Индейский оффтоп: Кечуа |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-02-24 14:36 Из всех индейских народов Северной и Южной Америки, кечуа представляют собой особый интерес как в контексте изучения параллелей между алтайскими народами и индейцами, попытке разузнать больше про азиатских предков индейцев (мы ведь помним, что палеоиндейцы переселились в Америку из Сибири через Берингов перешеек), так и сами по себе. Начнем от общего к частному. Что касается кечуа как таковых, то если вы интересуетесь историей индейцев или Южной Америки, то обойти стороной кечуа невозможно. Причем это касается и нынешнего времени, потому что их общая численность оценивается до 25 млн человек, они составляют 47 % населения в Перу, 41,3 % в Эквадоре и 37,1 % в Боливии. Эти люди с типичными азиатскими лицами, несмотря на свой несколько забавный вид из-за нарядов, являются прямыми потомками инков. #Инки создали крупнейшее по территории и численности раннеклассовое государство в Южной Америке в XI—XVI вв. Знаменитый на весь мир Мачу-Пикчу (см. последнюю фотографию), который будоражит умы тысяч людей, построен предками нынешних кечуа. Построен он так искусно, что каркас города вот уже 500 лет не дает ливням смыть его с горы. Интересно, что многие перуанцы имеют либо кечуанские корни, либо родственников-кечуа (зачастую бабушек). Правительство Перу старается сохранить этот индейский язык, внедряет его на радио и телевидении, также растет количество художественной литературы. Но по словам самих перуанцев, помогает это несильно и все большее число молодого поколения кечуа не знает родного языка и говорит только на испанском. Что до связи кечуа и их языка с алтайскими (и, в частности, с тюркскими) языками, тут мы как всегда должны вооружиться скептицизмом и четко отделять фолк-хистори от настоящей лингвистики и науки. Если поискать информацию о близости кечуа с тюркскими языками на тюркских же сайтах, можно наткнуться на рандомный список кечуанских слов, похожих на тюркские как по строению, так и по смыслу. Ради примера: Tayta - Ata (Отец), Yuraq - Ak/A? (Белый), Phiwi - Bir (Один), Iskay - ?ki (Два), Tawa - D?rd (Четыре), Pisqa - Be? (Пять). Хотя составителем сравнения числительных выше является французский лингвист Жорж Дюмезиль, все же обычно такие списки составляют люди, далекие от лингвистики. Зачастую они видоизменяют слова (пипл и так схавает), а иногда и вовсе сравнивают слова, абсолютно разные по значению. Так, проверив связь кечуанского Kachun с тюркским Katun, я обнаружил, что первое обозначает... огурец. Других слов вообще нет в словарях кечуанского языка и откуда они взяты, остается загадкой. Справедливости ради, были и интересные, серьезные исследования насчет связи кечуа с алтайскими языками. Они заслуживают особого внимания. Так, Е. И. Царенко в статье «Лингвистические данные к этнической истории кечуа» пишет: «Уже давно предков кечуа пытались искать за пределами Американского континента. Так, в одной из своих проповедей, составленных на языке кечуа, испанский священник Фернандо де Авенданья излагает популярную в то время (XVII в.) точку зрения о происхождении индейцев от одного из «пропавших колен израилевых». Соответственно язык кечуа выводится из древнееврейского. В XIX и даже в XX в. некоторые авторы привлекали для сравнения различные языки великих древних цивилизаций — шумерский, египетский, семитские, санскрит и т.п. Эти попытки носили дилетантский характер и не отвечают требованиям современной науки. Сейчас, как известно, общепризнанной является теория азиатского происхождения аборигенов Америки. Отсюда интерес ученых к поразительному структурно-типологическому сходству языка кечуа с некоторыми языками Центральной Азии и Сибири. Кечуа относится к тому же агглютинативно-суффиксальному типу, что и так называемые «алтайские» языки — тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские. В этой связи был поставлен вопрос о соответствующих этногенетических связях. Приводились и конкретные доказательства. Так, известный лингвист К. Боуда обнаружил некоторое количество корней, похожих на кечуанские, в тунгусо-маньчжурских языках. Широкую известность получили исследования Ж. Дюмезиля, который выдвинул гипотезу об отдаленном генетическом родстве языков кечуа и тюркских» Впрочем, в той же статье автор пишет, что сходство тюркских слов с кечуанскими носит структурный характер и еще ни о чем не говорит. Другой автор, Л. И. Жирков, пишет в статье «Всегда ли случайно типологическое сходство языков? (К вопросу о строении языка кечуа)»: «Среди языков Южной Америки язык кечуа занимает несколько особое положение. Относительно этого языка с большей или меньшей определенностью в науке не раз высказывалось предположение о его связи с тюркскими языками, о его возможном родстве с этой группой языков Старого Света. В последнее время в защиту этой гипотезы высказывались проф. Б. Феррарио и известный кавказовед Ж. Дюмезиль. Иногда лингвисты говорят о сходстве грамматического строя кечуа вообще с широким кругом урало-алтайских языков, но при этом все же подчеркивают типологическую близость его в особенности с тюркскими языками. Дюмезиль доходит в этом отношении даже до некоторой наивности. Он говорит, что в странах Андов «было замечено, что турки, поселившиеся в Перу, с особой легкостью усваивают "la langue generale"» этой страны, т.е. язык кечуа. Какой характер носит эта типологическая связь двух языковых групп, столь далеких друг от друга географически и культурно, остается неясным» Имеет ли кечуа связь с тюркскими, и шире - алтайскими языками? Предоставим окончательный ответ на этот вопрос лингвистам и исследователям, вас же призываем относиться критически к любой информации на этот счет и не спешить выдавать желаемое за действительное. Комментарии: |
|