Тезаурус: Теория познания в социологии |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-01-08 22:15 Словарь основных понятий курса по социологической эпистемологии Виктора Вахштайна В рамках курса по социологической теории познания кандидат социологических наук Виктор Вахштайн описал основные понятия, знакомство с которыми необходимо для понимания главных проблем и вопросов эпистемологии. Принцип верификации – одна из аксиом логического позитивизма первой половины ХХ века, согласно которой, высказывания, не прошедшие эмпирической проверки (а точнее – не сводимые к предложениям, допускающим эмпирическую проверку), не могут быть научными. Тогда, например, высказывание «Современное российское общество находится в процессе всесторонней трансформации» является не научным, а метафизическим. Однако и само предложение «Научное знание должно строиться на принципе верификации» не является научным, поскольку не допускает верификации. Принцип фальсификации был выдвинут главным критиком логических позитивистов и Венского кружка К. Поппером. Согласно этому принципу к научным следует отнести не верифицируемые, а, напротив, фальсифицируемые утверждения. Для Поппера предложения «Развитие производительных сил неизбежно приводит к изменению производственных отношений» и «Бессознательные воспоминания порождают истерические симптомы» являются яркими примерами нефальсифицируемых – и, следовательно, ненаучных – высказываний. Впрочем, и сам принцип фальсификации тогда тоже следует отнести к нефальсифицируемым высказываниям. Корреспондентная теория истины – одна из самых живучих аксиом эмпиризма ХХ века: допущение, согласно которому некоторое утверждение является истинным, если существует определенное «объективное положение дел», «факт», «фрагмент действительности», которому оно соответствует. Наследники нововременного эмпиризма пытались спасти идею «корреспонденции» так же мужественно и отчаянно, как их оппоненты (наследники кантовского априоризма) – идею априорных форм знания. Однако атака на этот бастион эмпиризма велась куда более жестоко, последовательно и, отчасти, из собственного эмпиристского лагеря. Когерентная теория истины – альтернативная корреспондентной теории истины эпистемическая модель, согласно которой некоторое утверждение является истинным не тогда, когда ему что-то соответствует во «внешнем мире», а если является элементом определенного внутренне согласованного и непротиворечивого множества утверждений. Эта, на первый взгляд, удобная и миролюбивая концепция оказалась между двух огней. Для последовательных эмпиристов позитивистского толка тезис о когерентности как о критерии истинности – явное предательство и «понижение ставок», поскольку предполагает отказ от требования однозначного соответствия высказывания его референту (факту). Для лингвистических же априористов оно недостаточно последовательно, поскольку язык, стоящий между исследователем и миром, не сводится к совокупности утверждений. В эпистемологии антропологический аргумент – это ответ на вопрос «Где же находятся эти априорные формы знания о мире, если не в самом мире и не в разуме познающего субъекта?» словами: «Они находятся в природе человека, вечной и неизменной». Тупиковая линия защиты кантовского априоризма. Психологический аргумент в эпистемологии – это ответ на вопрос «Где же находятся эти априорные формы знания о мире?» словами: «Они находятся в психике познающего субъекта». Развитая сначала в результате усиления антропологического аргумента (Я. Фриз), эта идея затем стала достоянием философов-психологистов (Ф. Бенеке), проложив дорогу интервенции экспериментальной психологии в область теории познания. Завершается капитуляцией априоризма перед эмпиризмом: если трансцендентальное психично, значит, априорные формы знания должны быть познаваемы психологическими средствами. Так возникают «Психология математики», «Психология логики», «Психология философии» и «Психология истории». В ХХ столетии П.А.Э. развивается, к примеру, в генетической эпистемологии Ж. Пиаже. В эпистемологии социологический аргумент – это ответ на вопрос «Где же находятся эти априорные формы знания о мире, если не в самом мире и не в разуме познающего субъекта?» словами: «Они находятся в социальных отношениях, в формах совместного существования людей». Развитый Дюркгеймом, этот аргумент приводит к небывалой интервенции социологии в поле эпистемологии. Дюркгейм пытается избежать полной капитуляции априоризма перед эмпиризмом. Нет, говорит он, трансцендентальные формы не выводимы из опыта субъекта – они являются его предпосылкой, тут Кант прав. Но только если речь об индивидуальном субъекте! Как только мы поднимаемся от индивидуального субъекта к коллективному (сообществу), то проблема исчезает – формы знания о мире действительно берутся из бытия коллектива. Тезис «Трансцендентальное – социально!» не может считаться в полном смысле слова априористским, поскольку настаивает на эмпирическом (пусть и коллективно-эмпирическом) происхождении форм знания.
Источник: postnauka.ru Комментарии: |
|