СДВГ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-02-11 10:12

Психология

Популярности этой аббревиатуры может позавидовать любая поп-звезда. На сегодняшний день наверное только ленивый педагог не поставил ни одного такого диагноза за свою карьеру. СМИ, Интернет пестрят самой разнообразной информацией о нём. Его лечат таблетками, упражнениями, заговорами, гомеопатией, иглоукалыванием, диетами… А где-то, я уверена, уже живёт ребёнок, который думает, что его зовут СДВГ, потому что эти четыре буквы он слышит чаще собственного имени.

Страсти по диагнозу достигли такого накала, что стали появляться специалисты, утверждающие, что его нет.

СДВГ

Давайте разбираться.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - расстройство, которое в МКБ-10 относится к группе эмоциональных и поведенческих расстройств. То есть, так как он присутствует в МКБ-10 (в МКБ-11 он, кстати, тоже есть), рискнём предположить, что он всё-таки является признанным медицинским диагнозом (иначе придётся предположить, что все специалисты ВОЗ разом обезумели).

Из чего состоит СДВГ?

Первая буква аббревиатуры, обозначающей расстройство (синдром), подсказывает нам, что нарушение в буквальном смысле «не простое», то есть, оно состоит из других нарушений, сочетающихся индивидуально в различных пропорциях.

Классическая триада СДВГ (три основных симптома, составляющих синдром) включает:

- Невнимательность/дефицит внимания

- Гиперактивность

- Импульсивность

В зависимости от преобладания того или иного симптома, будет меняться картина СДВГ:

С преобладанием невнимательности

С преобладанием гиперактивности-импульсивности

Смешанный тип

Справедливости ради заметим, что подобное выделение подтипов СДВГ отсутствует в МКБ-10, однако используется для удобства уточнения схемы помощи ребёнку.

Теперь, если мы представим себе диагноз в виде пирога, то увидим, что он может выглядеть по-разному:

Нетрудно себе представить, как разнообразна может быть картина расстройства даже в пределах всего одной подгруппы.

Возьмём, к примеру, первую подгруппу: с преобладанием невнимательности:

Отметим, что гиперактивность объединена с импульсивностью, потому что они чрезвычайно часто сопутствуют друг другу, то есть очень сложно встретить ребёнка с таким «пирогом»:

Хотя, конечно, и такое бывает, но это уже частные редкие случаи.

Теперь, когда наша машина визуализации раскочегарилась, осознаем, что СДВГ может сопровождаться такими неблагоприятными состояниями как:

Нарушения эмоционального контроля (тревожность, биполярное расстройство, депрессия, панические нарушения, обсессивно-компульсивные нарушения)

Нарушения двигательного контроля (моторные и вокальные тики, нарушения сна с периодическими движениями конечностей)

Нарушения комфорта (мигрени, энурез)

Нарушения, связанные с использованием интоксикантов (употребление алкоголя, наркотиков, табака)

Нарушения с разрушительным поведением (ребёнок делает всё «назло», провоцирует взрослых и детей вызывающим или агрессивным поведением, издевается над животными или сверстниками).

И, наконец СДВГ почти всегда сопровождается нарушениями моторики, обучения, общения (тут всё также очень индивидуально: у кого-то нарушена только моторика, отчего он неловок, а у кого-то все три сферы, да так, что он не может учиться в обычной школе).

Для наглядности представим, что неблагоприятные состояния - это украшения нашего пирога, а нарушения моторики, обучения и общения - посыпка. Теперь мы готовы «испечь» свой собственный СДВГ - пирог! (как бы ужасно это ни звучало). Смешаем основные ингредиенты (нарушение внимания, гиперактивночть, импульсивность), добавим пару сопутствующих расстройств (к примеру оппозиционно-вызывающее расстройство и моторный тик) и сдобрим всё это проблемами с учёбой, моторной неловкостью и нарушением коммуникации. Voila! - наш пирог готов!

Используя немного другие ингредиенты, имеющиеся в нашем распоряжении, приготовим ещё один:

Как будут выглядеть обладатели каждого из них?

И вот перед нами два совершенно разных ребёнка с одним и тем же диагнозом СДВГ. Такая вариативность проявлений синдрома может вводить в заблуждение не только родителей и педагогов, но иногда и психологов или даже врачей.

Отчасти отсюда, быть может, и пошла идея о том, что диагноза не существует, а есть только разные дети с разными проблемами. Но мы с вами теперь видим, что в основе этих проблем лежат одни и те же симптомы, требующие внимания специалистов.

Как диагностируют СДВГ?

Для начала следует принять во внимание, что СДВГ (так же как и другой медицинский диагноз) может поставить только врач, в данном случае - психиатр. Педагог или психолог могут заподозрить синдром у ребёнка и порекомендовать родителям обратиться к врачу.

Делает это доктор, используя феноменологическую психологическую характеристику ребёнка (то есть описание феноменов поведения ребёнка: не следит за деталями, выкрикивает, не умеет ждать и т.д.).

Разумеется, тут можно возразить, что критерии получаются слишком субъективными: для кого-то «не следит за деталями» - это когда ребёнок путает букву «у» и цифру «4» на письме и не может объяснить сюжет простой картинки из книжки для трёхлеток, а для кого-то - это когда ма

лыш не может по памяти ответить, сколько птиц изображено на левой створке триптиха «Искушение святого Антония».

Именно поэтому диагноз выставляется врачом, а не родителями, педагогами, соседями.

Диагноз может быть поставлен не ранее 5-6-летнего возраста ребёнка.

Регистрируемые признаки нарушения (те самые характерные для СДВГ феномены) должны наблюдаться как минимум в двух условиях обстановки (например дома и в саду/школе). Причём на протяжении не менее полугода. Для этого регистрируют жалобы родителей и, например, школьного учителя в начале периода наблюдения и по его завершении (это, конечно, идеальная ситуация, в реальности бывает и так, что врач поставит диагноз на основании анамнеза, то есть предыдущих наблюдений родителей и учителей со слов родителей).

Для регистрации этих самых нехороших признаков используют анкеты-опросники (популярна и хорошо зарекомендовала себя методика «Диагностический опросник СДВГ Коннорса», которая предполагает отдельные формы: для учителя и для родителя).

Курош К.А., психолог, нейропсихолог


Источник: www.b17.ru

Комментарии: