Машинное забывание: почему забывание важно для ИИ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-01-13 20:00 Посмотрим правде в глаза: никому не нравится забывать. Все мы расстраиваемся, когда не можем вспомнить, где оставили ключи или как зовут коллегу, с которым вы случайно встретились. Однако забывчивость — это неотъемлемая черта человека: на самом деле, нам повезло, что мы умеем забывать. Для людей забывание — это больше, чем просто неспособность что-то вспомнить: это активный процесс, который помогает мозгу более эффективно получать новую информацию и принимать решения. Чтобы улучшить механизмы машинного обучения, специалисты по ИИ применяют принципы нейробиологии: они убеждены, что человеческий мозг станет ключом к полному пониманию искусственного интеллекта. Наш мозг — это информационный фильтр. Он получает много разрозненных данных, отфильтровывает полезную информацию, а затем удаляет все ненужные детали: так он принимает решения и запоминает истории. Неиспользуемые фрагменты удаляются, чтобы освободить место для новых данных: это похоже на очистку диска на компьютере. С точки зрения нейробиологии, забывание происходит, когда синаптические связи между нейронами ослабевают с течением времени. По мере развития новых нейронов они переплетаются в гиппокампе, перезаписывая уже существующие воспоминания. У забывания есть два преимущества:
Чтобы эффективно подстраиваться под изменяющиеся условия жизни, людям стратегически важно забывать. А что насчет компьютеров? В этом заключается одна из самых больших проблем ИИ— компьютеры забывают не так, как люди. Глубинное обучение — это самый успешный метод машинного обучения нейронных сетей. Однако проблема в том, что нейронные сети забывают не так, как мы. Давайте рассмотрим упрощенный пример. Предположим, что англоговорящий ребенок учится говорить по-испански. Когда он овладеваем родным языком, у него сформировался набор навыков: назовем его «овладение английским языком, как родным». Когда он начинает учить испанский, у него формируется набор навыков под названием «овладение испанским, как иностранным». Не все навыки из первого набора подойдут во втором случае. Формируя второй набор навыков, ребенок вспоминает и начинает применять то, что подходит для испанского. Таким образом, ребенок выучивает испанский, не забывая при этом английского. А теперь представим, как «англоговорящая» нейронная сеть изучала бы испанский. Получая новые знания об испанском, она бы удаляла знания об английском, перезаписывая информацию. Это называется «катастрофа забывания» и «это одно из фундаментальных ограничений нейронных сетей». Машинное обучение — это все еще новая сфера знаний. Тем не менее, уже сейчас ученые строят гипотезы, которые помогут преодолеть это ограничение. Как научить ИИ забыванию: 3 подхода # 1. Сети с долгой краткосрочной памятью (LSTM-сети) LSTM-сети — это такой тип рекуррентных нейронных сетей, в которых используются механизмы обучения, которые решают, какую информацию нужно запомнить, какую — обновить, на какую — обратить внимание. Проще всего объяснить работу LSTM-сетей, используя аналогию с фильмами. Представьте, что компьютер пытается предсказать, что произойдет в фильме, анализируя предыдущие сцены. В одной сцене женщина держит нож — компьютер пытается угадать, шеф-повар она или убийца? Или, например, мужчина и женщина едят суши под золотой аркой — они в Японии или в Макдональдсе? А может в Сент-Луисе? Это довольно сложная задача. LSTM-сети помогают нейронной сети 1) забывать и запоминать, 2) сохранять и 3) сосредотачиваться:
#2. Упругое закрепление весов (EWC) EWC — это алгоритм, созданный в марте 2017 года исследователями из Google. Алгоритм имитирует нейробиологический процесс под названием синаптическая консолидация. Во время синаптической консолидации наш мозг оценивает задачу, вычисляет важность используемых для выполнения этой задачи нейронов и «закрепляет» наиболее важные нейроны. Эти нейроны теперь помечены как важные: теперь они с меньшей вероятностью будут перезаписаны. В нейронных сетях для выполнения задачи тоже используются множественные соединения (похожие на нейроны). Алгоритм EWC помечает некоторые соединения как критически важные, защищая их от перезаписи и забывания. Исследователи применили алгоритм EWC к нейросети, которая училась играть в игры на приставке Atari. Синяя линия — это стандартный процесс глубинного обучения, а красная и коричневая линии —обучение с помощью алгоритма EWC: #3. Теория бутылочного горлышка Осенью 2017 года научное сообщество заговорило о Нафтали Тишби. Тишби, специалист по информатике и невролог из Еврейского университета в Иерусалиме, представил свою «теорию бутылочного горлышка». «Когда в сеть поступает данные, она избавляется от ненужной информации: она как бы пропускает информацию через бутылочное горлышко, сохраняя только релевантную информацию». Как объясняет Тишби, существует два этапа обучения нейронной сети — разметка и сжатие. Во время разметки сеть помечает поступившие данные. Затем начинается намного более длительный процесс — сжатие, во время которого нейросеть «отбрасывает часть данных, оставляя только релевантную информацию». Именно эта информация поможет нейросети сделать обобщение. Сжатие — это эффективный метод забывания. Вполне возможно, что исследователи ИИ будут использовать этот метод, чтобы решать новые задачи и выстраивать новые архитектуры более сильных нейронных сетей. По мнению Тишби, «самая важная часть обучения — это забывание». Вполне возможно, что главными ориентирами на пути к умному ИИ станут наш мозг и механизм, благодаря которому мы забываем. Тем не менее, ученым все еще нужно определить, в каком направлении двигаться. Источник: nuancesprog.ru Комментарии: |
|