Когнитивные искажения в образовании

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Когнитивные искажения — это ошибки в мышлении, которые мы делаем автоматически, по вине стереотипов и укоренённых убеждений, из-за ложных допущений, по причине нарушения аналитических функций. Результатами таких ошибок становятся неточные суждения, нелогичное поведение и иррациональные поступки.

В некоторых случаях эти искажения дисфункциональны. То есть мешают адекватному взаимопониманию, оценке себя и окружающих, усвоению информации, и, в конечном счете, снижают качество жизни. Мы собрали примеры автоматических мыслей, которые ставят палки в колеса во время учёбы, воспитания и самообразования. Возможно, в будущем вам будет легче не попасть в ловушку стереотипов.

ГАЛО-ЭФФЕКТ ИЛИ «ЭФФЕКТ ОРЕОЛА»

В этом случае одна яркая черта человека затмевает остальные. В итоге суждения, связанные с этой главной особенностью, распространяются и на другие сферы. Из-за «ореола» ученики, которые зарекомендовали себя хорошо в выполнении определённых заданий, часто получают отличные оценки и за упражнения, в которых совсем не блещут, в том числе и по другим предметам. Так получаются «отличники по инерции», которым потом трудно приходится на независимых экзаменах.

Ещё более обидный гало-эффект касается внешней привлекательности. В ходе эксперимента, который проводили с американскими учителями исследователи Маргарет Клиффорд и Элайн Хатфильд, выяснилось, что дети, наружность которых традиционно считают симпатичной и милой, казались более успевающими. То же касается и обратного варианта — «слишком симпатичные» молодые люди и девушки могут казаться менее умными. При этом соответствие бытующим стандартам красоты никак не влияет на способность быть дельным человеком.

  • Как бороться. Если вы преподаватель, попробуйте отделить конкретные результаты от предыдущих заслуг, достижений в не связанных областях и личных качеств. Оценивайте не людей, а их успехи. Не нужно закрывать глаза на то, что вчерашний отличник не справляется с каким-то видом заданий — попробуйте выяснить, в чём проблема.

Несправедливо завышенные оценки приносят столько же вреда, что и заниженные.

Случается и так, что успехи ученика, от которого вы по каким-то причинам уже ничего хорошего не ждёте, остаются незамеченными. Нужно понять, а почему, собственно, вы ничего не ждёте? Может быть, именно это убивает его инициативу?

Если же вы стали жертвой предубеждения, помните, что это никак не должно влиять на вашу самооценку: учителя тоже ошибаются. В то же время, не стоит путать дискриминацию с собственной ленью. Само собой, каждые родители считают, что их ребёнок «не такой», что его не оценивают по достоинству. Чтобы разобраться, действительно ли к вам несправедливы, или вы увлеклись перекладыванием ответственности, достаточно задать себе вопрос: «Готов ли я обратиться к объективному эксперту, чтобы отстоять свои знания?».

«ПРОКЛЯТИЕ ЗНАНИЯ»

Этот вид искажения очень мешает преподавателям, школьным учителям и тренерам — вернее, их ученикам. Часто нам кажется, будто задание лёгкое, а решение — очевидное. При этом ученик, которому всё далеко не так ясно, кажется учителю отстающим, а то и вызывает раздражение: «Ну как этого можно не понимать?».

Наш разум устроен таким образом, что, поняв и усвоив что-то, нам трудно вернуться назад, к своему прежнему незнанию.

Проблема понимания вообще является животрепещущей темой когнитивистики и гносеологии. При освоении какого-то навыка мы сперва не понимаем, как это вообще кому-то под силу, потом пытаемся повторить, неоднократно ошибаемся и долго исследуем методологию, делая неожиданные открытия. Потом появляются автоматизм и свободное владение инструментарием, зарождается желание импровизировать. Тут-то люди обычно и начинают учить других. Но ведь эти другие вовсе не обладают такой свободой!

  • Как бороться. Когда «обременённость знанием» мешает, попробуйте мысленный эксперимент, возвращающий к тем временам, когда вы сами только учились. Немного отстранитесь от своей теперешней личности, знаний и умений. Представьте себя «чистой доской», словно вы в первый раз видите эти цифры, книгу или спортивный снаряд.

Если воображение упрямо уверяет, что вы всегда легко справлялись с этим, попробуйте представить что-то до сих пор не освоенное. Например, вы не умеете ездить на велосипеде. Наверное, вам должно казаться, что сохранять равновесие просто невозможно. Вот так видит незнакомый материал ваш ученик. Ему пригодится помощь — только не с Олимпа недостижимого опыта, а от того, кто готов исследовать и удивляться вместе с ним.

«ЛОЖНАЯ ТЕЛЕПАТИЯ»

«Чтение мыслей» — частный случай проективного искажения, при котором мы бессознательно ожидаем, что у других на уме то же самое, что и у нас. Такому заблуждению подвержены неуверенные в себе подростки, которым кажется, что одноклассники только и делают, что их обсуждают (выбирая именно то, что хотелось бы сохранить в тайне), а учителя считают их глупыми. Уверенность, будто «родители думают, что я не справлюсь» способна действительно повлиять на успехи. Учителям и родителям свойственна мысль «он делает это мне назло!», хотя ребёнок понятия не имеет о такой своей мотивации.

Не придумывать чужие мысли — важный для адекватного восприятия навык.

  • Как бороться. Убеждения, которые субъект приписывает другим, часто принадлежат ему самому. Поэтому, если ребёнок уверен, что учителя считают его глупым, имеет смысл разобраться, почему он вообще применяет к себе такое слово. Что именно у него не получается? Как это исправить? Неясные опасения сразу перейдут в конструктивное русло.

Чтобы не попадаться в ловушку проекций относительно детей, не стесняйтесь искренне общаться.

Никогда не слушайте советов довериться «преподавательской интуиции», «родительскому чутью» или ещё какой-нибудь тайной силе. Обращение к иррациональному призвано оградить человека от реального пересмотра установок, хотя никакая интуиция не заменит честного разговора напрямую. Этот подход приводит к тому, что картина мира становится мифологизированной и стереотипной. В результате спустя годы ребёнок скажет вам такое, что волосы встанут дыбом: оказывается, вы совсем не знали его подлинных интересов и жизненных ценностей.

КАТАСТРОФИЗАЦИЯ

Это уверенность, что неудачи, с которыми мы столкнулись или можем столкнуться, так велики, что их нельзя выдержать. При этом мы обычно не уточняем сами для себя, что это такое — «нельзя выдержать». Яркий пример — страх перед экзаменами. Если ЕГЭ будет сдан на меньший балл, чем нужно, то... Дальше обычно делают страшные глаза и многозначительно молчат, давая возможность представить самое худшее стечение обстоятельств. Сама возможность не поступить в желаемый вуз рассматривается как катастрофа. Хотя на деле это стало бы всего лишь изменением планов.

Психолог Ричард Лазарус, называя катастрофизицию в числе других видов искажений мышления, определяет её как ситуацию, при которой значение негативного события завышено или усиливается. Согласно эксперименту Лазаруса, в случаях, когда стресс зависит от оценки угрозы, а её вред переоценён, стрессовые реакции можно свести на нет, отвлекая человека от ситуации.

  • Как бороться. Если посмотреть объективно, ужас оказывается преодолимым. Не поступишь в этот вуз — поступишь в другой. В некоторых странах вообще есть практика отложенного поступления, чтобы молодой человек мог год позаниматься самообразованием, волонтерской работой, освоить рабочую профессию прежде, чем заниматься науками. Значит, есть разные способы относиться к образовательной гонке. Источником огорчений является не ситуация как таковая, а массовая истерия.

Также важно не впасть в обратную крайность, обесценивание переживаний. Само собой, для абитуриента его экзамены и поступление сейчас — главная проблема, а его чувства — настоящие и глубокие. Катастрофизация и не предполагает выдумывания проблем на пустом месте, это раздувание значимости объективно существующих проблем. Но по сравнению с бедами детей, вообще не имеющих доступа к образованию, эти печали не так уж велики. Объясните ребенку, что его личностная ценность не зависит от результатов экзаменов, а проблемы решаемы. Или примените классическое «Будет ли тебе это важно через десять лет?».

YouTube1:57

«РАНЬШЕ БЫЛО ЛУЧШЕ»

Это высказывание связано с целым ворохом искажений мышления. Согласно экспериментам, люди больше склонны верить информации, которую получают первой — даже если потом получили опровержение. Такой вид ошибки характеризуют как «устойчивость дискредитированных убеждений». Убеждения, один раз отпечатавшиеся в нашем сознании, всё равно продолжают оказывать влияние, и отказаться от них довольно трудно.

Согласно другим экспериментам, впечатление оказывается более положительным, когда кого-то характеризуют как «умного, трудолюбивого, импульсивного, упрямого, завистливого», чем когда эти же слова даются в обратном порядке. Мы склонны расстраиваться из-за потери чего-либо больше, чем радовались бы от обретения того же самого. Словом, к новому мы относимся настороженно, это часть механизмов инстинктивной защиты, которые достались нам от предков. Даже обновление ПО становится для многих стрессом.

Лоренц и следующие за ним гуси.

Этолог Конрад Лоренц, исследуя импринтинг животных, выяснил, что гусёнок, родившийся на свет, принимает первый же объект за маму-гусыню. Так проявляется адаптивное поведение, которое позволяет животным перенимать повадки. В ходе испытаний утята следовали за животными других видов, заводными игрушками и самим Лоренцом. В отличие от предыдущих ссылок на исследования, это, конечно, метафора, а не релевантный эксперимент. Тем не менее, справиться с преклонением в отношении первого и прежнего людям тоже удаётся не всегда. Еще древние вавилоняне жаловались глиняным горшкам, что молодые люди «злокозненны, нерадивы и не похожи на молодёжь былых времен».

Само собой, ваши сверстники были лучше нынешних детей, прежние ученики — умнее, старая форма экзамена — удобнее... А мороженое когда-то стоило 48 копеек и было по-настоящему вкусным!

  • Как бороться. Как и остальные виды необъективности, это искажение преодолевается рационализацией. Составьте список плюсов и минусов новой и старой методики, программы, события. Чтобы не дать себе погрузить новое в пучину минусов, введите чёткие параметры для оценки: практичность, удобство, экономия времени — всё, что посчитаете важным. Смиритесь с тем, что в жизни всё может измениться. Главное — понимать, что из новшеств способно принести реальный вред, а что просто невротизирует, поскольку вы на какое-то время теряете знание и контроль.

Рефлексировать о собственном мышлении трудно, потому что предмет и объект в данном случае совпадают. Застать механизмы собственного сознания за работой — это словно увидеть код вместо интерфейса или обнаружить сложную механическую систему за театральными декорациями.

Однако, в отличие от машин, мы способны изменять программу действий, предприняв сознательное волевое усилие. Это означает, что искажения в мышлении поддаются коррекции. Чуть-чуть поразмыслив и задав себе вопрос «а почему, собственно, я так себя веду?» можно перестать беспокоиться и сделать границы своего мира немного шире.


Источник: newtonew.com

Комментарии: