Платон: взгляд на мир, познание, человека, государство.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-02-19 02:51

Философия ИИ

Платон - первый в истории объективный идеалист, он считал что независимо от человека где-то в "наднебесном мире" существуют вечные и неизменные идеи, а то что мы наблюдаем вокруг себя - результат того, как идеи воздействуют на материю и заставляют ее принимать форму. Выше всего по Платону стоит идея Блага, под которым понимается соответствие всех вещей (и людей) своей природе.

С тех пор в философии идет непримиримая борьба между "линией Платона" и "линией Демокрита", идеализмом и материализмом.

ГНОСЕОЛОГИЯ

По Платону — познание бывает чувственным и интеллектуальным.

Чувственное познание неточно т.к. воспринимает изменчивый окружающий мир, а не идеи. т.е. подлинную суть вещей (Платон иллюстрирует это в «мифе о пещере»).

Чувственное познание делится на восприятие самих явлений («вера») и их изображений, теней («подобие»)

Второй вид познания — умопостигаемое (и это на самом деле не познание, это душа человека вспоминает то. что знала до рождения. Обзтом можно почитать в диалоге «Менон»). Оно тоже бывает 2 видов:
1) познание идей («разум»),
2) мысленное представления о подобиях вещей ( «рассудок»). Платон относит к сюда знание чисел. по сути речь идет о математических моделях.

АНТРОПОЛОГИЯ

Во взглядах Платона на человека это проявилось следующим образом: он верил в бессмертную душу (т.е. идею конкретного человека), которая периодически перерождается в новом теле (лучше всего переродиться философом, но слишком зацикленные на чувственном мире души могут переродиться даже в теле животного). Также он верил в богов, у которых тоже сеть души, и в верховное божество (здесь он выступает предшественником монотеистических религий).

Платон не видел разницы между душой мужчины и женщины (и в этом был прогрессивнее своего учителя Сократа). считал что люди от природы рождаются быть философами, воинами или работниками.

Этим социальным ролям соответствуют три компонента души: разум. воля и страсти.

При этом интересно, что он не считал будто рабы рождаются с какой-то особой душой раба. Души разных народов Платон также считал неодинаковыми: эллинов полагал более склонными к мудрости. их северных соседей - к храбрости, а финикийцев - к удовлетворению страстей и наживе.

Интересны также воззрения Платона на любовь - он разделял любовь, направленную на удовлетворение чувственных потребностей (которую осуждал), и любовь как сближение родственных душ и познание ими своей истинной природы (откуда пошло выражение "платоническая любовь")

О взглядах Платона на человека говорится в диалогах "Федр". "Федон". "Тимей", а также 7 и 10 книгах "Государства"

ВЗГЛЯДЫ НА ГОСУДАРСТВО

Платон - идеолог аристократии и естественного неравенства людей (и поэтому безосновательны попытки антикоммунистов рассматривать Платона как предшественника Маркса).Он считал что с неэллинами можно вести войну более жестокими методами. обращать их в рабство и т.д. Его "идеальное государство" - идеализированный вариант кастовой системы тогдашнего Египта, с властью философов, сословием воинов лишенных частной собственности и трудящимися сословиями, которые интересовали Платона мало. Этакий "фашизм" до фашизма" (в кавычках. потому что фашизм без кавычек - плоть от плоти капитализма).

ВЫВОДЫ

Заслуга Платона - в том, что он первым из философов создал цельную систему. объяснявшую не только природу но и человека (система была довольно противоречивой, потому что еще не было Аристотелевой логики) Платон сильно обогатил последующую философскую мысль, за ним идет череда платоников и неоплатоников.

Также Платон немало дал науке: он разрабатывал концепцию классификации предметов и явлений окружающего мира, деления их на роды и виды. Да и сама концепция идей - не просто религиозные фантазии. а попытка отделить сущность предметов и явлений от случайных признаков. (так в "Кратиле" Платон устами Сократа разбирается в сущности имен и названий)

Также Маркс высоко оценивал подробность. с которой Платон разработал современную ему систему общественного разделения труда.


Источник: m.vk.com

Комментарии: