Нейробиологи разгадали тайну "черного альпиниста".

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


«Потустороннего присутствие» - иллюзорное ощущение присутствия в пустой комнате кого-то постороннего является следствием неправильной интерпретации мозгом сигналов из разных сенсорных систем.

Группа нейробиологов и специалистов по робототехнике из Федеральной политехнической школы Лозанны установила, что жуткое ощущение постороннего присутствия в пустой комнате или на открытой безлюдной местности является следствием повреждений определенных зон коры головного мозга. Также ученым с помощью робототехнических устройств удалось смоделировать ряд схожих сложных галлюцинаций у совершенно здоровых испытуемых. С результатами исследований можно ознакомиться в журнале Current Biology.

Ощущение присутствия в пустой комнате постороннего, нередко определяемого как «призрак» или «полтергейст», случается с людьми сравнительно часто. Оно, однако, не получило ещё полного естественно-научного объяснения. Множество случаев «потустороннего присутствия» на открытой местности описывают, например, горные туристы и скалолазы, среди которых ходит легенда о «чёрном альпинисте».

Нейробиологи из Швейцарии предположили, что основной причиной и механизмом такого рода феноменов служит рассогласование в интерпретации и интеграции сенсорных сигналов, поступающих от конечностей — экстероцептивных (тактильных и визуального контроля за позой и положением конечностей) и проприоцептивных (внутренних ощущений от движения и положения конечностей). Этот сбой может происходить по двум причинам. Первая — повреждение определенных участков коры головного мозга. Вторая — специфическая внешняя обстановка, способствующая индукции такого рода переживаний.

На первом этапе исследования ученые выделили с помощью нескольких типов структурной и функциональной томографии головного мозга регион коры, повреждение которого с наибольшей частотой вело к возникновению галлюцинаций присутствия. В качестве контрольной группы выступили пациенты с другими типами сложных галлюцинаций.

Оказалось, что за возникновение такого рода галлюцинаций (ощущение себя вне тела, видение своего двойника, ощущение постороннего присутствия) ответственны зоны, расположенные в темпо-париетальной коре, островковой доле и в особенности во фронто-париетальной коре. Именно повреждение фронто-париетальной коры чаще всего приводило к переживаниям присутствия.

Отметим, что все эти зоны являются ассоциативными, в них интегрируется информация из различных сенсорных систем, и создается общая «схема тела» и ощущение человеком себя как целого. По мнению исследователей, при повреждениях этой зоны мозг неверно интерпретирует источники и принадлежность сигналов, путая тактильные ощущения с проприоцептивными.

Для проверки гипотезы ученые провели серию экспериментов со здоровыми испытуемыми без психиатрических или неврологических проблем. В ходе экспериментов использовалась робототехническая система, состоящая из ведущего и управляемого роботов.

В первой серии экспериментов испытуемым завязывали глаза и надевали на уши наушники, транслирующие «белый шум». Настоящая цель опытов была им неизвестна. От испытуемых требовалось с помощью указательного пальца двигать рукоятку у стоящего впереди них ведущего робота. Находящийся позади испытуемых ведомый робот на движение рукоятки у робота-мастера отвечал либо мгновенным прикосновением к спине испытуемых, либо прикосновением с задержкой в полсекунды.

Из-за исключения визуальной и слуховой сенсорных систем единственное, что чувствовали испытуемые, было проприоцептивное ощущение от движения пальцем и тактильное прикосновение к спине роботом.

Согласно отчётам участников экспериментов, если прикосновение происходило без задержки, то им казалось, что они трогают сами себя за спину. Если же была задержка, то возникало ощущение, что кто-то или что-то прикасается к ним. Они также ощущали свое тело ближе к стене комнаты, чем было на самом деле, а также указывали на чьё-то постороннее близкое и невидимое присутствие.

В другой серии экспериментов испытуемых ставили в комнате перед группой непринужденно болтающих четверых статистов. Перед тем как надеть повязку и наушники, участникам эксперимента сообщали, что один или несколько из статистов могут остаться в комнате. После этого эксперимент проводился по стандартной, описанной выше схеме. При прикосновении робота с задержкой все испытуемые полагали, что в комнате находятся несколько людей, хотя чаще всего испытуемые оставались там наедине. Люди как бы внутренне ощущали присутствие ранее увиденных ими посторонних. В данном случае происходило рассогласование между ожидаемой и в действительности поступающей сенсорной информацией.

В дальнейших планах нейробиологов — расширить экспериментальную схему посредством использования функциональной компьютерной томографии мозга в ходе испытаний. Это позволит установить, действительно ли при индуцировании ощущения постороннего присутствия включается та же зона коры, которая повреждена у неврологических пациентов со схожими галлюцинациями. Это позволит окончательно объяснить механизм такого рода явлений, а также внесет существенный вклад в понимание того, как мозг строит «образ Я» у человека. Ожидается, что эксперименты прольют свет и на генезис разнообразных галлюцинаций у больных шизофренией, а также, возможно, и на потенциальные пути их устранения.

Автор статьи: Даниил Кузнецов

Комментарии: