Кронгауз Максим - Гипотеза лингвистической относительности

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-02-08 20:30

лингвистика

Кто ввел понятие лингвистической относительности? Как гипотеза лингвистической относительности объясняет связь языка и мышления? И какие аргументы используют противники гипотезы? Об этом рассказывает доктор филологических наук Максим Кронгауз.

Определить гипотезу лингвистической относительности очень легко. Это попытка установить связь между языком и мышлением, или языком и познанием, но проще говорить все-таки о языке мышления, потому что это понятнее. Гипотеза существует в двух вариантах — сильном и слабом, и слабый утверждает, что язык влияет на познание (или на мышление), а сильная — что язык предопределяет познание (или мышление). Надо сказать, что эта тема очень обширная. Пожалуй, главный лингвистический вопрос состоит в том, как связаны язык и мышление, и на него есть много разных ответов.
Понятно, что разные культуры выигрывают по количеству слов в разных местах, и классический пример, который приписывался Уорфу, состоял в том, что эскимосский язык различает аж сто названий для снега, а в английском есть только одно слово. Этот пример позднее был опровергнут, но замечательно, что его напрасно приписали Уорфу, потому что он в свое время просто упомянул около семи названий для снега в эскимосских языках (потому что языков на самом деле несколько). А в английском тоже существует более чем одно название.
Вроде бы гипотеза Сепира - Уорфа была доказана. Но здесь некоторые особо остроумные противники гипотезы лингвистической относительности сделали следующее простое замечание. Они сказали, что не язык влияет на мышление, а просто условия жизни определили, с одной стороны, язык, а с другой — мышление.

Источник: postnauka.ru

Комментарии: