Нейроэкономика: наша жизнь как выбор

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Нейробиолог Василий Ключарев объясняет, каким образом наш мозг принимает решения, как на них влияет мнение других людей и что общего у нейронов с пчелами.

Каждую секунду мы принимаем множество решений. С точки зрения нейроэкономики наше поведение состоит из постоянных моментов выбора между разными вариантами действий. Например, когда мы читаем книгу, мы определяем для себя, на каком языке написан текст, каков смысл слов, пытаемся угадать, что будет дальше. Есть решения, которые даются нам просто, – например, съесть ли в обед яблоко или грушу. А вот если перед вами яблоко и кусок торта и вы на диете, задача усложняется. Так или иначе, необходимость выбора преследует нас постоянно.

Как же происходит процесс принятия решения в мозге? Для этого нейробиологи Майк Шадлен (Michael Shadlen) и Билл Ньюсом (Bill Newsome) предложили использовать так называемую диффузную модель. Предположим, что у вас есть выбор из двух вариантов. Вы начинаете аккумулировать информацию – выбираете из внешней среды доказательства в пользу того и другого решения. Этот процесс продолжается до того момента, когда достигается определенный порог принятия решения. И тогда вы делаете выбор. В мозге существуют нейроны-детекторы, которые собирают информацию, поступающую к ним из других областей. Ее, в свою очередь, накапливают другие нейроны – интеграторы, на которых и лежит «ответственность» за выбор одного из вариантов.

Нейроэкономика – междисциплинарное направление в науке на стыке экономики, нейробиологии и психологии. Она изучает процесс принятия решений при выборе альтернативных вариантов, распределении риска и вознаграждения.

Борьба нейронов

Поскольку вариантов решения может быть несколько, между нейронами возникает борьба. Например, вы видите перед собой картинку, но не можете различить, что изображено на ней – дом или лицо. В распознавание включаются области мозга, чувствительные к домам, и области, чувствительные к лицам. Обе группы стремятся предоставить нейронам-интеграторам как можно больше доказательств в пользу своей версии. Допустим, один из нейронов-интеграторов накапливает больше данных от группы «домов». В какой-то момент он достигает «порога принятия решения» – и мы видим дом! Одновременно нейрон подавляет активность «конкурентов», которые тоже стремятся достичь порога.

Под влиянием других

Диффузную модель можно использовать не только в нейробиологии, но и при изучении социального восприятия. Мы с вами часто находимся под влиянием окружающих. Часто даже количество «лайков» под записью в Facebook определяет, как мы отнесемся к написанному. Возникает вопрос – а как на нас влияют окружающие? И на что именно они влияют? Поведение других людей может даже заставить нас видеть определенные вещи. Все мы знаем о ситуациях массовых религиозных видений. А как объяснить, почему верующие люди, глядя на кусочек поджаренного хлеба, вдруг начинают «видеть» в нем лик святого? С точки зрения нашей модели, мнение окружающих каким-то образом меняет то, как мы перерабатываем информацию.

Мы провели простой эксперимент. Испытуемым предъявляли «зашумленные» стимулы (неразборчивые картинки), в которых было зашифровано изображение лица или автомобиля, и требовали как можно быстрее дать ответ, что они видят. Перед этим они узнавали мнение группы. Мы манипулировали им, решения группы было быстрее и точнее решения испытуемых. Результаты показали, что группа влияла на испытуемых, заставляя их глубже анализировать информацию, вытаскивать из нее нечто такое, что они сами не догадались бы обнаружить.

О чем танцуют пчелы?

Коллеги, которые изучают принятие решения в группах пчел, странным образом используют ту же самую модель. Известно, что пчелы могут общаться друг с другом – например, передавать информацию об источнике еды и направлении до него. Как группа пчел принимает решение сняться с места и лететь в сторону еды? Они создают рой. Вначале пчелы-скауты ведут разведку, ищут хорошее место. Возвращаясь обратно в колонию, они начинают танцевать, указывая в своем танце качество места и направление к нему. В какой-то момент действуют уже много разных скаутов, которые «рекламируют» разные направления. Одни скауты вовлекают других в свой танец. Постепенно одно из направлений набирает все больше сторонников, и в какой-то момент уже все скауты танцуют в этом направлении. И тогда уже весь рой снимается с места и летит туда, куда показывает больше всего скаутов. Можно заметить сходство между поведением пчел и нейронов. Вероятно, это сходство неслучайно. К этому и стремится нейроэкономика – найти общий язык, с помощью которого можно изучать одни и те же процессы на разных уровнях сложности.

Василий Ключарев – нейробиолог, специалист по нейробиологическим основам социального поведения и нейроэкономике, преподаватель Высшей школы экономики. Материал подготовлен на основе лекции, прочитанной на психологической конференции «Вилка» 19 апреля 2015 года.


Источник: m.vk.com

Комментарии: