Абстракция и тумбочки

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-03-06 18:40

Работа разума

Допустим, вы решили обзавестись новой мебелью, например тумбочкой. Прямо сейчас вы можете позвонить мебельщику и сказать: «Сделай мне тумбочку» и получить завтра «что-то», и этот результат определенно будет тумбочкой.

Это тумбочка

Но можете немного вникнуть в детали, а затем сказать: «Мне нужна тумбочка размерами X-Y-Z», что уже лучше.

Можете еще глубже погрузиться в детали: описать цвет, текстуру, материалы, фурнитуру, способ установки, разбивку внутреннего пространства и даже способы скрепления отдельных частей друг с другом.

И это тоже тумбочка

Так какая же тумбочка вам нужна?

Вам невероятно повезло, что вы знаете слово «тумбочка» и мебельщик тоже знает слово «тумбочка» — и вы друг друга хоть как-то понимаете. Это значит, что в вашей голове и в голове мебельщика имеется «нечто», что вы именуете «тумбочкой» (ассоциация).

Представьте другую ситуацию: вы звоните мебельщику, и на звонок отвечает молодой и неопытный подмастерье. В таком случае в процессе всё той же просьбы «Сделай мне тумбочку» могут возникнуть затруднения. Например, подмастерье может спросить: «А что такое тумбочка?»… Он не понимает, о чём вы говорите. У него даже нет никаких ассоциаций с этим словом.

Не спешите мысленно душить юнца, а подумайте вот о чём:

Представления различных людей о различных объектах/явлениях/процессах/словах/etc. могут очень сильно отличаться, а у некоторых отсутствовать вовсе.

В слове "тумбочка" на самом деле скрыт десяток лет воспитания и взросления человека, причем в определенном обществе. Ибо ваша тумбочка и тумбочка соседа таки может оченьсильно отличаться. В данном случае само слово — это всего лишь указатель на место объекта в памяти. А сам объект — это дикая абстракция над абстракцией. И все еще неизвестно, где же в нашей голове предел сложности и финальные элементы декомпозиции "тумбочки".

 

Возможно создать язык, который не будет подвержен интерпретации. Примеры таких языков — язык математической логики или химических формул.

Для того, чтобы умело описывать ваши представления, необходимо научиться балансировать между абстрактным и конкретным. И с этим может помочь приём декомпозиции. Но для начала определим сами термины:

?«Абстрактная тумбочка»

  • Абстрактное понятие — определение, несущее в себе какое-либо смысловое значение, информацию, но при этом лишенное какой-либо конкретики и целевой направленности, из-за чего имеет двоякое значение и может быть воспринято каждым по-разному.
    Форма абстрактного понятия: установить сложно, т.к. из-за отсутствия конкретики дает простор для самостоятельной интерпретации в соответствии с накопленным опытом и ассоциациями отдельного индивида.
    Примеры абстрактных понятий: слова «идеализм», «патриотизм», «храбрость», «душа», «слава», «божественный», «красивый», «настоящий» — на любое из них найдется куча определений, большинство из которых будут по большей части философские и общепринятого значения им просто не существует. Поэтому можно сказать, что эти слова — абстрактные, то есть могут быть поняты по-разному в зависимости от угла обзора и от самого смотрящего.

Таким образом, абстракция — это смоделированный в вашей голове образ некоего объекта или явления реального мира, откидывающий незначительные детали, не играющие существенной роли в данном приближении.
Уровень абстракции — это ступень приближения. Чем детальнее мы опишем что-либо, тем выше вероятность того, что описание будет иметь достаточно низкий уровень абстракции, чтобы быть понятным другому человеку.

Предложение «Сделай мне тумбочку» содержит в себе слишком высокий уровень абстракции. Вероятно, у себя в голове вы уже представили «идеальную тумбочку», но представить — это не то же самое, что описать. В описательном уровне, при общении с другим человеком, вы используете инструмент — язык. Являясь условием общения и регулируя деятельность человека, язык ограничивает наши описательные возможности, поэтому нам всё время приходится откидывать различные детали и говорить в общепринятом контексте (выражаться абстрактно). К тому же, абстрактные описания требуют меньше энергетических затрат со стороны мозга. Конкретика же требует дополнительных усилий.

?«Конкретная тумбочка»

  • Конкретное понятие — понятие конкретно, если оно содержит большое количество признаков. Конкретными, в частности, являются частное и единичное понятие (последнее предполагает пространственно-временное положение). Конкретный объект — единичный объект с ясно определёнными признаками. Пример конкретного объекта — Луна.
    Форма конкретного понятия: установить легко — достаточно указать пальцем на подразумеваемое понятие/явление/объект. Уровень абстракции у конкретных понятий будет очень низким, так как это слова, называющие предметы, факты, явления реальной действительности, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счёту или измерению.
    Примеры конкретных понятий: «хлеб», «город», «звезда», «нос», «глаз», «человек», «сантиметр», «метр», «пять», «шесть». Конкретные имена существительные обычно имеют соотносительные формы по числу и употребляются в ед. и мн. ч. (например, университет – университеты, человек – люди).

У конкретных понятий всегда можно найти физический референт: если это город, то какой город? Если это звезда, то какая звезда? Обычно конкретные понятия существуют во времени и достаточно стабильны для того, чтобы достигнуть высокого уровня конкретики («чёткое описание»). Например, понятие «хлеб» достаточно долго находилось в человеческом обществе, чтобы со временем закрепить за ним конкретный образ, конкретный физический референт. Понятия исчислений вроде «пятеро» или «шестеро» также имеют высокий уровень конкретики — и мы понимаем это, благодаря учениям из математики и примерам из реального мира. Нам не нужно постоянно пропагандировать конкретику понятий «один», «два», «пять» или «шесть» — достаточно несколько раз связать эти слова с реальным миром, и они обретут конкретный смысл для индивидуума.


Маттерхорн — пример единичного конкретного объекта с пространственно-временным положением. Его можно ощутить/точно описать/измерить.

Так, фраза «Я вижу перед собой пять метров дороги» достаточно конкретна для того, чтобы другой человек понял вас с наименьшим уровнем интерпретации, ведь в этой фразе низкий уровень абстракции: дорогу можно показать, увидеть и измерить линейкой, отмерив ровно пять метров.

Однако для ребёнка, как и для нашего новичка-подмастерья, все эти слова не будут иметь никакого смысла, если не указать на тот самый физический референт. Вот почему он так важен в обучении и в становлении восприятия человека. Если забывать про физический референт, то восприятие индивидуума может обрасти высоким уровнем абстракции. И тогда он будет использовать свой язык очень индивидуальным образом. Например, он может сказать: «Я ощущаю, как через меня проходит божественная благодать». В этих словах отсутствует конкретика, и если человек не может указать пальцем на физический референт того, что он подразумевает под «божественной благодатью» или же «как именно он ощущает» (как это можно зарегистрировать? каким прибором измерить?), то он выражается слишком абстрактно, и другие люди не смогут выстроить никаких предположений касательно того, что же человек пытается сообщить.

Но что, если вы не можете «указать пальцем» на вашу тумбочку? У вас существует некая «модель» в вашей голове, но сообщить об этом мастеру доступным для него образом вы не можете? Время обратиться к вспомогательным инструментам.

Вам нужна декомпозиция тумбочки

Декомпозиция — это разделение целого на части. Также декомпозиция — это научный метод, использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых.

Декомпозиция, как процесс расчленения, позволяет рассматривать любую исследуемую систему как сложную, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть расчленены на части. В качестве систем могут выступать не только материальные объекты, но и процессы, явления и понятия.

Итак, каким образом вы могли бы действовать в современных реалиях, чтобы описать мастеру вашу тумбочку? Быстрый, но не самый точный способ — это воспользоваться поиском. Звучит банально, но огромное количество людей не умеют искать подсказки в виде уже готовых и стандартизованных образов, моделей, etc. С этим могут помочь, например, Google картинки. Но так вы не сможете передать «свой, уникальный» образ тумбочки в голове — он будет вытеснен тем, что вам предложит поисковая выдача.

Ещё один способ — не самый быстрый, но уже более точный: разговаривать с мастером на языке мастера. Да, тут вам придётся освоить чертёжную программу и смоделировать технический рисунок. Как вы помните, конкретика требует дополнительных усилий. В итоге такая программа сможет предоставить вам необходимую среду для того, чтобы вы сконвертировали (преобразовали) образ из вашей головы в физический референт (в данном случае, в конкретный чертёж), который также будет доступен к пониманию и многих других людей:

Пример декомпозиции тумбочки, на котором видны общие формы и признаки того, как именно будет выглядеть конечное физическое изделие

Выводы

Научившись умело балансировать между абстрактным и конкретным, вы сможете «извлекать» образы из вашей головы и в более доступной форме «доносить» ваши представления окружающим. Уменьшение уровней абстракции приводит к более плодотворным дискуссиям, и в большинстве случаев человечество придумало уже множество инструментов, которые бы помогали справляться с этой задачей. Например, такие понятия, как «логика», «физика» или «математика» помогут вам лучше справляться с решением задач и формулировать суждения, чем «религия», «патриотизм» или «хиромантия», т.к. понятия из первой группы имеют огромное количество конкретных физических референтов в реальном мире.

Важно понимать, что не существует никакого «по-настоящему конкретного понятия» или «по-настоящему абстрактного понятия». Есть мы — интерпретаторы входящей информации, и есть вспомогательные инструменты (конкретика и абстракция), которые мы можем представить в виде микроскопа. Применяя такого рода «микроскоп», мы можем увеличивать (конкретизировать) или уменьшать (абстрагировать) масштаб рассматриваемых понятий.

В заключение: умвельт

Умвельт – это особый мир восприятия и действия, тот мир, который строит себе всякий биологический вид и отдельная особь в нем, к которому адаптирован и который определяет способ его поведения в нем. Умвельт – это определенный срез мира, поскольку каждое живое существо выбирает из всего многоцветья, многозвучия, многовкусья, множества запахов мира, из всего многообразия тактильных ощущений, связанных с возможными контактами с внешними предметами в мире, только те раздражители и те сигналы, которые соответствуют возможностям органов чувств этого живого существа и служат его нуждам выживания и успешной деятельности.

Можно также сказать, что умвельт состоит из знаков, которые животное получает через органы чувств и интерпретирует. Таким образом, умвельт – это субъективный мир животного. Его образуют две сферы, выкроенные органами чувств и органами действия из окружающей действительности, – перцептуальный мир и операциональный мир. Среди синонимов понятия "умвельт" – поведенческое пространство жизни, значимая среда.

 

Уменьшайте интерпретацию.


Источник: m.vk.com

Комментарии: