Почему нам нравятся антигерои и что такое здоровая агрессивность? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-03-28 16:42 Мыслящие люди в большинстве своём всегда относились к человеческой агрессивности с осуждением или по крайней мере воспринимали её полезность с объяснимым скептицизмом. Считалось и считается, что разрушительные энергии, бушующие в самом основании нашего существа, необходимо подавлять и вытеснять, ведь они по самой своей природе губительны как для индивида, так и его окружения. Подобное видение, однако, представляет действительное положение вещей в крайне искривленной перспективе. Столь древний и абсолютно незаменимый биологический механизм выносится в нём за скобки, а его положительное содержание отбрасывается или же умаляется. Готовность к применению силы для защиты и расширения своего жизненного пространства есть между тем ключевое условие не только развития любого существа, но самого его выживания. Причина кроется в том, что границы как в обществе, так и в дикой природе существуют лишь до той поры, пока есть возможность их защищать. Они представляют собой контуры, образованные распределением силы и ожиданиями касательно возможностей её применения. На каждом шагу нас окружают люди, наглость и хищничество которых удерживается в неких рамках лишь осознанием издержек от их бесконтрольной демонстрации. Наша частная собственность, как и сама жизнь, обеспечена гарантиями по их насильственной защите со стороны государства или иной социальной системы, в которой мы находимся. Стоит этим гарантиям и контурам спасть, стоит ослабнуть цементирующему общество насилию и страху перед ним, как градус хаоса тотчас взмывает вверх и насилие становится из оградительного и конструктивного – тотальным. Описанная здесь ситуация ни в коей мере не является уникальной для человеческого вида, в действительности, она существует сотни миллионов лет и среди самых примитивных организмов. Даже воспеваемые поэтами и услаждающие наш слух трели соловьёв – как и других певчих птиц – являются в действительности чем-то вроде яростных боевых кличей или матерных баллад. Это средство обозначения ими своей территории, это заявление о готовности к борьбе и насилию, обещание таковых. Лишь оно держит в стороне основную часть претендентов и обеспечивает выживание и отбор лучших особей, удерживающих самые выгодные территории. Вопреки известному пацифистскому тезису, повторяемому Толстым, Ганди и Мартином Лютером Кингом, будто насилие порождает только насилие в бесконечном порочном круге, обратное представляется не менее верным. Нарушение меры, чрезмерно малая агрессивность столь же как чрезмерно большая, приводит к очень схожему результату и даже ещё быстрее – умножению хаоса и распаду всего социума. Когда вы или общество, в котором вы живёте, лишены здоровой агрессивности, это означает, что в ситуации давления вы склонны делать шаг назад. Это не только время от времени может повредить вашим коренным интересам – нередко вас продавливают до тех пор, пока вы не упираетесь спиной в глухую стену и становится совсем нечем дышать. Не зная границ своих физических, интеллектуальных, юридических и иных возможностей, не готовые и не умеющие проявить жёсткость, мы совершаем двоякое преступление. Во-первых, мы нарушаем свой долг перед самими собой и тем, кем мы могли бы стать, если бы не предавали своих подлинных интересов и не отказывались от них в угоду своей слабости. Укрепляя собственную привычку к покорности, принимая всё чаще и чаще то, что идёт вразрез с подлинными потребностями нашего существа, мы выхолащиваем свой потенциал. Все эти вынужденные шаги назад суммируются изо дня в день, из года в год и в конечном счёте приводят нас в точку, катастрофически отдалённую от места, где мы действительно хотели бы быть. Во-вторых, мы нарушаем собственный долг перед окружающими и обществом в целом. Мы лишаем их того положительного вклада, который мы бы сделали, если бы были тем, кем могли. Кто знает, как мог бы выглядеть этот мир, если бы люди не предавали себя и своих высших возможностей, какие проблемы мы могли бы решить, насколько лучше он мог бы стать? Однако и это ещё не всё – своим малодушием мы потворствуем чужому хищничеству, мы культивируем преступников, хамов, тиранов и диктаторов, которые процветают на почве людской бесхребетности. Доведённый до крайности общественный и индивидуальный пацифизм, попытки сделать из человека ручного зверька, как и противоположные устремления превратить людей в эгоистичных и бессердечных монстров, представляют собой опасные идеологии. Суть же идеологии, то есть навязываемого ложного сознания, состоит в том, что она рассказывает лишь часть правды, при этом полностью замощая собой оставшуюся половину и замазывая её толстым слоем лжи. За счёт этого упрощения, снятия неопределенности и сложности окружающего мира достигается психологический комфорт, поэтому идеологии так эффективны. Покупается этот комфорт, однако, дорогой ценой – ценой духовной и нравственной деградации и усилением фанатизма, к которому идеологическое мышление всегда склонно. В современном западном мире мы наблюдаем взрывной рост микроидеологий от культа политкорректности, феминизма и феминизации мужчин до гендерного плюрализма. Их объединяет лейтмотив отрицания границ, неприятие дискриминации, неравенства и агрессивности даже в их самых необходимых и здоровых формах. Вместе с тем человеческая психика куда мудрее и древнее любых порождаемых умом чудищ. Она непременно формулирует запрос на недостающую противоположность. Этим объясняется, к примеру, феноменальная популярность в феминизированных политкорректных обществах «50 оттенков серого», как и других историй о мужском сексуальном доминировании. Вопреки подчеркнутому рациональному отрицанию определённых форм взаимоотношений (а может быть как раз в силу этого отрицания), коллективное бессознательное пытается выровнять перекошенный баланс, реализовать имеющиеся в нём потребности хотя бы в художественной форме. Славой Жижек однажды выразился в том духе, что хотя идеи современного мира – либеральны, его мечты – фашистские. В определённом смысле это неизбежно. Фашизм представляет собой агрессивную и дискриминирующую упорядоченность, и поэтому в любом обществе, которое тяготеет к культурной хаотичности, к пацифизму и равноправию следует ожидать активизации «фашистских» аспектов человеческой психики. Через эту призму следует толковать часто наблюдаемую симпатию людей к харизматичным антигероям и к злодеям (как всамделишным, так и вымышленным), равно как тягу девушек к «плохим парням». Люди чувствуют, что в этих персонажах, сколь бы они ни были достойны осуждения, есть всё-таки нечто важное и притягательное, древнее и полезное, со штампом качества, проставленным сотнями миллионов лет эволюции. И они совершенно в этом правы. У них есть зубы – которых, как их почитатели прекрасно знают сами, частенько не хватает им самим. Они не боятся пробивать границы правил и норм, упорно идут до конца в преследовании собственных интересов и уверенно ставят их впереди, не поддаются давлению и устойчивы к колебаниям. Очарование зла и разрушительности вообще, ставящее многих знатоков душ в замешательство, объясняется интуицией в положительный потенциал агрессивности и слепотой в отношении результатов, порождаемых её злоупотреблением. Агрессия не есть нечто дурное. Агрессия не есть также нечто хорошее. Как и любой инструмент, она может быть применена в разных контекстах и с разными результатами, и это ответственность каждого из нас проявить благоразумие при её использовании. Карл Густав Юнг, формулируя свою теорию развития личности – теорию «индивидуации», справедливо заметил, что личный рост обязательно подразумевает интеграцию собственной Тени. Под ней он понимал всё то в нас, чего мы боимся и отрицаем, в том числе присущую человеку разрушительность. Юнг, однако, был несколько туманен в том, что именно эта интеграция означает, и его можно понять в том смысле, будто мы должны примириться с негативным, деструктивным и регрессивным внутри нас и не бояться давать ему контролируемый выход. Правильным видением положения вещей, однако, представляется скорее следующее. Интеграция Тени предполагает, что мы первым делом должны уметь идентифицировать собственные слабые и сильные стороны, склонности, желания и возможности. Нашей следующей задачей является формирование с их учётом единой иерархии ценностей и целей, причём так, чтобы названные свойства служили их реализации, были встроены в эту систему, а подрывное влияние наших слабостей и пороков было ей максимально ограничено. Неинтегрированная личность пребывает в состоянии опасного внутреннего разлада. Отдельные её части не уравновешивают друг друга – не связанные иерархией, они пребывают в контрпродуктивном борении или же бесполезно повисают в воздухе (как подавленная агрессивность некоторых людей). При таком состоянии личность зачастую находится в шизофреническом расколе. Её внешнее поведение и мировоззрение, например, стоит в остром противоречии с инстинктами и желаниями. Именно на лечении таких персонажей в XIX веке возникла психология как наука и как практика. Начиная с Фрейда, она видела своей целью именно сведение воедино этих отколотых друг от друга частей. В практике Фрейда и в условиях чопорной европейской культуры той поры (с подавленными сексуальностью и агрессивностью) это означало в первую очередь высвобождение из бессознательного в сферу осознанного инстинктов влечения, либидо, чем и объясняется психоаналитическое преувеличение роли сексуальности в человеческой психике. Привыкшие к отрицанию существенных частей своего «Я», привыкшие также к покорности, но внутренне восстающие против неё индивиды доводились создаваемым внутренним напряжением до неврозов и психозов. Единственным способом излечить их была помощь в обретении здоровой цельности, чего различные психологические школы достигали различными же путями. Выводом из изложенного является то, что если мы заинтересованы не только в подлинном личностном развитии и успехе на избранном поприще, но и просто в душевном здоровье, в наших интересах – интегрировать свою Тень. В первую очередь это касается здоровой агрессивности, точные меру и очертания которой проблематично сформулировать в общей форме, ибо они определяются требованиями конкретной ситуации. В качестве лаконичного ориентира, однако, можно предложить следующий принцип: всегда следует стремиться к причинению минимального объёма вреда и применению минимального объёма силы, достаточных для защиты и расширения своего жизненного пространства. Описанное здесь ни в коей мере не является проповедью насилия, а скорее формулировкой неотъемлемого принципа выживания и развития живого существа – закона столь же древнего, что и сложные формы жизни, независимо от человеческого желания или нежелания его признавать. Наконец, нельзя забывать, что как в дикой природе, так и в цивилизованных обществах зримое обладание силой является лучшей гарантией от ситуаций, когда ей придётся воспользоваться, то есть скорее антидотом против насилия, нежели его проводником. Именно поэтому детей во все эпохи учили в большинстве случаев давать отпор хулиганам и отрастить себе какие-нибудь зубы – для их собственной безопасности. Если окружающие понимают, что цена конфликта с вами высока, что вербальное или невербальное столкновение с вами может превратиться для них в публичную порку, они куда менее склонны принимать в нём участие и ставить вам палки в колёса. Мы не должны бояться оказывать сопротивление и прилагать давление, и нам не следует путать безобидность с добродетелью, а неспособность к применению силы с нравственностью. Между ними нет ничего общего. Кролик не добродетелен, он просто безобиден – он не в состоянии причинить никому вреда. Добродетельным является только волк, который знает, когда нужно держать свои челюсти сомкнутыми, одновременно сознавая, что он может этого и не делать. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|