Курс научного мышления -- в середине целого ряда методологических курсов |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-02-26 06:01 Интереснейшая лекция "Эпистемология глубокого обучения" Яна ЛеКуна была 22 февраля 2019 (он сам её назвал "Глубокое обучение: алхимия или наука?", я бы её назвал -- "Глубокое обучение: инженерия или наука") -- https://youtu.be/gG5NCkMerHU. И это нужно обязательно смотреть вместе со слайдами его выступления на предмет аппаратуры машинного обучения 18 февраля 2019 -- https://twitter.com/ylecun/status/1097532314614034433. Он подтверждает давно известный тезис (я даю его в учебнике "Системноинженерное мышление" http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking/ в разделе "инженерия и наука" в изложении Billy Koen), что инженерия не научна: она не дожидается, пока какая-то теория построит хорошую модель предметной области. Мосты строили и в средние века, когда предмета "сопротивление материалов" в университетах не преподавали. И построенные тогда мосты стоят до сих пор, и никого это не удивляет.Второй закон Кларка: если пожилой учёный говорит, что что-то возможно -- то, скорее всего, это возможно. Поэтому всё, что ЛеКун говорит про мощь инженерного подхода и примат эксперимента/эволюционных проб над теоретизированием -- да, это верно. Но этот же закон Кларка утверждает, что если пожилой учёный говорит, что это невозможно, то это скорее всего возможно. Например, ЛеКун говорит в слайдах про аппаратуру, что обучение с подкреплением плохо работает в реальном мире, что дети мало пробуют и больше наблюдают -- реальный мир слишком медленный, чтобы в нём учиться. Но вот пример, где время обучения в реальном мире уже более-менее прилично: 35 часов для руки робота https://www.forbes.com/sites/bridaineparnell/2019/01/31/robot-know-thyself-engineers-build-a-robotic-arm-that-can-imagine-its-own-self-image/#185954244ee3 и 3 дня для закидывания шарика в стакан -- https://sites.google.com/view/rss-2019-sawyer-bic/. Это уже сравнимо со временем обучения моторным навыкам у людей. Можно спорить, сколько там именно "классического RL", а сколько разных трюков, но прогресс в этой области налицо -- обучение происходит не только в виртуальных мирах, но и в реальном мире. Инженерный подход пока существенно опережает теорию. Это нормально, это так и должно быть. Учёные не знают и работают над теориями полегче (ровно как рассказывает Ян ЛеКун), а инженеры не знают, но делают работающие артефакты. В AI всё бежит бегом, два прорыва в неделю продолжаются, всё невозможное становится возможным. И это безо всякой научной основы в форме классических теорий, хотя и теорий уже хватает.В ШСМ мы хотим дать людям адекватную картину мира, в которой они смогут понимать, что происходит вокруг них. Нам нужно изготовить у людей такие мозги, которые не сойдут с ума во время всех этих крутых перемен перемен двадцать первого века. Нужно дать адекватное научное мышление, которое работает не только со строгими теориями, появляющимися через много лет после инженерных прорывов. Нужно дать такое научное мышление, которое можно использовать в текущих научных и инженерных проектах. Увы, чтение Поппера и Латура не даст такого мышления (я уже ругался три дня назад на университетский курс логики и методологии науки в первом же абзаце тут: https://ailev.livejournal.com/1465997.html). Мы в ШСМ читаем и методологические курсы, в числе которых планируем давать и "научное мышление".Вот наш список методологических курсов "второго бакалавриата" (полная цепочка текстов -- https://ailev.livejournal.com/1453126.html), и обратите внимание, что научное мышление там в самой середине, так что есть его пререквизиты, и есть курсы после него:-- онтологика классическая: термины, которые важны и неважны, отслеживаемость типов и отношений в схемах и в естественном языке, формальность и недискретность/вероятностность моделирования, проверка типов и работа с наследованием, холархия/мереология и 4D, классификации и специализации. Описания как модели с интерпретаторами-людьми и компьютерами.-- понимание и выражение: от многабукофф к смыслу и обратно (вот это нужно специально тренировать!)-- как сообразить на троих: множествественность описаний -- дисциплины, стейкхолдеры. Коммуникативные стратегии: как стейкхолдерам договориться.-- научное мышление. Правдоподобность моделей, эксперимент, возможные миры, предсказания, вероятностная логика, причинность и контрфактуальность. -- принятие решений, прагматика. Методы принятия решений, упаковка решений в модель, согласование решений с другими стейкхолдерами. Источник: ailev.livejournal.com Комментарии: |
|