потеряли возможность получать телеметрические показания по курсу, углам крена и дифферента, поэтому им приходилось работать «на глазок», ориентируясь исключительно по местному горизонту. Журналисты, присутствовавшие на сеансах связи, назвали происходившее «лунной акробатикой». Неожиданную помощь экипажам «Лунохода-2» оказали американцы. В конце января в Институте космических исследований (ИКИ) проходило обсуждение результатов и перспектив изучения планет Солнечной системы. В ней принимала участие и делегация из США. В перерыве заседания один из американских учёных подошёл к конструктору ракетно-космической техники Олегу Ивановскому и незаметно положил в карман его пиджака фотографию с крупномасштабным изображением лунного района, сделанным при подготовке полёта «Apollo 17». Хотя экипажам не рассказали о карте, они получали достаточно информации, чтобы уверенно вести машину вперёд. Им даже удалось побить рекорд по пройденному расстоянию, установленному предыдущим аппаратом: в течение пяти лунных дней «Луноход-2» прошёл около 42 км. Во время сеанса управления №411, который начался в ночь на 20 апреля, экипаж не заметил небольшой кратер – «Луноход-2» едва не свалился в него, и машину пришлось с особыми осторожностями выводить на ровную площадку. При этом открытая панель солнечной батареи задела внутренний склон кратера, и на её элементы насыпался грунт. Начал падать уровень зарядного тока, а сам аппарат перегревался. Связь с «Луноходом-2» окончательно прервалась 11 мая 1971 года. В 1975 году был изготовлен 8ЕЛ №205, который в литературе называют «Луноходом-3». Помимо прочих модификаций, он имел стереоскопическую телевизионную систему, установленную в поворотном гермоблоке, который размещался на выносной штанге. «Луноход-3» прошёл полный цикл наземных испытаний, однако все силы причастных конструкторских бюро в то время направлялись на проект доставки марсианского грунта. В результате аппарат отправился в музей НПО имени С.А. Лавочкина, где находится по сей день. Активная фаза советской программы изучения Луны была завершена в августе 1976 года запуском грунтозаборной станции «Луна-24». С тех пор ни один отечественный аппарат на ближайшее небесное тело не высаживался. В XXI веке эстафета перешла к китайцам – сейчас на обратной стороне Луны работает планетоход «Юйту-2», доставленный туда 3 января 2019 года станцией «Чанъэ-4».
Источник: warspot.ru Комментарии: |
|