«Ген приключений»: откуда в нас тяга к путешествиям

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-02-07 22:15

Психология

Пейзаж с путешественниками, пересекающими мост. Эсайас ван де Велде. 1622 год

Первое великое путешествие человечества началось около 80–40 тысяч лет назад (по другим данным, 130–120 тысяч лет назад), когда представители Homo sapiens впервые покинули Африку. Их предки, другие виды Homo, уже освоили Евразию, но сапиенсам только предстояло это открытие. Оставив за спиной освоенные территории и оседлых родственников, человек оказался на Ближнем Востоке, со скоростью ходьбы заселил Евразию, добрался до Австралии и за несколько тысяч лет заселил обе Америки. Около 14 тысяч лет назадвся планета, кроме удаленных островов, была заселена. Поиски еды, конфликты с соседями, конкуренция за подходившие к концу ресурсы — вот основные мотивы миграции первых Homo из Африки и миграции вообще. Но есть ли что-то большее, что толкало нас к исследованию неизведанных земель, — что-то, кроме насущных вопросов выживания? Рассказываем, что узнали ученые, изучая ген, который не дает нам сидеть на месте.

«Мы преодолеваем границы. Мы стремимся к неизведанным землям, даже когда в уже изведанных нам хватает ресурсов. Другие животные этого не делают. Не делали этого и другие Homo. За 50 000 лет мы заселили Землю. Это что-то граничащее с безумием. Отправляясь в открытый океан, мы понятия не имели, что нас ждет. А теперь мы добрались до Марса. Мы никогда не остановимся. Почему?»
Сванте Паабо, биолог, основатель палеогенетики, глава отделения эволюционной генетики Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка

Ответ на вопрос, который задает Сванте Паабо, предлагает нейрофизиология: да, человеку свойственно искать приключений, и исследовательский интерес древних людей — выражение очень глубокого инстинкта.

В авторитетном опроснике для определения темперамента и характера Клонингера (Temperament and Character Inventory) склонность к поиску новизны (novelty seeking, NS) трактуется как одна из основополагающих черт личности человека, элементы которой — сумасбродство (extravagance), импульсивность (impulsiveness), возбудимость (exploratory excitability) и неорганизованность (disorderliness).

Эксперименты на мышах показали, что поисковое (исследовательское) поведение связано с выработкой дофамина, который влияет на двигательную активность: ученые искусственно повышали уровень нейромедиатора в крови мышей, и те начинали больше передвигаться, а также чаще и дольше проявляли спонтанную исследовательскую активность. Дофамин — один из важнейших нейромедиаторов мозга, выработка которого воспринимается нами как награда за наше поведение. Чаще всего он вырабатывается как реакция на вкусную еду и хороший секс, но некоторые также ощущают сильное удовольствие от столкновения с неизведанным.

Исследования, проводившиеся в разные годы, включая метаанализ, проведенный в 2018 году международной группой ученых, показали: авантюризм, гиперактивность, склонность к риску и поиску новизны связаны с вариативностью гена DRD4 (в частности, аллелем 7R), кодирующего дофаминовый рецептор D4. А еще в 1999 году ученые из Калифорнийского университета установили связь между вариациями гена DRD4 и путями миграции доисторического населения планеты.

«Ген приключений»

Они изучили образцы генома представителей 39 популяций (всего 2320 человек) и их миграционное прошлое. Сравнение привело к любопытному выводу: испытуемые, предки которых, выйдя из Африки, прошли наибольшее расстояние, чаще являются носителями «гена приключений». Чем дольше длилось путешествие племени к современному ареалу расселения, тем больше в нем было обладателей аллеля 7R гена DRD4. Или наоборот: чем меньше в популяции было «искателей приключений», тем короче были совершаемые ею миграции.

Ученые сосредоточились на изучении шести основных миграционных потоков: из Северо-Восточной Азии — в Северную (и далее в Центральную и Южную) Америку; из Китая — в Японию, Юго-Восточную Азию и на острова Тихого океана; из Юго-Восточной Азии — в Меланезию; из Западной Африки — в Центральную, Восточную и Южную Африку; из Черноморского региона — в Европу; миграция еврейского населения в Эфиопию, Йемен и Европу. Понятие «дальность миграции» в исследовании основано на данных археологии и исторической лингвистики и измеряется тысячами миль; в некоторых случаях предполагается расстояние, отделяющее современных представителей популяции от их языковой родины.

Те, чьи предки ушли недалеко от родины, оказались носителями коротких аллелей гена DRD4 (1R, 2R, 3R и 4R). Такие популяции быстрее становились оседлыми, в то время как обладатели вариации 7R зачастую продолжали вести кочевой образ жизни. Возможно, в ходе долгих миграций обладатели «гена приключений» шли вперед, а те, кто не был склонен к авантюризму, предпочитали остаться и основать поселение. Авторы исследования выдвинули гипотезу о произошедшем на этой почве естественном отборе: каждый из вариантов гена проходил селекцию в зависимости от образа жизни популяции. Склонность к риску, любопытство и исследовательский интерес — качества, которые дают преимущество в неожиданных, быстро меняющихся условиях среды, а значит, с большим успехом пройдут отбор среди кочевников. Эволюционная история оседлых народов, вынужденных извлекать ресурсы из ограниченного участка земли, не благоприятствует импульсивности и гиперактивности, скорее наоборот — селекция идет против них.

Странник и пастух. Эдмунд Бристоу. Около 1825 года

Дети путешественников

Эта гипотеза подтвердилась в 2002 году, когда исследователи из того же Калифорнийского университета с помощью методов геномной биоинформатики доказали, что на распространение аллеля 7R повлиял естественный отбор, так как этот вариант гена давал адаптивное преимущество при кочевом образе жизни.

Исследование 2005 года подтвердило связь между вариативностью гена DRD4 и дальностью миграции. Ученые собрали образцы ДНК коренных жителей пяти городов (Каир, Стамбул, Пномпень, Анадырь и Принс-Руперт) и сравнили их с удаленностью от Аддис-Абебы (территория Эфиопии тогда считалась «колыбелью человечества»; более поздние находки поставили эту точку зрения под сомнение, однако оставили «колыбель» на территории Африканского континента). В 2011 году было опубликовано исследование других американских биологов, с тем же результатом: аллель 7R уводит своих носителей дальше от дома, навстречу неизвестному.

Взаимосвязь между коэффициентом встречаемости «гена приключений» и дальностью миграции от центров расселения также была установлена в Азии и Южной Америке. В 2010 году бразильские ученые из Федерального университета штата Риу-Гранди-ду-Сул изучили частоты аллелей гена DRD4 у коренных народов Бразилии и выяснили, что вариант DRD4-7R значительно чаще встречается у индейцев, до недавнего прошлого занимавшихся охотой и собирательством, чем у оседлых народов, практикующих сельское хозяйство.

В 2014 году Эркан Герен, профессор экономики из Ольденбургского университета имени Карла фон Осецкого опубликовал исследование под названием «Биогеографические истоки поиска новизны», в котором подвел итоги известного теперь феномена: «ген приключений» выиграл эволюционную лотерею и сохранился в нас по сей день.

Пейзаж с отдыхающими странниками и бычьей упряжкой. Ян Бот. 1645 год

Импульсивность и гиперактивность

«Ген приключений» привлекает внимание ученых и в других контекстах. Например, исследование 2013 года предлагает доказательства того, что наличие у представителей популяции варианта DRD4-7R повышает среднюю продолжительность жизни в ней. Через дофаминовые рецепторы этот ген помогает сформировать грамотный поведенческий ответ на факторы внешней среды, в результате чего особи — носители аллеля 7R лучше приспособлены к выживанию.

Они также более склонны к психическим расстройствам. В 2011 году чешские и американские ученые, резюмируя предыдущие работы по теме, подтвердили, что наличие в геноме этого варианта DRD4 связано с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с патологической склонностью к азартным играм, с алкогольной, наркотической и другими зависимостями, с нервной булимией. Аллель 7R, предположительно, ассоциируется с ограниченной эмоциональной реакцией, с импульсивностью, с низкими показателями внимательности и высокими — долговременной памяти, а также его носители больше подвержены стрессу. Некоторые исследования показали его связь с аутизмом и шизофренией.

Решив исследовать связь генотипа и внешних факторов, группа американских ученых изучила носителей DRD4-7R и выявила связь между количеством друзей, которых они завели в подростковом возрасте, и их политическими взглядами. Те, кто в юности был окружен множеством друзей, придерживались либеральных взглядов; среди не-носителей такой корреляции не обнаружилось вообще. Различия в сексуальном поведении также частично обусловлены индивидуальным набором генов, кодирующих системы вознаграждения в мозгу. Так, носители «гена приключений» в большей степени склонны к беспорядочной половой жизни: они вступают в сексуальные отношения на стороне чаще, чем обладатели коротких аллелей DRD4, которые в целом более верны своим партнерам.

Согласно исследованию 2013 года, несдержанность и импульсивность, обусловленные геном, подавляют творческую активность, снижая показатели дивергентного мышления (способность в большом количестве генерировать новые и осмысленные ответы на открытые вопросы). Ученые выявили низкий уровень оригинальности, гибкости и скорости мышления у носителей 7R по сравнению с не-носителями: в этом случае относительная сдержанность и способность к спокойной концентрации играют на руку потомкам «оседлых» Homo. В то же время, как выяснилось в 2014 году, мозг обладателей «гена приключений» активнее реагирует на неприятные или негативные раздражители, то есть лучше подготовлен к ним, чем носители аллеля 4R.

Все эти особенности достались современному человеку от его предков, до последнего выбиравших номадизм, — от охотников-собирателей, кочевников, исследователей, древних мигрантов. «Ген приключений» помог нам покинуть пределы Африки, и это стало началом самого великого приключения в истории человечества.


Источник: theoryandpractice.ru

Комментарии: