Философия русского космизма

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-03-02 19:05

Философия ИИ

Космизм — ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу. С точки зрения философии, понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школ Древней Греции (киники, стоики).

С точки зрения науки, космизм подразумевает космогонию — использование теорий о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной Фридмана, разлетающихся галактик Хаббла (XX век), теории относительности Эйнштейна и других.

Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определенную эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира.

Некоторые философы находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира и их позитивный потенциал для разработки новой метафизики как философского основания нового этапа развития науки. Сторонники видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры. Приверженцы считают космизм оригинальным плодом русского разума, существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой предполагается укорененным в уникальном русском архетипе «всеединства».

Философы

Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Сформулировал базисную идею, составляющую парадигму русского космизма: Мир (включая жизнь и человечество) есть закономерно эволюционирующая система. Философия Федорова является синтезом православно-религиозной метафизики и теоретических идей естествознания. Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.

Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817—1903). Разработанное им «Учение Всемира» являлось синтезом философии Гегеля и дарвинизма. По Сухово-Кобылину, человечество проходит в своем развитии три стадии — теллурическую, солярную (когда происходит расселение землян в пределах солнечной системы) и сидеральную (проникновение человечества в дальний космос).

Ученые

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.

Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) — биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.

Иван Антонович Eфремов (1908—1972) — писатель-фантаст, палеонтолог с мировым именем, социальный мыслитель. Создатель тафономии, внёс огромный вклад в развитие научной фантастики, оказал влияние на судьбы многих людей — учёных, писателей, космонавтов. Рассматривал эволюцию жизни от примитивных форм к человеку и эволюцию социума от первых проблесков разума до создания гуманистического коммунистического общества и неизбежного выхода человечества в межзвёздный космос как единый процесс восхождения, подчиняющийся универсальным диалектическим законам.

Книги

1. К. Э. Циолковский «Космическая философия» (2004)

2. К. Э. Циолковский «Грёзы о Земле и небе (сборник)» (1986)

3. В. И. Вернадский «Биосфера и ноосфера» (2004)

4. «Русский космизм: Антология философской мысли» (1993)

5. А. П. Огурцов «Философия русского космизма» (1996)

6. А . В. Сухово-Кобылин. Философия духа или социология (отрывки)

7. Книги Ивана Ефремова

1. К. Э. Циолковский «Космическая философия» (2004)

Константин Эдуардович Циолковский — российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики.

Космические полеты и ракетостроение были главными исследованиями, которым он посвятил свою жизнь. Но говорить о Циолковском только как об отце космонавтики — значит обеднить его вклад в современную науку и технику.

Предлагаем читателю познакомиться с «космической философией» Циолковского, с его взглядами на вопросы этики, основы нравственности, устройство общества и многое другое. «...хочу быть Чеховым в науке: в небольших очерках дать серьезное логическое познание наиболее достоверного учения о Космосе». И пусть его теория о вечной юности Вселенной, о совершенном Разуме окажется так же верна, как предсказание о том, что «...математика проникнет во все области знания», как работает сегодня разработанный именно Циолковским принцип движения на воздушной подушке.

2. К. Э. Циолковский «Грёзы о Земле и небе (сборник)» (1986)

В книгу основателя космонавтики и ракетоплавания К.Э. Циолковского вошли его научно-фантастические произведения «На Луне», «Вне Земли», «Жизнь в межзвездной среде», а также философско-художественные работы, высказывании о будущем.

3. В. И. Вернадский «Биосфера и ноосфера» (2004)

В книгу включены наиболее значимые и актуальные произведения выдающегося отечественного естествоиспытателя и мыслителя В. И. Вернадского, посвященные вопросам строения биосферы и ее постепенной трансформации в сферу разума — ноосферу.

Трактат «Научная мысль как планетное явление» посвящен истории развития естествознания с древнейших времен до середины XX в. В заключительный раздел книги включены редко публикуемые публицистические статьи ученого. Книга представит интерес для студентов, преподавателей естественнонаучных дисциплин и всех интересующихся вопросами биологии, экологии, философии и истории науки.

В сборник вошли следующие произведения:

«Монизм Вселенной», «Споры о монизме», «Причина космоса», «Воля вселенной», «Неизвестные разумные силы», «Животные космоса», «Самозарождение», «Нирвана», «Ум и страсти», «Любовь к самому себе, или истинное себялюбие», «Горе и гений», «Гений среди людей», «Двигатели прогресса», «Научная этика», «Очерки о Вселенной».

4. «Русский космизм: Антология философской мысли» (1993)

Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и обрести бессмертие? Этот вековечный вопрос-мечта землян — в центре внимания представителей уникального космического направления философской мысли России. В первую антологию русского космизма включены работы А. В. Сухово-Кобылина, Н. Ф. Федорова, Н. А. Умова, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, А. К. Горского, Н. А. Сетницкого, В. Н. Муравьева и других выдающихся русских мыслителей XX в. Издание иллюстрировано, снабжено аналитической вступительной статьей, предисловиями к текстам и примечаниями.

5. А. П. Огурцов «Философия русского космизма» (1996)

Русский космизм — богатое традициями философское направление в культуре России. Оно объединяет не только философов, но и естествоиспытателей, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Но даже само существование «русского космизма” как философского течения вызывает в наши дни острые дебаты. Эти споры ведутся и на страницах подготовленного в Институте философии РАН сборника, где сосуществуют альтернативные подходы к этому философскому направлению. Сборник по своему замыслу полифоничен: одни видят в философии русского космизма достойное и представительное философское течение, другие — форму неоязычества, выступавшего против православия, третьи — натурализацию религиозных догматов и мифологем, четвертые — ответ на актуальные запросы естествознания и предвидение новых парадигм и в философии, и в науке. Читатель имеет возможность сопоставить различные взгляды на такое сложное и многокрасочное явление как философия русского космизма и определить свое отношение к нему.

7. Книги Ивана Ефремова (архив fb2): vk.com/wall-52526415_42003

Материал подготовлен сообществом

Комментарии: